Файл: «Организация и управление процессами товародвижения на рынке.».pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Анализ структуры затрат предприятия показал, что наибольшую долю в расходах предприятия занимают постоянные расходы, но следует обратить внимание, что с ростом товарооборота доля постоянных издержек снижается.
В таблице 2.8 произведем анализ динамики издержек компании.
Таблица 2.8
Анализ издержек за 2005-2007 годы
Вид затрат |
Затраты, тыс. руб. |
Динамика |
|||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2006 – 2005 |
2007 – 2006 |
2007 – 2005 |
||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
Постоянные затраты всего, в т.ч. |
5 773 |
7 468 |
10 010 |
1 695 |
29,4 |
2 542 |
34,0 |
4 237 |
73,4 |
- ЗП персонала |
4 050 |
5 346 |
7 200 |
1 296 |
32,0 |
1 854 |
34,7 |
3 150 |
77,8 |
- ЕСН |
1 053 |
1 390 |
1 872 |
337 |
32,0 |
482 |
34,7 |
819 |
77,8 |
- аренда склада и офиса |
228 |
240 |
276 |
12 |
5,3 |
36 |
15,0 |
48 |
21,1 |
- коммунальные платежи |
94 |
108 |
144 |
14 |
14,9 |
36 |
33,3 |
50 |
53,2 |
- амортизация |
204 |
231 |
339 |
27 |
13,2 |
108 |
46,8 |
135 |
66,2 |
- прочие расходы |
144 |
153 |
179 |
9 |
6,3 |
26 |
17,0 |
35 |
24,3 |
Переменные расходы всего, в т.ч. |
12 344 |
15 056 |
20 470 |
2 712 |
22,0 |
5 414 |
36,0 |
8 126 |
65,8 |
- себестоимость товара |
9 194 |
10 496 |
12 910 |
1 302 |
14,2 |
2 414 |
23,0 |
3 716 |
40,4 |
- транспортные расходы |
3 150 |
4 560 |
7 560 |
1 410 |
44,8 |
3 000 |
65,8 |
4 410 |
140,0 |
Всего затрат |
18 117 |
22 524 |
30 480 |
4 407 |
24,3 |
7 956 |
35,3 |
12 363 |
68,2 |
Рис. 2.12 Динамика затрат компании
За анализируемый период расходы Архангельского филиала компании выросли на 12 363 тыс. руб., или на 68,2%, в том числе постоянные расходы возросли на 73,4%, а переменные на 65,8%.
Помимо себестоимости товара и заработной платы персонала с отчислениями, большую долю в структуре затрат предприятия занимают транспортные расходы, так за анализируемый период они возросли на 4 410 тыс. руб., или на 140%.
Поэтому далее в таблице 2.9 представим анализ транспортных расходов предприятия.
Таблица 2.9
Транспортные расходы предприятия
Вид затрат |
Затраты, тыс. руб. |
Динамика |
|||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2006 – 2005 |
2007 – 2006 |
2007 – 2005 |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
||||
Количество машин всего, в т.ч. |
7 |
8 |
12 |
1 |
14,3 |
4 |
50,0 |
5 |
71,4 |
- газель |
6 |
7 |
11 |
1 |
16,7 |
4 |
57,1 |
5 |
83,3 |
- рефрижератор |
1 |
1 |
1 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Отработанные часы всего, в т.ч. |
7 730 |
9 622 |
15 790 |
1 892 |
24,5 |
6 168 |
64,1 |
8 060 |
104,3 |
- газель |
6 300 |
8 400 |
14 850 |
2 100 |
33,3 |
6 450 |
76,8 |
8 550 |
135,7 |
- рефрижератор |
1 430 |
1 222 |
940 |
-208 |
-14,5 |
-282 |
-23,1 |
-490 |
-34,3 |
Транспортные расходы всего, тыс. руб., в т.ч. |
3 150 |
4 560 |
7 560 |
1 410 |
44,8 |
3 000 |
65,8 |
4 410 |
140,0 |
- газель |
2 127 |
3 548 |
6 623 |
1 421 |
66,8 |
3 075 |
86,7 |
4 496 |
211,4 |
- рефрижератор |
1 023 |
1 012 |
937 |
-11 |
-1,1 |
-75 |
-7,4 |
-86 |
-8,4 |
Стоимость 1 часа работы |
|||||||||
- газель |
338 |
422 |
446 |
85 |
25,1 |
24 |
5,6 |
108 |
32,1 |
- рефрижератор |
715 |
828 |
997 |
113 |
15,8 |
169 |
20,4 |
281 |
39,3 |
Проведенный анализ показал, что количество автотранспорта предприятии неуклонно растет, что объясняется ростом объемов продаж, но как отрицательный момент следует отметить рост стоимости 1 часа работы автотранспорта.
Поэтому руководству компании следует с целью повышения эффективности товародвижения разработать мероприятия по снижению транспортных расходов.
Одним из самых эффективных методов финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем – Прибыль» («Costs – Volume – Profit - CVP»), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Сила воздействия |
= |
=Валовая маржа |
операционного рычага |
Прибыль |
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Произведем расчет запаса финансовой прочности для представительства компании за 2005-2007 гг.
Таблица 2.10
Анализ прибыли, рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия
Показатель |
Значение показателей |
Динамика показателей |
|||||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2006 – 2005 |
2007 – 2006 |
2007 – 2005 |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||||
Товарооборот, тыс. руб. |
22 985 |
26 239 |
32 274 |
3 254 |
14,2 |
6 035 |
23,0 |
9 289 |
40,4 |
||
Переменные затраты, тыс. руб. |
12 344 |
15 056 |
20 470 |
2 712 |
22,0 |
5 414 |
36,0 |
8 126 |
65,8 |
||
Валовая маржа, тыс. руб. |
10 641 |
11 183 |
11 804 |
543 |
5,1 |
621 |
5,6 |
1 164 |
10,9 |
||
Валовая маржа в относительном выражении к выручке |
0,46 |
0,43 |
0,37 |
-0,04 |
-7,9 |
-0,06 |
-14,2 |
-0,10 |
-21,0 |
||
Постоянные затраты, тыс. руб. |
5 773 |
7 468 |
10 010 |
1 695 |
29,4 |
2 542 |
34,0 |
4 237 |
73,4 |
||
Валовая прибыль, тыс. руб. |
4 868 |
3 715 |
1 794 |
-1152 |
-23,7 |
-1921 |
-51,7 |
-3 073 |
-63,1 |
||
Рентабельность деятельности, % |
26,9 |
16,5 |
5,9 |
-10 |
- |
-11 |
- |
-21 |
- |
||
Сила воздействия операционного рычага |
2,2 |
3,0 |
6,6 |
0,8 |
37,7 |
3,6 |
118,6 |
4,4 |
200,9 |
||
Порог рентабельности, тыс. руб. |
12 470 |
17 522 |
27 368 |
5 052 |
40,5 |
9 846 |
56,2 |
14 898 |
119,5 |
||
Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
10 515 |
8 717 |
4 906 |
-1797 |
-17,1 |
-3811 |
-43,7 |
-5 609 |
-53,3 |
||
% запаса финансовой прочности |
45,7 |
33,2 |
15,2 |
-12,5 |
-27,4 |
-18,0 |
-54,2 |
-30,5 |
-66,8 |
Рис. 2.15 Валовая прибыль предприятия
Рис. 2.16 Запас финансовой прочности предприятия
Запас финансовой прочности Архангельского филиала ООО «Артис Т» имеет устойчивую тенденцию снижения и составил в 2005 году 10 515 тыс. руб., что соответствует 45,7%, в 2007 году запас финансовой прочности значительно снизился и составил 4 906 тыс. руб., что соответствует 15,2%.
Это означает, что предприятие в 2005 году способно было выдержать 46-процентное снижение товарооборота без серьезной угрозы для своего финансового положения, а в 2007 году лишь 15-процентное снижение.
Данная ситуация свидетельствует о снижение эффективности деятельности предприятия, что еще раз подтверждает необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности товародвижения.
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия
Конкурентная среда анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.
Основными конкурентами ООО «АРТИС Т» являются:
- ООО «Каравелла»;
-ООО «Русский холод»;
-ООО «Петровский».
Их сильные и слабые стороны представлены в таблице:
Таблица 2.11
Основные конкуренты ООО «АРТИС Т», их сильные и слабые стороны
Их преимущества: |
Их недостатки: |
Склады находятся в непосредственной близости к точкам реализации; |
Нет специализированной техники доставки (машины с постоянной заморозкой); |
Поставлена разветвленная и налаженная сеть сбыта; |
Не являются производителями, а только дистрибъютерами; |
Есть прямые контракты по сильным брендам. |
Не могут показать цены ниже по пересекаемой продукции. |
Проводится анализ (менеджером по продажам) методом больших оценок по каждому конкуренту. По результатам исследования деятельности конкурентов, проводится оценка уровня конкурентоспособности предприятия, выявление конкурентных преимуществ. Пять баллов доминирующая позиция.
В качестве факторов конкурентоспособности будут выступать:
-качество
-цена
-каналы сбыта
-реклама
-ассортимент.
Таблица 2.12
Балльная оценка уровня конкурентоспособности предприятия
Факторы |
ООО «АРТИС Т» |
ООО «Каравелла» |
ООО «Русский холод» |
ООО «Петровский» |
1.КАЧЕСТВО |
5 |
5 |
4 |
4 |
2.ЦЕНА |
5 |
4 |
4 |
5 |
3.КАНАЛЫ СБЫТА |
4 |
5 |
5 |
5 |
4.РЕКЛАМА |
2 |
5 |
3 |
3 |
5.АССОРТИМЕНТ |
4 |
5 |
5 |
4 |
ИТОГО: |
20 |
24 |
21 |
21 |
По данным таблицы видно, что ведущий конкурент – это ООО «Каравелла». Отклонение от ведущего конкурента составляет 12,5% (100% - 87,5%=12,5%), следовательно, продукция ООО «АРТИС Т» является конкурентоспособной на рынке.
2.5 Анализ основных потребностей и каналов сбыта
Основными поставщиками ООО «АРТИС Т» являются:
- ООО«Вологодский молочный комбинат»,
-ООО «Инмарко»,
-ООО «Талосто».
Продукция, которая входит в прайс замороженных полуфабрикатов поставляется по прямым контрактам от таких компаний, как:
- ООО «Перовский»;
- ООО «Колпино»;
- ООО «Морозко»;
- ООО «Бауэр»;
- ООО «Золотой петушок»;
- ООО «Vichi»;
- ООО «Балтия»;
- ООО «Скородум».
Со всеми поставщиками у предприятия налажены прочные связи, сотрудничество ведется на взаимовыгодной основе. Выбор поставщиков объясняется, сложившимися условиями оплаты за товар, соответствие поставляемого товара предъявляемым требованиям качества и малыми затратами на транспортные расходы, так как предприятия-поставщики находятся в непосредственной близости от предприятия-переработчика.
Потребитель – предприятия розничной торговли или предприятия покупающие данную продукцию для своих целей.
При планировании объёма выпуска учитывается следующее:
1. Потенциальная ёмкость рынка;
2. Ёмкость рынка увеличивается;
3. Наше производство при полной загрузке может выпускать продукции примерно в два раза больше.
Как видно из выше приведённых факторов, влияющих на объём выпуска, объём выпуска определить довольно сложно:
Опасности, которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия им, представлены в следующих таблицах.
Таблица 2.13
Факторы микросреды, влияющие на сбыт
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
1. Стабильность поставок |
1. Нестабильность поставок сырья |
2. Бесперебойность работы предприятия |
2. Забастовка рабочих нашего предприятия |
3. Приобретение новых заказчиков |
3. Потеря существующих связей с заказчиками |
4. Заказчики удовлетворены качеством нашей продукции |
4. Неудовлетворённость заказчика качеством нашей продукции |
5. Положительное отношение контактной аудитории |
5. Плохое отношение к нам контактной аудитории |