Файл: «Физические и юридические лица. Общее понятие».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Виды юридических лиц

Вид юридического лица зависит от особенностей его внутренней организации и направления деятельности. Существует два основных способа, как определить вид юридического лица: в связи с коммерческой составляющей и с формой управления. Выделяют два варианта, как разграничить виды юридических лиц. Их подразделяют на коммерческие и некоммерческие организации, на корпоративные и унитарные юридические лица. Это пересекающиеся классификации. И коммерческие, и некоммерческие организации могут быть корпоративными или унитарными. Для определения вида юридического лица нужно установить, какой род деятельности ведет компания. В этом отношении выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Компанию относят к коммерческим или некоммерческим в зависимости от того, является ли получение прибыли основной целью ее деятельности [15].

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [13]. Этим нормативным актом внесены колоссальные изменения в институт юридических лиц. Изменения затронули, в частности, само понятие юридического лица, состав его учредительных документов, ответственность органов управления, порядок реорганизации, введена новая классификация юридических лиц.

Традиционно юридические лица подразделялись на коммерческие и некоммерческие организации. К числу коммерческих относились хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К числу некоммерческих организаций – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды, что соответствовало характеру российской экономики в переходный период. Однако развитие рыночных отношений, международная экономическая интеграция, устаревшее законодательство и иные факторы стали толчком для кардинального изменения существующих видов юридических лиц [25; с. 131].

До внесения изменений в гражданское законодательство в науке гражданского права велись дискуссии, касающиеся несовершенства законодательной классификации юридических лиц, высказывались мнения, что юридические лица должны подразделяться на корпорации и учреждения по аналогии с европейским континентальным правом. На законодательном уровне в конце 2012 года в предмет гражданских отношений были включены корпоративные отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Как следствие, в гл. 4 ГК РФ появилась ст. 65.1, которая все юридические лица (коммерческие и некоммерческие) делит на корпорации и унитарные юридические лица [1].


ГК РФ закрепил понятие корпораций, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, и унитарных предприятий – юридических лиц, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. ГК РФ прописал, какие юридические лица относятся к корпорациям, а какие – к унитарным организациям, указывая на невозможность иного толкования.

К корпорациям, являющимся коммерческими организациями, ГК РФ относит хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. К корпорациям, являющимся некоммерческими организациями, – потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов. Унитарными коммерческими юридическими лицами являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, унитарными некоммерческими – фонды, учреждения, автономные некоммерческие, религиозные организации, публично-правовые компании.

Еще одной новеллой гражданского законодательства стало деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные корпорации. К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества. Каких-либо иных разъяснений ни Кодекс, ни специальные нормативные акты не содержат [25; с. 132].

Предпосылки внедрения новых правовых конструкций в закон обусловлены тем, что необходимо уйти от «искусственного» деления акционерных обществ на закрытые и открытые акционерные общества и прийти к единой модели акционерного общества. При этом особенности публичных акционерных обществ заключаются в повышенных требованиях к минимальной величине уставного капитала; в обязательном вхождении в состав совета директоров независимых директоров; в публичном ведении обществом дел, проявляющемся в раскрытии информации о его деятельности; в наличии специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров.

Таким образом, акционерное общество будет признаваться публичным с момента государственной регистрации проспекта его акций, подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке. Законодатель решил пойти по пути закрепления прозрачности информации о деятельности и структуре собственности акционерной компании.


К непубличным хозяйственным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества. Фактически законодатель, предусмотрев деление на публичные и непубличные хозяйственные общества, ввел его на смену деления акционерных обществ на закрытые и открытые.

Еще одним важным моментом в свете реформы является исключение обществ с дополнительной ответственностью, которые не получили распространения на практике. Одной из причин отказа от этих юридических лиц является то, что их статус определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, и возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава [25; с. 133].

В части изменений, касающихся некоммерческих юридических лиц, создана новая организационно-правовая форма – товарищество собственников жилья, которая ранее в Кодексе упоминалась в главе «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения», и содержала бланкетную норму с указанием на применение норм Жилищного кодекса.

Так, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей, созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

По сути, товарищество собственников недвижимости является родовым понятием, включающим такие разновидности, как товарищества собственников жилья и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, правовое положение которых регулируется специальным нормативно-правовым актом - Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Этот документ утрачивает силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, анализ Закона о внесении изменений показал, что институт юридических лиц в части, касающейся их классификации, претерпел изменения. Произошла попытка привести действующее законодательство в соответствие с реалиями экономической жизни. Действующее гражданское право стремится к формированию эффективной системы жизнеспособных организационно-правовых форм юридических лиц, одновременно вводит новые правовые конструкции. Эволюционный принцип формирования системы юридических лиц в действующем гражданском законодательстве позволяет оптимально учесть разноплановые частноправовые интересы субъектов гражданского права, публично-правовые интересы общества и государства.


В целом к числу современных тенденций изменения системы юридических лиц можно отнести уменьшение организационно-правовых форм юридических лиц; отбор наиболее выгодных конструкций с экономической точки зрения; оптимизация организационно-правовых форм некоммерческих организаций; стремление обеспечить баланс частноправовых и публично-правовых интересов [17; с.1].

2.3. Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности. Этот институт активно участвует в обеспечении законного правопорядка и повышении гарантий защищенности прав граждан, юридических лиц и приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения [22; с. 5].

В соответствие со ст. 2.1 КоАП РФ субъектом административного правонарушения выступают физические или юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов РФ согласно п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ [2].

Установление административной ответственности юридических лиц в современной России связывают со следующими факторами. Возрастает количество и увеличиваются размеры юридических лиц, не находящихся под управлением или прямым контролем государства, в их руках сосредоточиваются огромные материальные и финансовые ресурсы, что делает затруднительным воздействие на них со стороны государства и в то же время дает этим лицам большие возможности, которые могут быть использованы во вред обществу. В пользу существования административной ответственности юридических лиц свидетельствует то, что сдерживающие мотивы лица, включенного в коллектив, ослабевают под воздействием этого коллектива, и лицо, которое самостоятельно не совершило бы правонарушение, под воздействием моральной обстановки в коллективе, поощряющей нарушение закона «во благо фирмы», совершает правонарушение.

В судебной практике не редки случаи привлечения государственных органов к административной ответственности. Особенности административной ответственности юридического лица как элемента его статуса [22; с. 8]:

- несовпадение административной и гражданской правосубъектности;

-применение только пяти видов административных наказаний из восьми, предусмотренных КоАП РФ;

- санкции более тяжкие, в том числе более высокие штрафы;


- назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо, а равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

- особенности применения наказания при его реорганизации;

- проблемы концепции вины;

- проблема привлечения органов публичной власти к административной ответственности.

Основанием для наступления административной ответственности служит совершение административного правонарушения – виновного и противоправного деяния. Если противоправность является формально-правовым признаком, не вызывающим затруднений для идентификации, то проблема вины, определения виновности неодушевленного субъекта, существующего исключительно в пруденциальной сфере, представляет известную сложность.

Определение вины юридического лица является одной из самых сложных практических проблем непосредственно в правоприменительной, административно-юрисдикционной деятельности. В теории административного права вина юридического лица понимается неоднозначно.

Рассмотрение вины юридического лица как субъективного явления, т.е. как психического отношения к противоправному деянию и его последствиям, дает ее понимание посредством проекции вины физических, в том числе должностных, лиц, непосредственно осуществляющих действия от имени юридического лица. Определенная таким способом вина юридических лиц должна пониматься как психологическое отношение к содеянному коллектива, определяемое по доминирующей воле в этом коллективе. Аналогичное по конструкции понятие вины содержится в ст. 110 НК РФ [3]. В научной литературе по данной проблематике отмечалось, что вина юридического лица не может произвольно определяться лишь при выявлении вины конкретного должностного лица. Доказыванию подлежит виновность всех работников, осуществляющих действия от имени организации в целом.

В науке административного права имеет место и иной подход к вине юридического лица, основанный на приоритете объективного аспекта в деятельности юридического лица. Тождественное по конструкции понятие вины используется в гражданском и предпринимательском праве. При таком подходе вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией деятельности юридического лица, непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, не приложением требуемых усилий для предупреждения правонарушений и устранения их причин.