Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Пути и тенденции совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Одними из главных вопросов в области социально-экономической политики государства выступают вопросы пенсионного обеспечения. По своей экономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

В настоящее время назрела необходимость приведения полного, всестороннего исследования в области теории построения пенсионных систем с определением факторов, влияющих на динамику пенсионного обеспечения и обоснованием критериев выбора стратегии пенсионной реформы в РФ.

Это и определяет актуальность и необходимость данной работы.

Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение общих оснований назначения пенсии по старости.

Для достижения данной цели в рамках курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- выявить основные пути и тенденции совершенствования пенсионного обеспечения в РФ;

- представить правовые основы пенсионного обеспечения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования курсовой работы является пенсионное обеспечение населения.

Предметом исследования выступают развитие и проблемы совершенствования пенсионного обеспечения населения в условиях рыночной экономики.

Теоретические и методологические основы курсовой работы. Теоретические основы исследования опираются на работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области пенсионного обеспечения, а также законодательные и правовые акты.

В качестве исходной информации в курсовой работе использованы законодательные и информационно-статистические материалы, касающиеся пенсионных систем, как зарубежных стран, так и России. В качестве информационной базы использовались официальные статистические данные Госкомстата РФ, Минтруда РФ, Пенсионного Фонда РФ, Минфина РФ. В процессе работы над курсовой работой также использовалась информация российских периодических изданий.

Методология и методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода, приемах анализа и синтеза, дедукции и индукции. Широко использованы методы сравнения, наблюдения, детализации, группировки и обобщения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные и обоснованные в нем научно-практические положения могут быть использованы при разработке документов программного характера, определяющих стратегию развития систем пенсионного обеспечения в современных экономических и демографических условиях. Предложенные в работе выводы и рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения могут быть использованы при проведении пенсионной реформы в России, применены на практике управляющими только пенсионных фондов.


Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения с выводами и рекомендациями, списка использованной литературы.

1. Пути и тенденции совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации

1.1 Проблемы пенсионного обеспечения в условиях реформирования пенсионной системы

В современных условиях рыночной экономики проблемы в области социально-экономического развития государства становятся все более актуальными. Рыночные механизмы хозяйствования, пришедшие на смену административно-плановым, требуют формирования новых форм социально-экономических отношений, создания иных механизмов социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.

Социальная защита в целом и пенсионное обеспечение как основная ее часть, являются неотъемлемой составляющей социальной политики любого развитого государства, однако в различных типах государственного строя они реализуются по разному. Так, особенностями советской системы социальной защиты была высокая степень огосударствления и стабильность, что соответствовало тому типу социально-экономических отношений, которые складывались в России на протяжении 70 лет плановой экономики. Социальная защита населения в современных условиях, напротив, находится в ситуации нестабильности и подвержена воздействию факторов, свойственных рыночным отношениям. К таким факторам относятся: глобализация, мировые экономические кризисы, старение населения, инфляция и пр. В экономике возникают новые угрозы, адекватные рыночным законам, что требует создания гибкой системы социальной защиты, способной к быстрому реагированию.

Несмотря на то, что за последние 20 лет пенсионная система несколько раз подвергалась реорганизации, по сути, она остается слегка модифицированной советской системой. Ее основу составляет стандартный солидарный принцип. Начавший формироваться после 2002 г. накопительный компонент все еще крайне слаборазвит и законодательно (до сих пор не принят Закон о выплатах), и институционально (подавляющая часть средств остается в ВЭБе, а большинство НПФ являются кэптивными и, в сущности, предоставляют дополнительные профессиональные пенсии, причем их деятельность нетранспарентна и малопонятна для потребителей).


Высока доля досрочных пенсий, часто выполняющих роль не столько пенсионного страхования, сколько субсидирования определенных профессий, считающихся важными по тем или иным причинам. В целом пенсионная система неплохо приспособлена к задачам пенсионного страхования в секторах с низкой дифференциацией заработной платы (государственном и формальном промышленном). И пока большую часть пенсионеров составляли люди, проработавшие значительную часть жизни в СССР, такая система более-менее справлялась со своими задачами. Более того, во второй половине 2000-х гг. был достигнут значительный прогресс в направлении повышения среднего коэффициента замещения и решения проблемы бедности среди пенсионеров (это было связано, впрочем, в основном с благоприятными демографическими и макроэкономическими условиями), что также дестимулировало поиск нелинейных стратегических решений.

При этом Россия стала страной с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение. Российская реформа страховых взносов идет вразрез с мировыми тенденциями и нетипична для стран догоняющего развития, стремящихся повысить конкурентоспособность своих производителей. В результате в пенсионной системе сложилась следующая ситуация:

  1. величина пенсионных расходов находится на уровне развитых стран ОЭСР (и в среднем выше, чем в странах с формирующимися рынками);
  2. тариф пенсионных отчислений превышает средний уровень по ОЭСР;
  3. уровень реальных пенсий, измеряемый через коэффициент замещения, даже после всех повышений остается в 1,5-2 раза ниже среднего по странам ОЭСР.

При этом пока соотношение пенсионеров и занятых находится еще на вполне комфортном уроне. В средне- и долгосрочной перспективе это соотношение будет ухудшаться.

Таким образом, проблемы пенсионной системы нельзя рассматривать как преимущественно фискальные, они все больше становятся макроэкономической и системной проблемой экономики.

Прогнозы показывают, что в инерционном сценарии трансферт из бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% ВВП при снижающейся норме замещения. Отмена накопительной пенсионной системы для большей части граждан позволит снизить давление пенсионной системы на бюджет в краткосрочной перспективе, но никак не решает структурных проблем накопившихся в системе. Задача данной работы - дать описание структурных проблем и возможных вариантов их решения. При этом задача поиска недостающих источников финансирования на кратко- и долгосрочную перспективу в рамках работы группы не решалась и передана в группу по налогам.


1.2 Факторы, влияющие на пенсионное обеспечение в современных условиях

Поскольку эффективность реформирования пенсионного обеспечения определяется взаимодействием внутренних и внешних факторов, необходимо их проанализировать и на основе этого анализа определить основные направления совершенствования пенсионной системы. В качестве внешних факторов, влияющих на пенсионное обеспечение выступают: демографический фактор, размер заработной платы, доля среднего класса.

Важную роль в настоящее время во всех странах играет демографический фактор, ибо от количества экономически активного населения зависит и количество средств, поступающих в бюджет пенсионного обеспечения.

Старение населения, по расчетам экспертов ООН, в недалеком будущем приведет к росту показателя иждивенческой нагрузки (число нетрудоспособных граждан к трудоспособной части населения) к 2020-2025 г. до 670-750 человек на тысячу трудоспособного населения, а к 2050 г. – до 900-1000.[1] В 2010 году в России было зарегистрировано на 100 пенсионеров всего 175 человек, занятых в экономике. Отсюда следует вывод о том, что необходимо увеличивать срок выхода граждан на пенсию. Экономически - это вполне допустимый механизм решения проблемы и для России, так как средний возраст выхода на пенсию один из наиболее ранних среди развитых стран: для женщин 55 лет, для мужчин - 60. Надо отметить, что основная группа стран членов ОЭСР (17 стран) планирует повышение пенсионного возраста до 65 лет. Вместе с тем 10 из них уже в текущий период времени имеют возраст выхода на пенсию, равный 65 лет. К 2050 году возраст выхода на пенсию в этих странах увеличится до 67 лет, в Великобритании – до 68 лет.

Заметим также, что в большинстве стран прогнозируется увеличение среднего возраста дожития к 2050 году, по сравнению с 2010 годом, более чем на 9%. Срок дожития – это количество лет жизни пенсионеров после выхода на пенсию. В таблице 1.1 представлены данные о количестве лет дожития и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, в сравнении со странами ОЭСР.

Таблица 1.1

Продолжительность жизни и срок дожития после выхода на пенсию[2]

Наименование

Средняя продолжительность жизни с рождения, лет (2010 г.)

Средний срок дожития, лет (2010г.)

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Россия

62

74

14,2

23,8

Страны ОЭСР

75

81

18,5

23,3

Разница между Россией и странами ОЭСР

- 13

- 7

- 4,3

+ 0,5


В таблице 1.2 показано, что средняя продолжительность жизни в России значительно ниже, чем в странах ОЭСР, как для мужчин, так и для женщин. Срок дожития для мужчин также более чем на 4 года меньше, чем средний показатель стран ОЭСР. Однако срок дожития женщин в России на 5 месяцев превышает среднее значение исследуемых стран. Это говорит о том, что для женщин повышение среднего возраста выхода на пенсию в принципе в России допустим. Проблема выхода на пенсию мужчин в России из-за низкой продолжительности жизни – долгосрочная перспектива.

При этом фактически средний возраст выхода на пенсию в России еще ниже - он составляет для мужчин - 58 лет, для женщин - 54,5 лет. Это связано с тем, что по Российскому законодательству работы с особыми условиями труда подпадают под досрочные пенсии. Эти принципы были заложены еще в период советской власти. В настоящий период частные работодатели в условиях вредного производства, используя в основном труд более молодых работников, фактически не несут никакой дополнительной нагрузки при формировании их пенсионных счетов, что порождает дополнительную нагрузку на ПФР, так как срок дожития у этих работников в среднем будет значительно выше. Очевидно, что необходимо увеличить финансовую нагрузку на оплату страховых взносов для предприятий, чьи работники попадают под досрочную пенсию.

Важным показателем, влияющим на величину пенсионного фонда и непосредственно связанным с демографическим фактором, являются требования к минимальному стажу для получения трудовой пенсии. В России этот показатель – 5 лет, в то время как в других странах он в среднем достигает 19,6 лет (в Великобритании, например для мужчин – 44 года). Кроме того, во многих странах, работающие пенсионеры пенсию не получают. В силу низкого уровня как зарплаты, так и пенсии в России это в настоящее время не является приемлемым, однако в целях активизации трудовой деятельности минимальный стаж для получения трудовой пенсии, по нашему мнению, может быть повышен.

Одним из важнейших внешних факторов, определяющих величину пенсии, является уровень заработных плат. В российской экономике все еще наблюдается большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, соответственно низкий уровень зарплат и высокий уровень бедности. В период перестройки 1992-1995гг, основную группу бедных составляли социально уязвимые слои населения, (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с детьми), но уже к концу девяностых годов произошло смещение в сторону бедных – работающих.[3] Если заработные платы таких работников настолько низки, оставляют их за чертой бедности, то применительно к ним любые механизмы повышения эффективности пенсионной системы не будут оказывать существенного влияния на увеличение размера пенсии. Всего в стране за чертой бедности, по данным 3 квартала 2011 года, было 20,2 млн. человек, что составило - 14,3% всего населения.[4] Этот показатель вырос на 0,9% по сравнению с тем же периодом 2010 года. На первом месте по количеству участников среди бедного населения находится трудоспособное население, занятое в сельском хозяйстве, и бюджетных сферах науки, культуры, образования, здравоохранения.