Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Проблема компетенций и компетентности специалистов в литературных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще один важный момент - это обязательная самооценка сотрудника, которая позволяет ему еще раз проанализировать свою деятельность за отчетный период, подобрать факты, продумать шаги по саморазвитию. Для руководителя самооценка сотрудника - прекрасный способ сэкономить время и сконцентрироваться на анализе расхождений в оценках и обосновании своей точки зрения.

Для работников финансовой службы могут оцениваться следующие компетенции:

1. Профессиональные знания и степень их применения при выполнении порученных заданий. Здесь должна оцениваться и профессиональная квалификация, и качество выполняемых работ: существует ли необходимость в доработке заданий, наличие ошибок, самостоятельность выполняемых заданий и их своевременность, возможность использования сотрудника по усмотрению компании, то есть его мобильность.

2. Деловые и личностные качества. Здесь оценивается работоспособность сотрудника, его ответственность, внимательность, умение расставлять приоритеты и принимать в необходимых ситуациях самостоятельные решения, аналитические способности, инициативность, способность и желание обучаться, а также умение устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с коллегами, понимание и соблюдение интересов "внутренних и внешних" клиентов.

3. Социальные характеристики. Оценивается соблюдение сотрудником установленных в компании правил, лояльность к компании.

4. Для руководителей служб важны управленческие навыки. Здесь могут оцениваться административные способности, умение планировать, распределять и организовывать работу подчиненных. Умение обеспечивать контроль качества работы на всех этапах, выслушивать и общаться с подчиненными.

Корректировка плана по результатам аттестации

Последний этап составления плана профессионального развития - его корректировка. Обычно на этой стадии проводится постаттестационное собеседование непосредственного руководителя с сотрудником. Руководитель рассказывает, что общего и чем различаются самооценка сотрудника и оценка экспертов, намечаются шаги по улучшению производственного поведения в проблемных зонах.

Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование проходило в фирме по изготовлению мягких игрушек «Alisa». Выборку составили менеджеры по продажам в количестве 10 человек.

По результатам тестирования оказалось, что многие специалисты обладают средними коммуникативными и организаторскими склонностями. Данные показатели свидетельствуют о том, что специалисты не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.


Заключение

В современных условиях менеджер, является эффективным, инновационным руководителем, который совмещается такие параметры как: лидерство, власть, стиль работы и карьеру. Менеджер должен обладать широким кругозором и системным нестандартным мышлением касаемо внутренней взаимосвязи, факторов организации и ее взаимодействия с внешней средой.

Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству мягких игрушек «Alisa». В исследовании приняли участие менеджеры по продажам в количестве 10 человек.

По результатам тестирования оказалось, у многих специалистов по шкале «Коммуникативные склонности» преимущественно наблюдаются средние показатели. По шкале «Организаторские склонности» преимущественно наблюдаются средние и высокие показатели. Данные показатели свидетельствуют о том, что специалисты не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Так же у многих сотрудников отмечаются средние и низкие показатели организационной культуры. Специалисты отмечают, что у них отсутствует возможность в полной мере овладеть специальность, правила и инструкции недостаточно четко представлены, низкая заработная плата, система коммуникаций недостаточно налажена.

Работники считают, что начальство недостаточно поощряет рвение и инициативу персонала, система выдвижения на новые должности так же недостаточно разработана. У специалистов фактически отсутствует возможность принимать участие в принятии решений. Взаимоотношения в коллективе отдаленные.

Список использованной литературы

  1. Андреев А. Знания или компетенции? Текст. // Высшее образование в России. 2005. - №2. - С. 3-12.
  2. Балашов Е.С Менеджмент: Учеб. пособие. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003 - 95с.
  3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М. : Академия, 2006.-512с.
  4. Власов П. К., Верещагина Л. А., Судохольский Г. В. Организационная психология. – М. : Просвещение, 2009.-217с.
  5. Дружилов С. А. Психология профессонализма. - Спб.: Питер, 2008.-174с.
  6. Ефремов B. C., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. - №5. - С. 26-37.
  7. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. -Т. 4. - № 1. - С. 14-18.
  8. Занковский А. Н. Организационная психология.- М.: МПСМ, 2000. - 648 с.
  9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образования. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 38 с.
  10. Клюев Ф. Н., Кустов Л. М., Шутюк С. В. Проблема развития управленческих кадров профессионального образования в системе повышения квалификации: Монография. Челябинск, 1998. - 168 с.
  11. Малышев К. Б. Психология управления: Научно-мет. пособие для вузов.-М.: ПЕРСЭ, 2000. -144 с.
  12. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с.
  13. Менеджмент организации. Учебн. пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Р. З. Акбердина и др. М.: Инфра - М, 1995. - 432 с.
  14. Местечкин В. И. Практическая психология управления: коммуникативная компетентность: Учебное пособие в 3-х частях Челябинск.: ЧИРПО, 1998. 4.1 - 69 е., Ч. 2. - 92 с, Ч. 3. -132 с.
  15. Местечкин В. И. О повышении квалификации в профессионально-образовательном менеджменте: Метод, пособие Челябинск.: ЧелИРПО, 2002. - 43 с.
  16. Митина JI. M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // «Вопросы психологии». 1997. - № 4. -с. 28-38.
  17. Организационная психология / Состав, и общая ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. - Спб.: Питер, 2000. - 512 с.
  18. Переверзев М. П., Шайденко М. А., Босовский Л. Е. Менеджмент. - М. : ИНФРА, 2002 - 288с.
  19. Понамарева Н. А. Психологическая компетентность руководителя. – М. : Академия, 2012.-208.
  20. Развитие эффективного менеджмента: Межвуз. науч. сборник. - Саратов: СГТУ, 20003 - 142с.
  21. Рождественская Н. Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя // Народное образование. М, 2001. - № 1. - С. 94-105,-№2.-С. 108-113.
  22. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. – Спб. : Питер, 2003.-224с.
  23. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М. : МПСИ, 2010.-372с.
  24. Управленческая эффективность руководителя / Чуркина М., Жадько Н. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2009
  25. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа»: Интел-синтез, 2000. 624 с.
  26. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002 - 439с.
  27. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека: Учеб. пособие. - М. : Логос, 1996. 320 с.
  28. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С.22.

Приложение 1

Тестовые показатели

№ п.п.

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

баллы

уровни

баллы

уровни

1

9

С

12

С

2

14

В

15

В

3

10

С

7

Н

4

11

С

10

С

5

10

С

11

С

6

15

В

13

В

7

7

Н

5

Н

8

10

С

14

В

9

5

Н

8

Н

10

12

С

6

Н

Приложение 2

Тестовые показатели

№ п.п.

баллы

уровни

1

137

С

2

179

В

3

107

Н

4

127

С

5

115

С

6

182

В

7

99

Н

8

142

С

9

132

С

10

99

Н

  1. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М. : МПСИ, 2010.-372с.

  2. Митина JI. M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // «Вопросы психологии». 1997. - № 4. -с. 28-38.

  3. Занковский А. Н. Организационная психология.- М.: МПСМ, 2000. - 648 с.

  4. Клюев Ф. Н., Кустов Л. М., Шутюк С. В. Проблема развития управленческих кадров профессионального образования в системе повышения квалификации: Монография. Челябинск, 1998. - 168 с.

  5. Переверзев М. П., Шайденко М. А., Босовский Л. Е. Менеджмент. - М. : ИНФРА, 2002 - 288с.

  6. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002 - 439с.

  7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с.

  8. Дружилов С. А. Психология профессонализма. - Спб.: Питер, 2008.-174с.

  9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образования. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 38 с.

  10. Балашов Е.С Менеджмент: Учеб. пособие. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003 - 95с.

  11. Понамарева Н. А. Психологическая компетентность руководителя. – М. : Академия, 2012.-208.

  12. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Межд. гуман. фонд «Знание», 1996. - 309 с.

  13. Малышев К. Б. Психология управления: Научно-мет. пособие для вузов.-М.: ПЕРСЭ, 2000. -144 с.

  14. Местечкин В. И. О повышении квалификации в профессионально-образовательном менеджменте: Метод, пособие Челябинск.: ЧелИРПО, 2002. - 43 с.

  15. Управленческая эффективность руководителя / Чуркина М., Жадько Н. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2009

  16. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа»: Интел-синтез, 2000. 624 с.

  17. Развитие эффективного менеджмента: Межвуз. науч. сборник. - Саратов: СГТУ, 20003 - 142с.

  18. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С.22.

  19. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. – Спб. : Питер, 2003.-224с.

  20. Организационная психология / Состав, и общая ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. - Спб.: Питер, 2000. - 512 с.

  21. Рождественская Н. Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя // Народное образование. М, 2001. - № 1. - С. 94-105,-№2.-С. 108-113.

  22. Ефремов B. C., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. - №5. - С. 26-37.

  23. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М. : Академия, 2006.-512с.

  24. Власов П. К., Верещагина Л. А., Судохольский Г. В. Организационная психология. – М. : Просвещение, 2009.-217с.

  25. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. -Т. 4. - № 1. - С. 14-18.