Файл: Правовое положение товарных бирж в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рынок услуг в настоящее время один из наиболее стремительно развивающихся секторов экономики: деятельность по оказанию услуг распространяется не только на область удовлетворения духовных, социальных, бытовых человеческих потребностей, но и касается области глобального макроэкономического масштаба. Услуги, проникая в какой-либо форме во все сферы деятельности человека сегодня приобрели достойную потребительную стоимость. Настоящий период можно определить, как время активного формирования моделей договоров различных видов оказания услуг, которые претендуют на автономное типологическое существование в будущем.

Изменения в экономическом обороте, которые происходят сегодня в государстве, влекут существенное обновление российского гражданского права. При осуществлении правотворческой деятельности пристальное внимание уделяется сфере услуг, в гражданском законодательстве регламентируются все новые виды договоров об оказании услуг, которые раньше не были известны отечественному законодательству.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что образование правового института возмездного оказания услуг находится в стадии становления, поэтому соответствие выбора гражданско-правовых форм регламентации данных отношений в большинстве случаев будет определять достижение конечной цели, а именно удовлетворение конкретных нужд субъектов при помощи оказываемых услуг. Вместе с тем, универсальное понятие услуги имеет не вполне четкие контуры, как в науке, так и в законодательстве, различно толкуется учеными и практиками и имеет множество смысловых оттенков. В связи с этим в ближайшем будущем актуальность темы, несмотря на увеличение количества работ, которые посвящены услугам, не будет исчерпана.

В ГК РФ отношения, которые возникают при возмездном оказании услуг, регламентируются положениями гл. 39 «Возмездное оказание услуг»[1], но в ней не предусмотрена специфика, которая присуща различным отношениям по оказанию услуг в силу особенностей различных видов оказания услуг. Более того, современное законодательство в указанной области достаточно бессистемно, в нем существует множество пробелов и противоречий. Для устранения указанных отрицательных явлений, прежде всего, необходим теоретический анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по возмездному оказанию услуг.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере возмездного оказания услуг.


Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие положения о понятии, сущности и исполнении договора возмездного оказания услуг.

Целью работы является комплексный анализ договора возмездного оказания услуг.

Достижение цели исследования сопряжено с решением следующих

задач:

  • рассмотреть становление и развитие отношений по возмездному оказанию услуг;
  • определить правовую природу и сущность договора возмездного оказания услуг;
  • установить процедуру исполнения договора возмездного оказания услуг;
  • определить особенности договора возмездного оказания медицинских услуг, возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего образования, возмездного оказания информационных услуг.

Методы исследования представлены диалектическим, историко-правовым, формально-логическим, сравнительно-правовым и др.

Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как: Арсланов К.М., Башмачникова Е.В., Брагинский М. И., Галаев А.Ю., Дроздова А.В., Жевняк О.В., Жукова Т.В., Кабалкин А.Ю., Кванина В.В., Ковалевский MA., Кратенко М.В., Мейер Д.И., Пучков Е.А., Санникова Л.В., Сидорова О.Ю., Степанов Д.И., Федорова Ю.М., Чайников И.В., Шаблова Е.Г., Шаяхметова А.Р., Щенникова Л.В.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс, иные федеральные законы, а также подзаконные акты. При написании работы также были использованы материалы судебной практики.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

1.1.Становление и развитие отношений по возмездному оказанию услуг

На современном этапе создание эффективной системы правового регулирования деятельности в области оказания услуг предполагает необходимость теоретического осмысления отношений, связанных с оказанием услуг, тщательного анализа всех существующих нормативно-правовых актов, которые прямо влияют на формирование и совершенствование данных договорных отношений. В свою очередь, особенности обозначенных отношений, основные направления их совершенствования для правовой науки, хозяйственной и судебной практики, формируют проблематику правового регулирования отношений по оказанию услуг в России. Для более полного и детального изучения сферы действия указанных отношений, более четкого и правильного понимания их сущности, имеет смысл проследить их эволюционное развитие.


Историческое развитие отношений услуг и обязательств по оказанию таковых обязано своим появлением договору найма. В работах таких исследователей, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Д.И. Степанов договор личного найма в российском дореволюционном гражданском праве рассматривается как первоисточник правового регулирования отношений по оказанию услуг.

Изучая историю развития обязательств по оказанию услуг в России необходимо отметить, что в силу многочисленных обстоятельств, к числу которых можно отнести географическое положение, специфические социально-политические условия, особенности национального менталитета и т.п., процесс становления отечественного гражданского права существенно отличался от подобных процессов, происходивших в странах континентальной Европы[2].

Отечественная правовая система до XIX века не была подвергалась воздействию римской частноправовой традиции в той степени, как это было в западной культуре. Результатом данного обстоятельства стало то, что в российском дореволюционном праве длительное время существовал специфичный подход к правовой регламентации деятельности, которая исполняется в пользу заказчика.

Памятниками отечественного права, Русской Правдой, Псковской Судной грамотой, двумя Судебниками (1497 и 1550 г.) и Уложением 1649 года, не предусматривалось каких-либо особенных положений, которые относятся к процессу оказания услуг. В указанных источниках, согласно Д. И. Степанову, труд, осуществляемый одним лицом в пользу другого, подвергается правовой регламентации только тогда, когда данный труд связывается с ограничением или потерей свободы работником[3]. При этом указанное обстоятельство является не осознанным выбором правотворца или существующей практикой, а показывает лишь то, что выполнение трудовой деятельности или поступление в услужение к иному лицу обычно связывалось в российском праве с отречением от свободного состояния.

Однако, в правовых источниках древнерусского государства предусмотрены правила, которые свидетельствуют о наличии так называемого договора свободного найма, в котором не были предусмотрены механизмы порабощения работника. Так, в Русской Правде есть упоминания о регулировании отношений с некоторыми категориями работников на основе свободного найма. В Псковской Судной грамоте, которая отражает более совершенный уровень экономического развития, регулируются не только отношения изорничества (тождественные закупничеству), но и отношения свободного найма. Последние могут назваться свободными, поскольку в качестве нанимателя выступал свободный человек, гражданские права которого сохранялись полностью, хотя он и состоял в некоторой экономической зависимости от феодала. Договор найма заключался на определенный период или для выполнения определенной работы. Положения о договоре свободного найма предусмотрены и в Судебнике 1497 г.: наймит, ушедший от хозяина до окончания срока договора, утрачивал право на оплату труда. В Судебнике 1589 г. нанимателю было предоставлено право досрочно расторгнуть договор с опплатой наймиту «по расчету», т.е. деньги за реально отработанное время без штрафных санкций.


Немногочисленность норм, регулировавших договор свободного найма, свидетельствуют о редком его применении в древнерусском государстве, что является вполне закономерным для эпохи феодализма.

Начальной точкой в становлении и развитии правового регулирования услуг в российском гражданском праве принято считать 1832 год. Именно в этом году был издан Свод законов гражданских (далее СЗГ), содержащий главу «Личный наем», которая может быть названа базой для формирования конструкции договора возмездного оказания услуг в действующем российском законодательстве[4].

Договор личного найма предполагал такое правоотношение, в рамках которого лицо за вознаграждение получает право временного пользования услугами другого лица[5], т.е. пользование чужим трудом. По этому договору, нанимавшееся лицо, временно осуществляло передачу в пользование свою рабочую силу.

В соответствии со ст. 2201 СЗГ предметом договора личного найма являлись[6]:

- услуги по ведению домашнего хозяйства;

  • заводские, ремесленные и фабричные земледельческие работы, торговые и другие промыслы;
  • услуги по выполнению иного рода работ, не запрещенных законом. Перечень видов деятельности предусматриваемых нормами СЗГ был

открытым, что предполагало возможность отнесения правил о личном найме в процессе осуществления практически любой не запрещенной законом деятельности. Услуги, в соответствии с нормами СЗГ, могли носить как грубый физический (обязанность колоть дрова), так и высокоинтеллектуальный характер (обязанность написать статью или выступить с лекцией).

Таким образом, нормы ч.1. т. Х СЗГ создали прочную основу для последующей разработки и совершенствования конструкции возмездного оказания услуг в российском праве.

В советский период была прерван обычай правового регулирования всего круга отношений по оказанию услуг в рамках самостоятельного договорного типа в кодифицированных правовых актах[7]. Договор найма услуг преобразовался в трудовой договор, а категория «услуги» употреблялась в ГК РСФСР 1922 г. периодически, и упоминались только в качестве вклада, который вносился участниками простого товарищества (ст. 277)[8].

С середины 60-х годов XX века в отечественном гражданском праве стали изучаться договоры услуг. В ГК РСФСР 1964 года регламентировались некоторые виды договоров об оказании услуг, признанные, в свете имеющихся у них особенностей, самостоятельными договорами: поручение, комиссия и т.д.[9] Авторами выражались идеи о включении в раздел III Основ Гражданского законодательства главы под названием «Услуги». Теория о договорах услуг разработана Е.Д. Шешениным, и была обоснована им еще в 70-е годы. Указанная концепция представлялась нецелесообразной, так как данный вариант решения вопроса не позволял бы подробно урегулировать указанные отношения. Более того, Основы Г ражданского законодательства в части обязательств утратили силу.


В это же время продолжалось развитие правового регулирования некоторых видов услуг, которые получали правовое регулирование в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.[10], ГК РСФСР 1964 г., других актах. При этом значительное внимание уделялось отношениям по обслуживанию населения (розничная торговля, общественное питание); при выполнении по заказам населения различных работ (прокат предметов домашнего обихода и иного имущества личного пользования, перевозка пассажиров и багажа, хранение вещей) и др.[11]

Исторический анализ показывает, что отношения по оказанию услуг известны гражданскому праву на протяжении многих тысяч лет, но, за редким исключением, в кодифицированных актах специальные правила, которые посвящены регулированию данных отношений, предусмотрены не были.

Особая роль услуг в гражданском праве не может не отражаться на внимании к указанной категории со стороны законодателя. Совершенствование общественных отношений по оказанию услуг неизбежно влечет за собой появление новых разновидностей поименованных договоров. В Гражданском кодексе специальная глава посвящена договору возмездного оказания услуг, в то время как совсем недавно большинство норм об услугах содержались в ведомственных нормативных актах[12].

Возрастание роли услуг в общественных отношениях предопределило закрепление категории «услуги» в правовых актах гражданского законодательства РФ[13].

Итак, историческое развитие отношений услуг и обязательств по оказанию таковых обязано своим появлением договору найма. Вплоть до XVII вв. в законодательстве не было предусмотрено каких-либо особенных положений, которые относились бы к процессу оказания услуг. Начальной точкой в становлении и развитии правового регулирования услуг в российском гражданском праве принято считать 1832 год. Именно в этом году был издан Свод законов гражданских (далее СЗГ), содержащий главу «Личный наем», которая может быть названа базой для формирования конструкции договора возмездного оказания услуг в действующем российском законодательстве.

Правовая природа и сущность договора возмездного оказания услуг

Для уяснения правовой природы и сущности договора возмездного оказания услуг необходимо остановиться на самом понятии услуги как основании договора возмездного оказания услуг. В настоящее время в понятие «услуга» вкладывается различное содержание - от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуга понимается как предмет договора возмездного оказания услуг[14]. Более того, в комментариях законодательства существуют разные (зачастую прямо противоположные) точки зрения исследователей[15], которые ведут к коллизиям в толковании правовых норм. Разногласия ученых в представлениях о понятии услуги усиливают значимость вопроса о формулировке ее понятия. Более точное определение услуги обеспечит полноту отношений по их оказанию. Однако, каждое определение, каким бы точным оно не представлялось, может подвергаться критическим замечаниям и уточнениям. Основными подходами к определению понятия услуга можно признать представленные ниже.