Файл: мотивация и управленческая деятельность( Роль и значение системы мотивации персонала в развитии предприятия).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
Как видно из таблицы, прибыль предприятия за анализируемый период постепенно возрастает. Это является положительным моментом в деятельности гостиницы.
2.2 Анализ системы управления персоналом
В ООО «Медея» функции по управлению персоналом осуществляет отдел кадров (таблица 3). Из таблицы видно, что управление персоналом в гостинице сводится в основном к реализации функции найма.
Таблица 3
Функции управления персоналом, возложенные на сотрудников отдела кадров в настоящее время
Название функций |
Описание функций |
Исполнители |
Подбор специалистов |
При поиске используют только внутренние источники, так как продвижение по службе своих работников обходится гораздо дешевле. |
Менеджер по персоналу Начальники соответствующих подразделений |
Оценка соответствия |
Анализ документов претендента, собеседование |
Менеджер по персоналу |
Отбор кандидатов на замещение вакантных должностей |
Отбор кандидатов осуществляется из наиболее подходящих кандидатур резерва, созданного в ходе набора. При отборе кадров директор определяет цели отбора, профессиональные и личные качества кандидатов, методы отбора. |
Начальник отдела персонала Менеджер по персоналу Начальники соответствующих подразделений |
Оформление трудовых правоотношений |
Заключение, изменение, расторжение трудовых контрактов. |
Менеджер по персоналу |
Мотивация и стимулирование труда |
Нормирование и тарификация трудового процесса. Разработка систем оплаты труда Разработка моральных форм поощрения |
Начальник отдела персонала Менеджер по персоналу |
Регулирование условий труда |
Охрана труда и техника безопасности Обеспечение условий труда |
Начальник отдела персонала Менеджер по персоналу Начальники подразделений |
Организация движения кадров |
Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (отдел) в силу производственной необходимости или изменения характера труда. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего. Увольнение с предприятия |
Начальник отдела персонала Начальники подразделений |
Гостиница «Медея» придерживается закрытой кадровой политики и характеризуется это тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Анализ использования трудовых ресурсов произведен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ использования трудовых ресурсов гостиницы «Медея»
2016 г |
2017г |
2018г |
Абсолютное отклонение 2017 к 2016гг |
Абсолютное отклонение 2018 к 2017гг |
|
1.Среднесписочная численность работников, чел. |
25 |
29 |
29 |
+4 |
0 |
2. Число принятых, чел. |
2 |
5 |
2 |
+3 |
-3 |
3. Число выбывших, чел. |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
4. Коэффициент текучести кадров |
0,04 |
0,034 |
0,069 |
-0,006 |
0,034 |
5. Коэффициент оборота по приему |
0,08 |
0,172 |
0,069 |
0,092 |
-0,103 |
По данным таблицы 2.5 можно сделать вывод:
- среднесписочная численность работников в 2018 г. увеличилась на 4 чел;
- коэффициент текучести в 2018 г. превысил нормальное значение 5%, что является негативным фактором
- коэффициент оборота по приему в 2018 году снизился
- коэффициент оборота по выбытию в 2018 г. увеличился
Таким образом, на предприятии имеются проблемы с кадрами, увеличилась текучесть кадров.
2.3 Управление мотивацией и стимулированием персонала в ООО гостиница «Медея»
Исходной информацией о системе оплаты труда и материального стимулирования является Положение об оплате труда и премирования ООО гостиница «Медея». Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и предусматривает порядок и условия оплаты труда, материального стимулирования и поощрения работников гостиница «Медея».
В соответствии с положением заработная плата работников гостиницы «Медея» включает в себя:
- должностной оклад;
- премии за надлежащее выполнение работниками трудовых функций, производимые сверх заработной платы.
Таким образом, можно сделать вывод, что система оплаты труда в ООО гостиница «Медея» повременно-премиальная.
Повременная система оплаты труда предусматривает, что величина заработной платы работников зависит от фактически отработанного ими времени, учет которого ведется работниками в соответствии с документами учета рабочего времени (табелями). Для руководящих работников Правилами трудового распорядка и трудовым договором может устанавливаться ненормированный рабочий день либо работа в режиме гибкого графика рабочего времени.
Премиальная система оплаты труда предполагает выплату работникам дополнительно к заработной плате материального поощрения за надлежащее выполнение трудовых функций при соблюдении Работниками условий премирования в виде единовременных (разовых) премий в соответствии с трудовым договором.
Должностные оклады работников устанавливаются в твердой сумме в штатном расписании гостиницы «Медея». Размер должностного оклада устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
Положением предусматривается премирование. Премии выплачиваются по результатам работы за месяц и (или) за год. Премии устанавливаются приказом (распоряжением) работодателя.
Важной задачей сотрудников отдела кадров является разработка мотивационной программы. Систему стимулирования персонала (Таблица 5), которое использует гостиница «Медея» можно разделить на 3 вида: материальное, моральное и нематериальное стимулирование.
Таблица 5
Система стимулирования персонала
Материальное стимулирование |
|
Заработная плата + Бонусы |
Каждому сотруднику установлен фиксированный должностной оклад и ежемесячно выплачивается стимулирующая премия за производственные результаты. Величина премии подразделения рассчитывается определенным комиссией для каждого конкретного подразделения процентом к фонду фактической заработной платы за месяц, за который выплачивается премия. Внутри структурного подразделения, выделенная ему сумма премии распределяется руководителем подразделения или в его отсутствие заместителем руководителя среди членов коллектива. |
Оплата транспортных расходов |
В целях обеспечения безопасной доставки домой сотрудников, работающих в ночные и вечерние смены, оканчивающиеся после полуночи, предоставляется служебный транспорт. Списки сотрудников для ночной транспортировки формируются ответственными менеджерами в подразделениях и предоставляются на пост Службы безопасности. |
Ассоциация получения кредитов |
При наличии финансовых возможностей работникам выдаются займы на приобретение товаров народного потребления – на срок до 14 года и в размере до 50 тыс. руб.; приобретение жилья – на срок 2 года и в размере до 100 тыс. руб.; обзаведение молодым семьям – на срок 2 года и в размере до 100 тыс. руб. |
Медицинское страхование |
Медицинская страховка предоставляется сотрудникам по прошествии испытательного срока. Категория и набор услуг зависят от должности и стажа. В стандартный пакет входят такие услуги, как вызов врача на дом, скорая медицинская помощь в пределах 30 км за МКАД, услуги стоматологии, плановая и экстренная госпитализация. |
Программа обучения |
Покрытие расходов на организацию обучения, переподготовку, повышение квалификации. |
Моральное стимулирование |
|
Праздники для персонала |
Ежегодно для сотрудников отеля проводятся праздничные мероприятия. Весь коллектив во главе с генеральным директором собирается вместе для того, чтобы отдохнуть в кругу коллег и друзей. Также в гостинице проводятся новогодние праздники для детей работников. |
Награды |
Для мотивации сотрудников к предоставлению безукоризненного сервиса, большей отдаче в работе, а также высокопрофессиональному и этичному отношению к коллегам в гостинице ежеквартально проходит номинация «Лучший сотрудник». |
Нематериальное стимулирование |
|
Прачечная/ химчистка |
Сотрудникам, для которых ношение форменной одежды является обязательным, услуги пользования прачечной/химчисткой предоставляются бесплатно. |
Дополнительный отпуск |
Сотруднику предоставляется право на дополнительный оплачиваемый отпуск сроком на 3 дня на свадьбу и на 3 дня в связи с погребением близкого родственника. |
Возможность продвижения по службе |
Если сотрудник приобретает дополнительные знания, навыки и опыт, позволяющие ему претендовать на более высокую должность – при наличии такой вакансии в организации |
В процессе анализа системы стимулирования и мотивации персонала гостиницы был проведен опрос сотрудников компании для выяснения основных акцентов управления.
Опрос проводился как среди руководителей, так и среди рядовых сотрудников. Результаты представим в виде диаграмм.
Основным индикатором успешной работы гостиницы большая часть сотрудников считает удовлетворенность клиента (рис. 3).
Рис. 3 Критерии качественной услуги
Большая часть сотрудников считает самым эффективным механизмом мотивации создание условий для повышения статуса, профессиональный и личностный рост. Материальное стимулирование занимает второе место по степени важности (см. рис. 4) Данный фактор руководство компании должно учесть при разработке системы стимулировании.
Рис. 4 Инструменты мотивации
Таким образом, систематизируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- Превалирующими критериями качественной услуги являются те, которые ориентированны на потребителя (чтобы клиент остался доволен, чтобы клиент платил с удовольствием…) – 74,28%.
- Основными инструментами мотивации в компании должны стать: создание условий для повышения статуса, профессионального и личностного роста подчиненных (обучение, карьерное продвижение, поддержка, признание…) - 55,6%.
Далее, существующая система материального стимулирования воспринимается скорее противоречиво. Только 34% сотрудников удовлетворены в целом действующей системой материального стимулирования, из них абсолютно удовлетворены лишь 8 %, однако почти столько же (38%) оценили ее негативно. Средний балл оценки очень низкий и составляет 2,9 (рис. 5).
Рис. 5 Удовлетворенность персонала системой материального стимулирования
Корреляционный анализ (анализ взаимосвязи) проводится с целью выявления взаимосвязей выявленных факторов и оценок по отдельным вопросам. Результаты корреляционного анализа представляются в виде таблицы (табл. 6).
Таблица 6
Корреляционный анализ вопросов
Вопросы коэффициенты корреляции |
Номера вопросов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Работа в ООО гостиница «Медея» хорошо спланирована и организована |
1,0 |
0,22 |
0,34 |
0,11 |
-0,04 |
-0,04 |
0,10 |
В настоящий момент у меня есть достаточно возможностей повлиять на планирование моей работы |
0,22 |
1,0 |
0,10 |
-0,13 |
0,15 |
0,15 |
0,00 |
Мой руководитель интересуется моими профессиональными знаниями |
0,34 |
0,10 |
1,00 |
0,06 |
0,04 |
-0,09 |
0,19 |
Навыки и знания, которыми я владею, полностью используются в работе |
0,11 |
-0,13 |
0,06 |
1,00 |
-0,23 |
-0,16 |
0,36 |
Было бы здорово получить дополнительное образование в области моей профессиональной компетенции |
-0,04 |
0,15 |
0,04 |
-0,23 |
1,00 |
0,03 |
-0,24 |
Я мог бы сам неплохо обучать своих коллег в свободное время тому, что я знаю и умею делать хорошо |
-0,04 |
0,15 |
-0,09 |
-0,16 |
0,03 |
1,00 |
0,04 |
Оплата, которую я получаю за мою работу, хорошо соответствует моему выполнению этой работы; |
0,10 |
0,00 |
0,19 |
0,36 |
-0,24 |
0,04 |
1,00 |
Анализ корреляционных связей в проведенных опросах показал, что планирование и организация работы положительно соотносится с вопросами, связанными с системой взаимоотношений в диаде «подчиненный-руководитель». То есть чем лучше построена система коммуникационных отношений в этой диаде, тем лучше спланирована и организована работа в ООО гостиница «Медея».
Опросы показали также, что степень корреляции вопросов, касающихся руководства и взаимоотношений между руководителями и подчиненными, достаточно высока. Более того, устойчивая система коммуникационных связей в ООО гостиница «Медея», помимо того, что зависит от системы взаимосвязей в системе отношений «руководитель-подчиненный», сильно влияет на степень организации работы на предприятии и систему совместной постановки целей работы сотрудников.
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что в ООО гостиница «Медея» имеется ряд проблем, разрешение которых имеет первостепенное значение для предприятия, не только с целью удержания имеющейся позиции в стратегии управления персоналом, но и для дальнейшего развития. Необходимы меры по совершенствованию мотивационного комплекса ООО гостиница «Медея».
Исследование показало, что большинство работников ООО гостиница «Медея» не удовлетворены своей работой и системой мотивации. Таким образом, проведенные исследования и дальнейший анализ результатов позволил сформулировать основные принципы разработки стратегии управления персоналом: необходимо увязать размер денежного вознаграждения с индивидуальной результативностью работника для поощрения личной эффективности; в целях координации усилий различных специалистов и работников необходимо увязать систему премирования с эффективностью деятельности всей организации; а для развития корпоративности необходима система «участие в успехах и неудачах ООО гостиница «Медея» для всего персонала.
Для повышения обоснованности оплаты труда специалистов и работников всех уровней в ООО гостиница «Медея» необходимо разработать и внедрить такую систему мотивации, которая бы ориентировала персонал на улучшение различных функций, выполняемых как специалистами, так и работниками с учетом качества их выполнения и полученных ООО гостиница «Медея» результатов.
Кейс № 2. Анализ рабочего места менеджера по инновационным проектам с точки зрения воздействия психофизиологических факторов
Персонал любой компании должен быть заинтересованным не только в своем материальном положением, но он должен быть морально удовлетворен своей работой. Моральная удовлетворенность сотрудников, побуждает их работать с большей отдачей, тем самым помогая компании улучшить свои позиции на определенном сегменте рынка. Мотивация должна быть ориентирована на всех сотрудников без исключения.