Файл: Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям, анализ данных.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА
1.1. Исторический обзор тренингов по продажам
1.2. Психологический портрет менеджера по продажам
1.3. Описание и проведение корпоративного тренинга
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.4. Методы обработки и анализа данных
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
3.2. Анализ результатов контрольного этапа исследования, статистический анализ, обсуждение
Менеджер по продажам информирует потребителя о товаре (услуги), формирует связь между товаром (услугой) и потребителем. Разъясняет покупателям преимущества определенного вида товаров или услуг в сравнении с другими, аналогичными им. Выявляет и формирует спрос на услуги, выполняет работу по покупке или продаже товаров оптом (немедленной или срочной). Участвует в организации рекламы, пропаганде достоинств продаваемого товара, его потребительских свойств, преимуществ предлагаемых услуг, в подготовке образцов товаров (рисунков, фотографий, муляжей), описания услуг.
Изучает конъюнктуру и тенденции развития рынка, цены и спрос на товары и предоставляемые услуги, выясняет запросы и мнения потребителей о них. От имени учреждения, организации, предприятия покупает и продает на рынке наличного товара или срочном рынке. Подготавливает необходимые документы по купле-продаже на получаемые и отправляемые товары, а также для заключения договоров с юридическими и физическими лицами.
Способствует сокращению срока реализации товаров и предоставления услуг, увеличению объема продаж, числа клиентов, в том числе постоянных, систематически обращающихся за товарами, либо услугами, улучшению качества обслуживания клиентов, расширению услуг, сокращению транспортных затрат [26].
Рассматривает и анализирует жалобы на продаваемый товар и предоставляемые услуги, принимает меры о предупреждении их возникновения, а также случаев причинения клиентам материального ущерба.
Организует широкое использование в работе технических средств и каналов связи - компьютерной техники, телефонов, факсов. Прогнозирует возможное расширение внутреннего и внешнего рынка предлагаемых товаров и предоставляемых услуг. Обеспечивает сохранность коммерческой тайны. Руководит работой подчиненных ему сотрудников.
Рабочий день проходит в офисе, режим работы – свободный, возможные частые разъезды для ведения переговоров.
В работе использует следующие технические средства: с компьютерная и оргтехника, телефон.
Должен знать: законодательные акты, нормативные и методические материалы, касающиеся торговой деятельности; рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики; методы изучения и прогнозирования спроса на реализуемый товар и оказываемые услуги; правила оформления заключаемых договоров; порядок установления связи с потребителями товаров и услуг; организацию деловых контактов и рекламной деятельности; потребительские свойства товаров, правила хранения, сроки и условия их реализации; достоинства и преимущества различного вида услуг; организацию труда и управления; технические средства отображения, обработки и передачи информации; гражданское и трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда, основы маркетинга и логистики, знание форм наличных и безналичных расчетов, правил заполнения документов, желательно владение иностранным языком.
Должен уметь: подготавливать документы по купле-продаже, определять надежность клиентов и компаний, консультировать клиентов, обеспечивать соблюдение действующих стандартов и норм по организации сбыта и транспортировки товаров, организовывать рекламу, готовить образцы товаров, описания услуг, обеспечивать сохранность коммерческой тайны.
Требования к профессионально важным качествам менеджера по продажам [23]:
Основные ПВК:
- высокий уровень развития аналитического мышления;
- эмоциональная и стрессовая устойчивость;
- коммуникабельность и эмпатийность;
- низкий уровень личностной тревожности;
- средний уровень ситуативной тревожности;
- целеустремленность;
- высокий уровень мотивации достижения;
- умение работать в команде;
Дополнительные качества:
- хорошо развитая речь;
- высокий уровень обучаемости;
- стремление к соревновательности, в том числе с самим собой;
- энергичность;
- умение быть напористым, но вежливым;
- критичность по отношению к самому себе;
- умение адекватно воспринимать критику со стороны других;
- умение «держать удар» и спокойно переносить негативное отношение со стороны других людей.
Медицинские противопоказания и психологические противопоказания.
Работа не рекомендуется людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, имеющим выраженные дефекты зрения и слуха, физические недостатки, ослабленную нервную систему. Не рекомендуется людям с астенической, сензитивной и шизоидной ацентуациями характера.
В. Субботин [23] предложил авторскую классификация менеджеров по продажам. Поскольку требования к психологическим особенностям менеджера зависит от типа менеджера и его особенностей профессиональных задач.
В основе предлагаемой классификации лежат три параметра деятельности специалиста по продажам:
Первый параметр - тип клиента, с которым работает продавец: частный (физическое лицо) или корпоративный (юридическое лицо - фирма). Продажа частному клиенту – это в большинстве случаев, конечно, розничная торговля независимо от того, как она осуществляется прямо на улице, в супермаркете или через интернет-магазин. В то же время, продажи корпоративному клиенту могут быть как штучными (например, для собственных нужд компании), так и оптовыми (скажем, для последующей перепродажи). Выбор того или иного варианта зависит прежде всего от самой продукции или услуги (трудно представить себе регулярную продажу гигантских нефтяных платформ частным клиентам), а также от финансовых и административных ресурсов компании-продавца [23, с.17].
Второй параметр - уровень требований к специальным знаниям: невысокий или высокий. В одних случаях продавцу требуется существенный объем знаний для того, чтобы продавать свой товар (услугу). В других - достаточно получасового инструктажа, и все понятно. Это, прежде всего, зависит от самого товара (услуги), от распределения обязанностей между сотрудниками компании. Условно говоря, можно продавать двумя способами. Первый способ: менеджер по продажам проводит общие коммерческие переговоры с клиентом, выясняет его потребности в перевозках, размер бюджета и т.д., а функции технического консультирования берет на себе другой человек. Второй способ: когда менеджер по продажам одновременно выполняет еще и функции технического консультанта.
Третий параметр - инициатор контакта: клиент или продавец. В этом отношении существуют два крайних варианта:
1) специалист по продажам начинает работать с клиентом после его обращения в фирму (по рекламе, по рекомендации; после прихода или звонка в офис);
2) специалист по продажам сам «выходит» на потенциального заказчика. Второй вариант обычно используют, когда количество потенциальных потребителей относительно невелико.
Описание типов специалистов по продажам и примеры
Таким образом, получается 8 типов специалистов по продажам, или видов деятельности продавцов [23].
1. Продажа частным клиентам. Деятельность не требует высокого уровня специальных знаний. Инициатор контакта – клиент. Примеры: продавец кваса в розлив, работник пункта обмена валюты.
2. То же самое по первым двум параметрам: частные клиенты, невысокие требования к специальным знаниям. Отличие от первого типа состоит в том, что это продажи с активным поиском клиентов. Примеры: коммивояжер (торговый агент, специалист по прямым, личным продажам, участник системы MLM), работающий с однотипной и несложной продукцией (простые бытовые приборы, театральные билеты и т. п.).
3. Продажи частным клиентам. Высокие требования к специальным знаниям. Инициатор контакта – клиент. Примеры: продавцы автомобилей в автосалоне, продавцы отделочных и строительных материалов в крупном магазине, продавцы бытовой электроники и компьютеров в рознице.
4. То же самое, но инициатор контакта – продавец. Примеры: специалисты по продажам элитных, эксклюзивных товаров и услуг VIP-клиентам (например, «умных домов»).
5. Работа с корпоративными клиентами при невысоких требованиях к специальным знаниям и без поиска клиентов. Примеры: менеджер по продажам услуг корпоративного питания.
6. То же самое, но с активным поиском клиентов. Примеры: менеджер по продажам корпоративных водительских тренингов (например, навыков безопасного вождения) для крупных компаний, имеющих в штате десятки водителей и, соответственно, большой парк собственных автомобилей.
7. Работа с корпоративными клиентами, требующая высокого уровня специальных знаний, но без поиска клиентов. Примеры: менеджер проекта по продажам услуг по созданию, реконструкции, продвижению и администрированию web-сайтов.
8. То же, только в данном случае инициатором контакта является продавец. Примеры: менеджер по продажам сложного промышленного оборудования.
Кроме указанных выше требованиях к профессиональной деятельности менеджера по продажам, существуют исследования психологических особенностей менеджера, которые способствуют или затрудняют эффективность работы человека в этой профессии.
Проведенные зарубежными психологами Vinchur A.J., Schippmann J.S., Switzer, III, F.S., Roth P.L., [30] исследовали влияние на уровень продаж и оценку руководителем эффективность деятельности менеджера по продажам таких факторов, как экстраверсия, эмоциональная стабильность, доброжелательность, добросовестность, открытость опыту, грубый индивидуализм, общий интеллект, возраст.
Подученные в ходе исследования данные показали, что экстраверсия связана с оценкой руководителя и объемом продаж, то же самое касается добросовестности. Иначе говоря, чем более человек экстравертирован, чем более он добросовестен, тем больше он продает, тем выше оценивает его руководитель [30].
Активность как личностная черта значительно лучше предсказывает эффективность продажника, чем экстраверсия в целом. Это касается как объективного, так и субъективного критериев эффективности. В то же время, обнаруживается, что потребность в социальных контактах довольно слабо связана с эффективностью по обоим критериям. Таким образом, для успешности в продажах не так важно, насколько человек общителен, а важно насколько он энергичен, активен, напорист, способен влиять на других людей.
Аналогичная ситуация по компонентам добросовестности: стремление к достижениям (компонент добросовестности) тесно связано с обоими критериями эффективности, в то же время, надежность (другой компонент добросовестности) тоже связана с обоими критериями, но значительно слабее, чем стремление к достижениям. На основании этого, можно сделать вывод о том, что для продажника имеет значение не столько то, в какой степени он организован, обстоятелен и уважительно относится к власти, сколько то, в какой степени он стремится к овладению деятельностью, приобретению профессиональных умений и способностей.
Сильную связь как с объективным, так и с субъективным критериями эффективности показал фактор знания техник продаж, а также фактор интереса к работе.
Уровень общего интеллекта положительно и сильно связан с оценкой руководителя и не связан с объемом продаж, то же самое справедливо и для фактора возраста. Иначе говоря, несмотря на то, что руководители тем выше оценивают продажника, чем он сообразительнее и старше, реальный объем продаж никак не связан с IQ и возрастом сотрудника.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективный менеджер по продажам должен обладать следующими качествами:
1) активностью, энергичностью, напористостью, способностью оказывать влияние на других людей,
2) стремлением к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, развитию необходимых для работы навыков,
3) знанием техники продаж,
4) интересом к своей профессиональной деятельности.
1.3. Описание и проведение корпоративного тренинга
В качестве тренинга выступал корпоративный бизнес-тренинг целью которого являлось повышение эффективности деятельности менеджера по продажам. Тренинг носил полифункциональный характер и был направлен на решение следующих задач:
- влияние на мотвационно- ценностные ориентации меенджеров по продажам;
- повышение стрессоустойчивости;
- повышения уровня коммуникативных способностей.
Тренинг проводился в течении четырех дней. Первый день - работа с мотивацией. Второй день - коммуникативность. Третий день - работа со стрессовыми ситуациями. Четвертый день - интеграция пройденного материала.
Содержание первого дня тренинга [22].
Цель – коррекция мотивационного ценностный ориентаций личности.
Задачи:
- осознание стихийных мотивов в жизни каждого человека;
- управление силами стихийных мотивов для достижения целей.
1. Знакомство
Каждый участник отвечает на вопрос: «Что в моей личности помогает мне мотивировать других людей и что — мешает?» Каждый последующий участник сначала повторяет сказанное предыдущим участником, потом говорит о себе
Тренер начинает круг с участника, который сидит недалеко от него, чтобы иметь возможность скорректировать процесс, если участники начинают говорить об отсутствии денег, времени и т. п.