Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Пути и тенденции совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средний размер страховых пенсий по старости для неработающих составит 16,4 тыс. рублей.

Как заявляли в правительстве, в 2020 году страховые пенсии будут проиндексированы на 6,6%, социальные — на 7%.

Новый закон также содержит ограничение, согласно которому воспользоваться такой льготой нельзя раньше 55/60 лет. Однако сама величина стажа, дающего право на такую льготу, в ходе обсуждения законопроекта для женщин и мужчин была уменьшена на 3 года в сравнении с первоначальным вариантом.

Напомним, правительственный проект закона изначально устанавливал нормативы, позволяющие получить статус пенсионера досрочно, в значениях 40 лет для женщин и 45 — для мужчин. Именно с таким содержанием был проект был принят депутатами в первом чтении в июле.

В ходе телевизионного обращения к населению страны Владимир Путин сообщил о необходимости снижения предложенных параметров, чтобы такая льгота стала более доступной. Соответствующие поправки к проекту закона были внесены Президентом в сентябре. В них требования к стажу были смягчены до 37 и 42 лет (то есть на 3 года).

Стаж для досрочного выхода на пенсию исчисляется в календарном порядке. При расчете будет учитываться только страховой стаж, включающий:

Периоды работы либо иной деятельности на территории РФ, во время которых в ПФР уплачивались страховые взносы.

Иные периоды, во время которых взносы в ПФР не отчислялись, но согласно п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» они засчитываются в страховой стаж (также за них могут быть начислены пенсионные баллы).

В частности, к засчитываемым «иным периодам» относятся те, в течение которых россиянин:

  • ухаживал за каждым ребенком до достижения 1,5 лет, но не более чем 6 лет суммарно;
  • ухаживал за инвалидом 1-ой группы, ребенком-инвалидом или за гражданином, достигшим 80 лет;
  • проходил военную либо другую, приравненную к ней, службу;
  • получал пособие по соц. страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • получал пособие по безработице;
  • по направлению службы занятости переселялся в другую местность для дальнейшего трудоустройства;
  • участвовал в оплачиваемых общественных работах;
  • находился под стражей как лицо, необоснованно привлеченное к уголовной ответственности и др. периоды.

Согласно п. 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ вышеперечисленные периоды будут засчитываться в страховой стаж, если до них или сразу после были периоды работы или иной деятельности, во время которых в Пенсионный фонд уплачивались страховые взносы.


Таким образом, пенсионная система России идет по пути развития, но ещё многие аспекты этой структуру нуждаются в реформировании.

2.2 Срок дожития в 2019 год

В конце 2018 года издан Федеральный закон №476 «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год». Данный акт закрепляет, какой показатель будет применяться для назначения пособий.

Сейчас он равняется 252 месяцам, то есть 21 году. По сравнению с прошлым годом показатель увеличился на полгода. В указанном законе величина отражена только на 2019 год. Это говорит о том, что в 2020 будет использоваться другое значение.

На что влияет ожидаемый период

Продолжительность рассматриваемого временного промежутка учитывается в формуле, применяемой для расчета накопительной составляющей.

Данная формула представлена:

НП = П/Т,

где НП – величина пособия;

П – накопления пенсионера;

Т – время, на протяжении которого планируется перечисление лицу обеспечения, связанного со старостью.

Накопления гражданина хранятся на его счете. Он может быть пенсионным или лицевым. Такие средства используются для формирования накоплений.

При изучении формулы видно, что при повышении рассматриваемого показателя сокращается величина накопительной части.

Пример расчета пенсии с учетом ожидаемого периода дожития

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии лучше рассмотреть на конкретном примере. На момент получения права для выхода на заслуженный отдых гражданин накопил на счете 260000 рублей.

Для контраста нужно использовать в первом случае расчета показатель ожидаемого периода за 2017 год. Он составлял 240 месяцев. Также применяется значение за 2019 год, равное 252.

Расчет выглядит так:

для 2017: 260000/240 = 1083 рубля;

в 2019: 260000/252 = 1031 рубль.

Указанная сумма прибавляется к ежемесячной выплате. Лицо может обратиться за назначением пенсий позже, чем такое право у него появилось. Тогда пособие будет больше.

Применяется правило, в соответствии с которым время дожития сокращается на 12 за каждый полный год, в течение которого лицо не обращалось за положенными ему деньгами.

Пример сокращения периода дожития

Гражданин получил право относительно выхода на заслуженный отдых в марте 2019 года. Он решил сразу не обращаться в ПФР для назначения пособия. Обращение произойдет в 2021 году. Тогда показатель сокращается на 24 единицы.


Данная сумма получается путем произведения 12 на 2, так как пропущено будет полных 2 года. Стоит учесть, что установлено ограничение по величине периода. Он не может равняться менее 168 месяцев. Данное правило установлено в 2015 году.

В рассматриваемом примере потребуется поделить накопления гражданина на 228. До 2015 года использовался аналогичный показатель для расчета трудовых пособий.

После вступления в силу Федерального закона №400 от 2013 года «О страховых пенсиях» понятие трудовых сумм не используется, они заменены на страховые.

Зависит величина пособия от ИПК и выработки.

Что сделать, чтобы сумма ежемесячных выплат не уменьшалась

Накопления гражданина, которые зависят от трудового стажа, согласно программе реформирования, должны в размере только расти. Факт того, что продолжительность дожития в будущем будет увеличиваться, не может рассматриваться как способ сокращения нагрузки на ПФР. Это реальное положение дел.

Повышение ожидаемого периода выплаты пособий в 2019 году не повлияет на величину единовременных поступлений для пенсионеров.

Правомочием на получение такого пособия наделены:

- лица, которым не выплачиваются пенсии по старости (причиной тому может быть отсутствие нужного уровня выработки или то, что накоплено недостаточно ИПК);

- граждане, получающие обеспечение от государства в силу утраты трудоспособности, по потере кормильца;

- те, кто накопил на счете 5% и менее от общей суммы страховых начислений по старости (в этот показатель включены фиксированные начисления и пособия).

Единовременная выплата понимается как разовая выдача средств. Гражданину перечисляют деньги, накопленные им на протяжении трудовой деятельности.

Как повлияет повышение ожидаемого периода на срочные выплаты

Повышение уровня дожития может не сказаться на величине срочных выплат для населения. Под срочными пособиями понимаются ежемесячные поступления, положенные гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.

Установлено ограничение по длительности временного отрезка, в течение которого полагается обеспечение от государства. Он не может составлять менее 10 лет.

Получать рассматриваемый вид пособия могут только те лица, кто принимал участие в программе софинансирования. Она реализуется государством. Участвовать могут не только физические лица, но и компании-работодатели.

Также правом на указанные пенсии обладают граждане, чьи выплаты сформированы при использовании семейного капитала.


Что в дальнейшем планирует ПФР в отношении периода дожития

Ожидаемый период в настоящее время может не относиться к той или иной категории получателей. Реформа в сфере государственного обеспечения лиц, вышедших на заслуженный отдых, будет проводиться планомерно.

Завершение нововведений намечается на 2024 год. В планах законодателей повысить показатель дожития до 320 месяцев.
Это изменение влечет за собой то, что величина пенсионных поступлений будет сокращаться.

Новая система предусматривает поощрение более позднего оформления выхода на пенсию. Это позволит получать сумму в повышенном размере.

Таким образом, при расчете пособий должно использоваться время дожития. Данный показатель повышается с каждым годом. Это влечет сокращение величины выплат.

Заключение

В России вступили в силу изменения в пенсионном законодательстве. Основной пакет законов о нововведениях в пенсионном законодательстве вступил в силу в России с 1 января. Закон предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет до 65 для мужчин и 60 для женщин, начиная с 1 января 2019 года.

Согласно изменениям в пенсионном законодательстве, которые вступили в силу с 1 января 2019 года, выход на пенсию для мужчин составит 65 лет, а для женщин-60 лет.

 Президент РФ Владимир Путин предложил досрочно отпустить на пенсию тех россиян, которые по старому законодательству должны были стать пенсионерами в ближайшие два года. По задумке главы государства, такие сотрудники получат льготное право оформить пенсию на полгода раньше наступления нового пенсионного возраста.

Например, работник, чья пенсия по новому законодательству должна быть оформлена в январе 2020-го, сможет уйти с работы в июле 2019 года. То есть на шесть месяцев раньше срока.

С целью смягчения последствий пенсионной реформы помимо общего повышения пенсионного возраста на 5 лет по новому закону будут предусмотрены дополнительные льготы по досрочному выходу на пенсию для отдельных категорий граждан. Одной из таких льгот является предоставление досрочной пенсии по стажу работы. Если он составляет не менее 37 лет у женщин и 42 у мужчин, то оформить страховую пенсию по старости можно будет на 2 года раньше нового предусмотренного пенсионного возраста, который уже с 2019 года начнет поэтапно повышаться и достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (к 2028 году).

Главное ограничение — стать пенсионером досрочно из-за продолжительной трудовой деятельности можно будет не раньше, чем при достижении возраста 55 или 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). То есть не получится снизить таким образом действующий до конца 2018 года общий пенсионный возраст.


В первые 2 годы новой реформы (в 2019 и 2020 гг.) воспользоваться новой пенсионной льготой в полном объеме не получится — т.е. снизить срок выхода на пенсию на 2 года еще будет нельзя, поскольку он в любом случае не может быть меньше, чем сейчас — 55/60 лет (см. таблицу выхода на пенсию по стажу).

При определении права на льготу будут учитываться все периоды, входящие в страховой стаж (т.е. как периоды работы, так и иные учитываемые «нетрудовые» периоды, определенные законодательством — например, уход за каждым ребенком до достижения 1.5 лет).

Также необходимо понимать, что предусмотренная новым законом льгота при длительном страховом периоде 37 лет у женщин и 42 года у мужчин никак не повлияет на общие требования по стажу. Те условия, выполнение которых уже предусмотрено сейчас для получения страховой пенсии по старости на общих основаниях, в ходе реформы не меняются и останутся прежними.

Досрочный выход на пенсию по стажу и годам рождения с 2019 года

Закон о повышении пенсионного возраста в России с 2019 года, принятый Госдумой в третьем (окончательном) чтении 27 сентября и подписанный Президентом В. Путиным 3 октября, предусматривает дополнительное основание для досрочного выхода на пенсию — это наличие продолжительного страхового стажа, который позволяет стать пенсионером на 2 года раньше предусмотренного новым законом срока (с учетом положений переходного периода).

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.//Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»
  3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»
  4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
  5. Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» //Справочно-правовая система «Гарант»
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Справочно-правовая система «Гарант»
  7. Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2018.- № 2
  8. Афанасьев С.А., Люблин Ю.З. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2015 г.: требуется передел доходов в пользу пенсионеров. Пенсия, 2015, №2.
  9. Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд, 2018.
  10. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПБ., БИ 2016.
  11. Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. - 2015.- №2.
  12. Волошина А.Ю. Пенсионные системы в современном мире: основные тенденции и причины реформирования в странах в различным уровнем экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России, том 72. – М.; 2016.
  13. Волошина А.Ю. Пенсионные системы в экономически развитых странах // Проблемы управления в национальной экономике: теория, практика, перспективы. Сборник трудов. – М.: Современная экономика и право, 2015.
  14. Гурвич Е.Т. Реформа 2015 года: решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы? // Новая экономическая ассоциация. 2015. № 6.
  15. Далимов Р. Мировой опыт реформирования пенсионных систем и его использование в условиях переходной экономики: Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 2011.-205 с.
  16. Емельянова Е.А. Материнский капитал. Основные вопросы// журнал «Финансовый Юрист» от 25 января 2015 года
  17. Емельянова Т.В. Единый счет бюджета Пенсионного фонда России.// Финансы и кредит. Информационный центр «Финансы и кредит». 2019. № 3.
  18. Емельянова Т. В. Зарубежный опыт финансового обеспечения пенсионных систем в российской практике. // Финансы.- 2018.- № 10.- С.14-17.
  19. Ерошенков С.Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы России. М., 2011.
  20. Зимина Т. На двух битых один небитый // «Наука и жизнь» http://www.nkj.ru/news/14708
  21. Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России. Пенсия, 2016, №2
  22. Интернет-портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru
  23. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2016.- № 3.- С.15-16.
  24. Лолев Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2015. - №8. - С.12.
  25. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. Человек и труд, 2018, № 12.
  26. Малева Т.М. Средний класс вчера, сегодня, завтра, или как построить «социальный лифт?» // SPERO 2018. - № 8. - С.14.
  27. Минздравсоцразвития. Аналитический доклад http://www.minzdravsoc.ru
  28. Министерство экономического развития Российской Федерации: www.creditrussia.ru
  29. Михальчук В. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов. //Финансы, 2015. - №3.- С.10 – 17.
  30. Никифорова О. Н. Накопительная система пенсий в России неэффективна // Вопросы социального обеспечения №24 декабрь 2015.
  31. Никифорова О. Н. Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 (1).
  32. Никифорова О. Н. Система социальной защиты населения и ее сущность // Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция. - 2011. - № 2.
  33. Никифорова О. Н. Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. - 2012. – № 4 (202).
  34. Никифорова О. Н. Накопительная система пенсий в России неэффективна // Вопросы социального обеспечения №24 декабрь 2015.
  35. Новый энциклопедический словарь-М.: Инфра-М, 2015.
  36. Правовая система Референт http://www.referent.ru/1/183333
  37. Разумов А. Причины бедности и состав бедного населения. Вопросы социального обеспечения №23, декабрь 2015.
  38. Разумов А. Современные проблемы пенсионной сферы.- М.: Московский центр Карнеги, 2015.
  39. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. - 2013.- №8.- С.11 – 16.
  40. Страхование от А до Я. Под редакцией Корчевской Л. И., Турбиной К. Е. – М. Инфра, 2018.
  41. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю. - 2013.- №3.
  42. Центр макроэкономических исследований Сбербанка России// www. sbrf.ru
  43. Якушев Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах РФ. М., 2018
  44. http://www.pfrf.ru/social_programs_of_regions/ - Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации.
  45. http://www.gks.ru/ - Сайт Федеральной службы государственной статистики
  46. http://info.minfin.ru/pf.php - Сайт Министерства финансов Российской Федерации
  47. - Сайт «Пенсии в России»