Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Проблема компетенций и компетентности специалистов в литературных источниках).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблема компетенций и компетентности специалистов в литературных источниках
1.1 Понятие «компетенции» и «компетентности»
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей компетенций и компетентности специалистов
2.1 Организация, методы и интерпретация исследования
Еще один важный момент - это обязательная самооценка сотрудника, которая позволяет ему еще раз проанализировать свою деятельность за отчетный период, подобрать факты, продумать шаги по саморазвитию. Для руководителя самооценка сотрудника - прекрасный способ сэкономить время и сконцентрироваться на анализе расхождений в оценках и обосновании своей точки зрения.
Для работников финансовой службы могут оцениваться следующие компетенции:
1. Профессиональные знания и степень их применения при выполнении порученных заданий. Здесь должна оцениваться и профессиональная квалификация, и качество выполняемых работ: существует ли необходимость в доработке заданий, наличие ошибок, самостоятельность выполняемых заданий и их своевременность, возможность использования сотрудника по усмотрению компании, то есть его мобильность.
2. Деловые и личностные качества. Здесь оценивается работоспособность сотрудника, его ответственность, внимательность, умение расставлять приоритеты и принимать в необходимых ситуациях самостоятельные решения, аналитические способности, инициативность, способность и желание обучаться, а также умение устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с коллегами, понимание и соблюдение интересов "внутренних и внешних" клиентов.
3. Социальные характеристики. Оценивается соблюдение сотрудником установленных в компании правил, лояльность к компании.
4. Для руководителей служб важны управленческие навыки. Здесь могут оцениваться административные способности, умение планировать, распределять и организовывать работу подчиненных. Умение обеспечивать контроль качества работы на всех этапах, выслушивать и общаться с подчиненными.
Корректировка плана по результатам аттестации
Последний этап составления плана профессионального развития - его корректировка. Обычно на этой стадии проводится постаттестационное собеседование непосредственного руководителя с сотрудником. Руководитель рассказывает, что общего и чем различаются самооценка сотрудника и оценка экспертов, намечаются шаги по улучшению производственного поведения в проблемных зонах.
Выводы по главе 2
Экспериментальное исследование проходило в фирме по изготовлению мягких игрушек «Alisa». Выборку составили менеджеры по продажам в количестве 10 человек.
По результатам тестирования оказалось, что многие специалисты обладают средними коммуникативными и организаторскими склонностями. Данные показатели свидетельствуют о том, что специалисты не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Заключение
В современных условиях менеджер, является эффективным, инновационным руководителем, который совмещается такие параметры как: лидерство, власть, стиль работы и карьеру. Менеджер должен обладать широким кругозором и системным нестандартным мышлением касаемо внутренней взаимосвязи, факторов организации и ее взаимодействия с внешней средой.
Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству мягких игрушек «Alisa». В исследовании приняли участие менеджеры по продажам в количестве 10 человек.
По результатам тестирования оказалось, у многих специалистов по шкале «Коммуникативные склонности» преимущественно наблюдаются средние показатели. По шкале «Организаторские склонности» преимущественно наблюдаются средние и высокие показатели. Данные показатели свидетельствуют о том, что специалисты не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Так же у многих сотрудников отмечаются средние и низкие показатели организационной культуры. Специалисты отмечают, что у них отсутствует возможность в полной мере овладеть специальность, правила и инструкции недостаточно четко представлены, низкая заработная плата, система коммуникаций недостаточно налажена.
Работники считают, что начальство недостаточно поощряет рвение и инициативу персонала, система выдвижения на новые должности так же недостаточно разработана. У специалистов фактически отсутствует возможность принимать участие в принятии решений. Взаимоотношения в коллективе отдаленные.
Список использованной литературы
- Андреев А. Знания или компетенции? Текст. // Высшее образование в России. 2005. - №2. - С. 3-12.
- Балашов Е.С Менеджмент: Учеб. пособие. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003 - 95с.
- Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М. : Академия, 2006.-512с.
- Власов П. К., Верещагина Л. А., Судохольский Г. В. Организационная психология. – М. : Просвещение, 2009.-217с.
- Дружилов С. А. Психология профессонализма. - Спб.: Питер, 2008.-174с.
- Ефремов B. C., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. - №5. - С. 26-37.
- Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. -Т. 4. - № 1. - С. 14-18.
- Занковский А. Н. Организационная психология.- М.: МПСМ, 2000. - 648 с.
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образования. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 38 с.
- Клюев Ф. Н., Кустов Л. М., Шутюк С. В. Проблема развития управленческих кадров профессионального образования в системе повышения квалификации: Монография. Челябинск, 1998. - 168 с.
- Малышев К. Б. Психология управления: Научно-мет. пособие для вузов.-М.: ПЕРСЭ, 2000. -144 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с.
- Менеджмент организации. Учебн. пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Р. З. Акбердина и др. М.: Инфра - М, 1995. - 432 с.
- Местечкин В. И. Практическая психология управления: коммуникативная компетентность: Учебное пособие в 3-х частях Челябинск.: ЧИРПО, 1998. 4.1 - 69 е., Ч. 2. - 92 с, Ч. 3. -132 с.
- Местечкин В. И. О повышении квалификации в профессионально-образовательном менеджменте: Метод, пособие Челябинск.: ЧелИРПО, 2002. - 43 с.
- Митина JI. M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // «Вопросы психологии». 1997. - № 4. -с. 28-38.
- Организационная психология / Состав, и общая ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. - Спб.: Питер, 2000. - 512 с.
- Переверзев М. П., Шайденко М. А., Босовский Л. Е. Менеджмент. - М. : ИНФРА, 2002 - 288с.
- Понамарева Н. А. Психологическая компетентность руководителя. – М. : Академия, 2012.-208.
- Развитие эффективного менеджмента: Межвуз. науч. сборник. - Саратов: СГТУ, 20003 - 142с.
- Рождественская Н. Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя // Народное образование. М, 2001. - № 1. - С. 94-105,-№2.-С. 108-113.
- Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. – Спб. : Питер, 2003.-224с.
- Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М. : МПСИ, 2010.-372с.
- Управленческая эффективность руководителя / Чуркина М., Жадько Н. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2009
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа»: Интел-синтез, 2000. 624 с.
- Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002 - 439с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека: Учеб. пособие. - М. : Логос, 1996. 320 с.
- Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С.22.
Приложение 1
Тестовые показатели
№ п.п. |
Коммуникативные склонности |
Организаторские склонности |
||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
9 |
С |
12 |
С |
2 |
14 |
В |
15 |
В |
3 |
10 |
С |
7 |
Н |
4 |
11 |
С |
10 |
С |
5 |
10 |
С |
11 |
С |
6 |
15 |
В |
13 |
В |
7 |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
10 |
С |
14 |
В |
9 |
5 |
Н |
8 |
Н |
10 |
12 |
С |
6 |
Н |
Приложение 2
Тестовые показатели
№ п.п. |
баллы |
уровни |
1 |
137 |
С |
2 |
179 |
В |
3 |
107 |
Н |
4 |
127 |
С |
5 |
115 |
С |
6 |
182 |
В |
7 |
99 |
Н |
8 |
142 |
С |
9 |
132 |
С |
10 |
99 |
Н |
-
Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М. : МПСИ, 2010.-372с. ↑
-
Митина JI. M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // «Вопросы психологии». 1997. - № 4. -с. 28-38. ↑
-
Занковский А. Н. Организационная психология.- М.: МПСМ, 2000. - 648 с. ↑
-
Клюев Ф. Н., Кустов Л. М., Шутюк С. В. Проблема развития управленческих кадров профессионального образования в системе повышения квалификации: Монография. Челябинск, 1998. - 168 с. ↑
-
Переверзев М. П., Шайденко М. А., Босовский Л. Е. Менеджмент. - М. : ИНФРА, 2002 - 288с. ↑
-
Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002 - 439с. ↑
-
Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с. ↑
-
Дружилов С. А. Психология профессонализма. - Спб.: Питер, 2008.-174с. ↑
-
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образования. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 38 с. ↑
-
Балашов Е.С Менеджмент: Учеб. пособие. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003 - 95с. ↑
-
Понамарева Н. А. Психологическая компетентность руководителя. – М. : Академия, 2012.-208. ↑
-
Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с. ↑
-
Малышев К. Б. Психология управления: Научно-мет. пособие для вузов.-М.: ПЕРСЭ, 2000. -144 с. ↑
-
Местечкин В. И. О повышении квалификации в профессионально-образовательном менеджменте: Метод, пособие Челябинск.: ЧелИРПО, 2002. - 43 с. ↑
-
Управленческая эффективность руководителя / Чуркина М., Жадько Н. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 ↑
-
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа»: Интел-синтез, 2000. 624 с. ↑
-
Развитие эффективного менеджмента: Межвуз. науч. сборник. - Саратов: СГТУ, 20003 - 142с. ↑
-
Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С.22. ↑
-
Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. – Спб. : Питер, 2003.-224с. ↑
-
Организационная психология / Состав, и общая ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. - Спб.: Питер, 2000. - 512 с. ↑
-
Рождественская Н. Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя // Народное образование. М, 2001. - № 1. - С. 94-105,-№2.-С. 108-113. ↑
-
Ефремов B. C., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. - №5. - С. 26-37. ↑
-
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М. : Академия, 2006.-512с. ↑
-
Власов П. К., Верещагина Л. А., Судохольский Г. В. Организационная психология. – М. : Просвещение, 2009.-217с. ↑
-
Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. -Т. 4. - № 1. - С. 14-18. ↑