Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Пути и тенденции совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации ).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пути и тенденции совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1 Проблемы пенсионного обеспечения в условиях реформирования пенсионной системы
1.2 Факторы, влияющие на пенсионное обеспечение в современных условиях
2. Досрочные трудовые пенсии по старости: ОСНОВАНИЯ назначения в современном законодательстве
2.1 Современное законодательство о назначении досрочных трудовых пенсий
Важным фактором высокого уровня пенсионного обеспечения является степень развития среднего класса. Сегодня в России средний класс представлен18% населения и плюс к этому 2% - это лица с доходами выше среднего,[5] в то время как в развитых странах средний класс составляет 60-70%.[6] Именно эта прослойка, около 20%, в России реально может рассчитывать на высокие пенсии, а оставшиеся, включая бедный слой порядка 80% - население с относительно низкими доходами, будет с низкими пенсиями (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Различные категории населения России по уровню доходов, в %, 2010 г.
Таким образом, наличие среднего класса, его сравнительно высокий уровень дохода, также является фактором, воздействующим на эффективность пенсионной системы в целом.
Важнейшим источником средств пенсионного обеспечения могут быть также средства, получаемые за счет эксплуатации природных ископаемых России. По уровню добычи нефти и природного газа Россия занимает лидирующие позиции в мировом сообществе. Природные ресурсы - достояние всего народа, однако доля налогов от добычи полезных ископаемых в общем консолидированном бюджете Государства и бюджете внебюджетных фондов РФ 2010 года составляет всего 8,9%.[7] Этого явно недостаточно для социальных нужд всего населения. По мнению автора, необходимо перераспределение доходов от использования природных ресурсов в пользу социальной сферы и пенсионного обеспечения. Создание, например, подобно Норвегии, Глобального пенсионного фонда позволило бы сформировать стабильную основу для будущих пенсионеров и для их надежной защиты в случае демографичеcких, экономических и других надвигающихся угроз. В России действуют 2 фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые пополняются за счет средств от нефтегазовых доходов. Однако их предназначение заключается в том, чтобы покрывать текущие финансовые потребности государства, не преследуя цели обеспечения будущих пенсий.
Еще одним источником повышения уровня пенсионного обеспечения в России могут служить корпоративные пенсионные фонды. В России существует более 150 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Основная деятельность Российских НПФ связана с привлечением под управление средств обязательного пенсионного страхования, а именно его накопительной части. Деятельность НПФ как корпоративных фондов, где работодатель формирует индивидуальные пенсионные счета для своих работников, не так популярна и не носит массового характера. 87% общего рынка пенсионных резервов содержат всего 10 первых НПФ общего рейтинга. В целом количество участников корпоративного страхования в России составляет – 6 651 146 человек на 30.06.2011 года, что менее 9% экономически активного населения страны. Для сравнения в Финляндии, Исландии, Норвегии, Швейцарии количество участников профессиональных пенсий составляет порядка 70-80% трудоспособного населения страны.
Во многих странах присутствует также добровольная корпоративная пенсия. Охват участников добровольной пенсией (как корпоративной, так и личной) составляет более 50% в Канаде, Чешской Республике, Великобритании. Именно такой вид корпоративных программ присутствует в России, но особой популярностью он не пользуется, несмотря на то, что в России государственные трудовые пенсии достаточно низки.
Кроме корпоративных пенсий в ряде стран, сравнительно недавно, были введены обязательные личные пенсионные счета в Латинской Америке, в Центральной и Восточной Европе, с целью замещения части пособий по социальному обеспечению.
К внутреннему фактору, влияющему на эффективность пенсионного обеспечения, относится специфика регулирования бюджетной системы пенсионного фонда.
Важнейшим внутренним фактором, влияющим на пенсионное обеспечение является реализация накопительной составляющей трудовой пенсии. Как показал опыт развитых стран, участие самих работников в формировании своей будущей пенсии посредством отчислений из зарплаты значительно повышает ее уровень, позволяет после ухода на пенсию сохранять прежний достойный уровень жизни. Однако опыт внедрения накопительной составляющей в России выявил ее существенные недостатки, связанные как со спецификой экономики России, так и с неотрегулированностью работы с пенсионными накоплениями. В результате в 2008 году ПФР впервые начислил отрицательную доходность (минус 0,46%) на накопления граждан,[8] что означало обесценивание накоплений. В еще большей мере накопления обесцениваются в результате инфляции. Таким образом цель накопительной системы – создание и приумножение будущей пенсии – не обеспечивается современной пенсионной системой России.
Еще один из внутренних факторов, от которых зависит размер пенсий – это уровень взносов уплачиваемых работниками и работодателями в счет будущей пенсии. В большинстве развитых стран используется почти равное соотношение взносов от работников и работодателей (Япония, Швеция, Швейцария, Франция, Турция, США, Германия и др.). В России пенсионные взносы уплачивают только работодатели, что снижает степень вовлеченности и заинтересованности граждан в формировании будущей пенсии. Уплата пенсионных взносов только со стороны работодателей не стимулирует трудовую активность и не способствует изменению информационного климата в отношении взаимосвязи работы с величиной пенсии.
Одним из механизмов совершенствования накопительной составляющей пенсии стало введение в действие Федерального Закона от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Его целью является стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан путем уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Государство в целях стимулирования так же предоставляет финансовую поддержку. В целом можно сказать, что данный закон способствовал внедрению новой культуры - самостоятельной заботы о будущей пенсии. Как результат уже около 5% населения участвуют в программе.
Итак, как уже отмечено выше, главное – необходимо расширять механизмы, стимулирующие работников на трудовую деятельность. В частности, на непосредственную связь труда и пенсии.
Важно усилить зависимость пенсии от продолжительности трудовой деятельности посредством связи базовой части пенсии с трудовым стажем, выгодными будут также меры, стимулирующие поздний выход на пенсию лиц, достигнувших пенсионного возраста. Закон о софинансировании действует в рамках подобной инициативы. Но отсутствие массовой разъяснительной работы влечет за собой пассивность со стороны будущих пенсионеров.
Соответственно важнейшим внутренним фактором, препятствующим совершенствованию пенсионной системы в России, является низкая финансовая грамотность населения, что мешает активному участию населения в реорганизации пенсионного обеспечения. Опыт развитых стран показал, что активное участие работников в организации собственной пенсии вследствие традиционно большого опыта в самоорганизации, а также высокой финансовой грамотности реально способствует росту эффективности пенсионного обеспечения.
Выявленные направления совершенствования пенсионной системы можно разделить на 3 блока (рис. 1.2):
- Меры, направленные на изменения основных подходов к созданию пенсионного обеспечения с точки зрения условий, критериев, принципов формирования:
- использование дополнительных источников формирования бюджета ПФР, получаемых за счет эксплуатации природных ископаемых России;
- продление возраста выхода на пенсию для женщин в ближайшее время, для мужчин в долгосрочной перспективе;
- изменение формулы расчета обязательств ПФР, возникающих перед пенсионерами и изменение расчета базы взимания страхового взноса.
- Меры, направленные на изменения в сознании общества, связанные с идеологической основой формирования будущей пенсии:
- повышение финансовой грамотности населения;
- пропагандирование здорового образа жизни;
- формирование потребности в добровольных пенсионных накоплениях;
- информационная поддержка существующих особенностей пенсионной системы.
- Меры, направленные на построение культуры корпоративных пенсий:
- добровольных;
- обязательных.
Направления совершенствования пенсионной системы |
||
Меры, направленные на изменения основных подходов к созданию пенсионного обеспечения |
Меры, направленные на изменения в сознании общества |
Меры, направленные на построение культуры корпоративных пенсий |
Рис. 1.2. Направления совершенствования пенсионной системы
Перечисленные выше носят принципиально комплексный характер. В результате реализации всей совокупности перечисленных шагов будут достигнуты следующие эффекты:
1) В России будет сформирована комплексная система пенсионного обеспечения для групп с разными доходами:
- Для неработающих (имеющих низкий стаж работы в формальном секторе) и низкодоходных работников неформального сектора - социальная пенсия,
- Для низкодоходных работников формального сектора - базовая пенсия,
- Для среднедоходных категорий - сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной пенсии, а с ростом доходов - добровольная и квазидобровольная накопительная пенсия,
- Для высокодоходных - сумма базовой, солидарной, обязательной, добровольной и квази-добровольной накопительной пенсий, а также альтернативные формы сбережений.
2) Существенно ослабляется зависимость пенсионной системы от федерального бюджета. Если до 2020 г. эта зависимость еще сохраняется на уровне 1,8-2,3% ВВП ь(в зависимости от выбранной схемы повышения пенсионного возраста), то в последующие годы скорость ее сокращения существенно возрастает. В конце прогнозируемого периода в 2050 г. доля трансферта падает до 0,18-0,21% ВВП, что практически означает бездефицитный бюджет пенсионной системы.
Реформы позволяют сохранять приемлемый уровень размера пенсии: соотношение среднегодового размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера будет составлять 2.15, индивидуальный коэффициент замещения - 40%, а с учетом добровольных отчислений - почти 50% от уровня средней заработной платы.
2. Досрочные трудовые пенсии по старости: ОСНОВАНИЯ назначения в современном законодательстве
2.1 Современное законодательство о назначении досрочных трудовых пенсий
С 1 января 2019 года в России началась пенсионная реформа, в связи с проведением которой пенсии будут повышаться более высокими темпами, чем это было в предыдущие годы (опережая уровень инфляции). В Правительстве отмечают, что такими темпами пенсии в России будут расти впервые в новейшей истории, и запланированное повышение в Минтруде уже называют «беспрецедентным». Параметры повышенной индексации пенсии до 2024 гг. четко зафиксированы в новом законе о пенсиях с 2019 года под номером № 350-ФЗ, который уже подписан Президентом и был официально опубликован 03.10.2018 г.
20 февраля 2019 г. В. Путин поручил Правительству пересмотреть порядок повышения пенсий и предложил уже с 2019 года проводить индексацию сверх уровня прожиточного минимума (ПМП). Такое изменение касается пенсионеров, получающих минимальные пенсии, которым назначена социальная доплата до ПМП. Президент поручил пересчитать пенсии и возместить недоплату за первые месяцы года.
Согласно подсчетам, средняя пенсия по стране в 2019 году увеличилась на 1000 рублей. Результат стал заметным уже с 1 января, поскольку изменился также порядок индексации пенсий: теперь страховые (трудовые) пенсии будут индексировать на постоянной основе не с 1 февраля, как это было раньше, а с 1 января. Однако эти планы, касающиеся опережающего роста пенсий, не затронут работающих пенсионеров — для них ежегодная индексация не проводится с 2016 года.
С 2019 г. пенсия неработающих пенсионеров должна начать расти устойчиво и быстрее инфляции. Ее размер в течение ближайшего десятилетия должен приблизиться к 40% от уровня заработной платы (сейчас составляет немногим более 30%). Такие задачи стоят перед Правительством в связи с необходимостью выполнения «майского указа» Президента № 204 от 07.05.2018 г.
В среднем на 1000 рублей будет возрастать ежегодно и в будущих годах. Темпами, превышающими уровень инфляции, пенсии планируется повышать как минимум в 2019-2024 гг. Таким образом, пенсионная реформа — это долгосрочный проект, который в 2019 году только начнет реализовываться.
Все это станет возможным благодаря повышению пенсионного возраста, которое в соответствии с законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ начнется уже с 01.01.2019 г. В Правительстве отмечают, что реформа проводится с целью повышения благосостояния пенсионеров и придания устойчивости всей пенсионной системе страны (за счет снижения дефицита бюджета Пенсионного фонда России — ПФР). Именно для этого Правительство вынуждено идти на такую непопулярную среди населения меру, как увеличение пенсионного возраста.
В 2019 году произойдут такие изменения:
-
-
-
- В плане изменения условий выхода на пенсию по старости:
-
-
- общеустановленный пенсионный возраст повысится для мужчин и женщин на полгода (6 месяцев) — соответственно до 60,5 и 55,5 лет;
- соответствующим образом повысится возраст оформления социальной пенсии по старости;
- будут откорректированы некоторые условия назначения льготных пенсий.
-
-
-
- В плане повышения размера пенсионного обеспечения:
-
-