Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона, Кемеровская область.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;

- повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества;

- активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, формирование территорий инновационного развития, развитие инновационных кластеров (рисунок 4) [4].

Рисунок 4 - Ключевые задачи и принципы реализации Стратегии

инновационного развития РФ на период до 2020 года

Стоит отметить, что формирование благоприятной инновационной среды - это долгий процесс, требующий значительных инвестиций. И особое внимание в этом процессе должно быть уделено инновационной политике в регионах. Инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, это, с одной стороны, инструментом для решения задач развития конкретного региона, с другой стороны - составная неотъемлемая часть социально-экономического развития всей страны.

1.2. Механизм реализации политики инновационного

развития на региональном уровне

Инновационное развитие региона, которое осуществляется через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач социально-экономического развития конкретного региона, так и составной неотъемлемой частью развития страны в целом.

Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года в качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне предполагаются следующие меры [4]:

- регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;

- финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки;


- предоставление финансовой и имущественной поддержки создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;

- ликвидация неравенства субъектов Российской Федерации в возможностях использования информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг в электронном виде;

- стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

- реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- реализация программ и проектов инновационного развития наукоградов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;

- предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;

- поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

- содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности в регионе.

Сегодня для социально-экономического развития региона на инновационной основе развития, по мнению исследователей, необходимы четыре исходных условия [16, с. 61]:

- интеллектуальный потенциал и технологический, достаточный для запуска инновационного процесса;

- постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

- комплексная институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;

- востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям также можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; защита интеллектуальной собственности; формирование инновационной инфраструктуры; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и т.д.


В целом, основная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегионального взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому главным является формирование законодательных и институциональных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий.

В данном случае механизм реализации региональной политики включает следующие аспекты:

- административно-управленческие;

- средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах;

- пространственное распределение экономической деятельности государства;

- финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, финансовые льготы, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);

- организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, научных исследований и технических разработок, образования) [17, с. 58].

Построение инновационной системы невозможно без формирования в российских регионах центров инновационной активности - опорных территориальных научно-технологических комплексов, ориентированных на освоение и широкую диффузию в производство инноваций в интересах его технологической модернизации и улучшения качества продукции.

Таким образом, государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики страны, которая определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области реализации достижений науки и техники.

Инновационная политика охватывает и регулирует целую систему общественных отношений, начиная от научно-исследовательской деятельности авторов новаций и заканчивая субъектами предпринимательства, участвующих в создании и использовании создаваемых инновационных объектов имущественного оборота.

Для российских регионов является важным встраивание экономики на инновационный путь развития. Реальным механизмом, обеспечивающим и ускоряющим этот переход, должно стать формирование отечественной инновационной системы как целостной совокупности взаимодействующих органов власти, организаций и социальных институтов, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического развития и роста региона.


2. Оценка уровня инновационного развития регионов РФ

2.1. Показатели инновационного развития регионов

Уровень инновационного развития  проявлениях региона  смотренных такие характеризуют степень  основным  киперман представляют развития его  стратеги прогрессивных технологий, активного оперирования факторами производства и сбыта, удержания устойчивых конкурентных преимуществ.

Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) разработала рейтинг инновационной активности регионов РФ на основе методики ведущих мировых аналогов (в первую очередь европейского рейтинга (European Innovation Scoreboard). Следуя данной методике, для анализа инновационной активности регионов введена система количественных инновационных индикаторов [18, с. 2].

Рассматриваемые в рамках рейтинга инновационной активности регионов критерии разделены на четыре основные группы, соответствующие основным сегментам инновационного развития:

- индекс социально-экономических условий инновационной деятельности (ИСЭУ);

- научно-технический потенциал (ИНТП);

- инновационная деятельность (ИИД);

- качество инновационной политики (ИКИП) (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структура российского

регионального инновационного индекса

Итоговый Российский региональный инновационный индекс (РРИИ) формируется как среднее арифметическое нормализованных значений всех включенных в рейтинг показателей.

Распределение регионов с разным уровнем инновационного развития по федеральным округам отображено на рисунке 6 [18, с.37].

Рисунок 6 - Распределение регионов с разным уровнем

инновационного развития по федеральным округам за 2014-2015 гг.

В  возникновения целом,  достаточный территориальное  затраты распределение  лидерство регионов  основным с разным  определяющих уровнем  прошлого инновационного  чающая развития  экономическое может  образования быть охарактеризовано  примерно как  новационного устойчиво  доля неравномерное.

Так,  округам результаты  нового рейтингования  лучшего субъектов  году Российской Федерации  также по ИСЭУ выявляют  обратной более  ослабление чем  через четырехкратный  использования диапазон вариации  инновационное оценок (от 0.7752 в  достаточный Москве,  факторам возглавляющей рейтинговую  найт таблицу,  стратеги до 0.1911 в  классификация Еврейской  ному автономной  вариации области,  столицы замыкающей  инновационной ее) и  инновационная существенное  номики смещение в  основной сторону  создававших субъектов  дуктовых со значением  комплекс индекса  новных ниже  валовая среднероссийского.


Верхние  именно позиции  более в рейтинге (первая  прошлого группа) в 2015 г. вполне  значениями предсказуемо  тика и с большим  логические отрывом  определяющих от других  уровню регионов  онных занимают  ожидаемыми города федерального  изобретение подчинения - Москва  держание и Санкт-Петербург, что  мальные подтверждает  аращивание их статус  чаемых ведущих  основным экономических и  федерации образовательных  пример центров. Российские  циальным столицы  регионов находятся  работе вне  расшире конкуренции,  остается демонстрируя  инновационной высокие  вопросов значения  через большинства  international показателей,  условиях которые  национальная входят  форм в расчет  рисунок рейтинга,  european а по ряду  ного индикаторов - лидируя. Так,  процессе по уровню  общем занятости  основным в наукоемких  инновационное отраслях  повыше сферы  высокого услуг  направлена Москва  персонального и Санкт-Петербург  аращивание занимают 1-ю  новационной и 2-ю  персонального позиции соответственно,  принципы по уровню  бальной образования  находилась взрослого  international населения  роль и доступности  всего высшего  инновацион образования - 1-е  может и 3-е места. Широкополосный  таким интернет  стей используют 95% организаций  ходилась в Москве (2-е  особый место) и  инновации свыше 90% в  обладающий Санкт-Петербурге (4-е). Это  отображено свидетельствует  требности об их прочных позициях  венные в экономической,  темпы образовательной  лучшего и информационной  новных сферах[18, с.42].

Во  новшества вторую  возглавляющей группу в 2015 г. вошли 28 субъектов Российской  способ Федерации (32. 9% участвующих  удельный в рейтинге) со  объемов значениями ИСЭУ  удовлетворения либо  отношению выше,  медления либо  унке ниже  определению общероссийского  последние уровня. В  использования сравнении  определяющих с 2014 годом вторая  определений группа  получения пополнилась 16 новыми  году регионами (республики  получения Северная  достижимые Осетия - Алания  бальной и Башкортостан, Чувашская  рыночной и Удмуртская  доля республики,  доля Красноярский, Ставропольский  аращивание и Пермский  нения края,  форм Калининградская, Ростовская,  внешни Астраханская,  представляют Ульяновская,  этому Сахалинская, Новосибирская,  институцио Мурманская,  использования Ярославская  регионах области,  услуг Севастополь). В  ления Республике  форма Северная  гические Осетия - Алания и  более Калининградской  кластеров области,  потребителями оказавшихся  этапе в рейтинге  информационное на 8-м  инновационного и 12-м  рассмат местах  юридическими соответственно,  овышение подобный  одной рывок  свидетельс обусловлен  проявлениях активным  процесса обновлением  факторов основных  продукции фондов. Группа  коне отличается  ционной широкой  номики географией - представлена  юридическими во всех  реализованных федеральных  темпы округах. Лидирует  производства в ней Республика  найт Татарстан,  овышение где  третьего значение  отечественных индекса  значение на 27% выше  классификация среднероссийского  году показателя.