Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона, Кемеровская область.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг является ключевым направлением достижения экономического роста как отдельного региона, так и целой страны. В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю инновационных технологий. Сегодня исследователи говорят о формирующейся новой цивилизации - цивилизации инноваций.

Вместе с тем, одна из главных причин технологического отставания нашей страны заключается в том, что идеи инновационного развития, активно взятые на вооружение мировым сообществом, в Российской Федерации все еще остаются на периферии реальных приоритетов социально-экономического развития государства.

Сегодня недостаточно обеспечена мерами государственной поддержки и стимулирования направленность российской экономики на инновационную деятельность в различных регионах. Как следствие - в нашей стране не так много малых предприятий, которые можно отнести к категории инновационных.

В связи с этим для российских регионов так важен переход на инновационный путь развития, а проблема формирования в РФ инновационных территорий - одна из ключевых задач политики государства.

Различными учеными-экономистами ведутся изыскания в области инновационной политики государства, в их числе Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко, Н.В. Драчик, Н.А. Каменева, Л.Н. Костенко, А.В. Копеин, Н.Е. Кривцова и другие.

Однако, неравномерность экономического развития регионов России, отсутствие в России эффективно действующей инновационной системы и недостаточность ее финансирования, фрагментарность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций создают опасность для инновационной политики страны, что вызывает необходимость проведения дополнительных исследований.

Вышеизложенное обусловило цель исследования - провести всесторонний анализ государственной инновационной политики как основного механизма повышения уровня инновационного развития региона.

В соответствии с целью выдвинуты задачи исследования:

1) рассмотреть основы государственной инновационной политики;

2) дать оценку уровня инновационного развития регионов РФ;

3) провести анализ уровня инновационного развития Кемеровской области и предложить пути совершенствования инновационной политики данного региона.

Объектом исследования является инновационная политика в системе государственного управления.


Предметом исследования является особенности и проблемы инновационного развития региона.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Основы государственной инновационной политики

1.1. Государственная инновационная политика как важнейший аспект социально-экономического развития страны

Слово «инновация» (от английского  эконом слова  ловины innovation - «обновление, улучшение») переводится  зависимости на русский  отдельных язык  гические как «новизна», «нововведение». Понятие «инновация» ввел в научный оборот в 1911 году известный ученый Иозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» [9, с. 18]. Он понимал под инновационными процессами новые комбинации, которые формируются в результате реорганизации производства вследствие использования новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта.

При  сопутс этом в исследовательской литературы  ключевым в исследовательской в инновация  внешние рассматривается и как  инновационного явление (продукт) и  собой как  внедрение процесс (рисунок 1).

ИННОВАЦИЯ

Доля  смену инновации  системы как  инновационный процесса

Доля  вместе инновации  постоя как  торых продукта

Процесс

Явление (продукт)

Рисунок 1 - Инновация как продукт и процесс

Официальное понятие инновационной деятельности дается в статье 2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [2], в соответствии с которой инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание и развитие инновационной инфраструктуры.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики страны, которая определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области реализации достижений науки и техники.


Инновационная политика охватывает и регулирует целую систему общественных отношений, начиная от научно-исследовательской деятельности авторов новаций и заканчивая субъектами предпринимательства, участвующих в создании и использовании создаваемых инновационных объектов имущественного оборота (рисунок 2).

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Рисунок 2 - Система общественных отношений в разрезе

инновационной политики

Национальная  рыночный инновационная  успешное система (НИС) представляет  этап собой  включает совокупность  применять взаимосвязанных  диффузия институтов,  целевая которая  объединенных предназначена для  стимулирования  анализ деятельности  таблица в сфере  рыночная научно-исследовательских  может и опытно-конструкторских  рынок разработок  рамках (НИОКР), сопутс хранения и  инновации передачи  достижения знаний  новшеств и навыков,  больший функция внедрения  рынке результатов  совпадения разработок. НИС  передовых включает, с одной стороны,  ройств компании,  включает университеты,  направлени лаборатории,  ность технопарки  регла и инкубаторы,  такой с другой - инновационную  буемая институциональную среду,  составляют т.е. совокупность  создание законодательных  инновациям актов,  цель норм,  ректировки правил  стадия и ведомственных  стоположения инструкций,  освоение определяющих  ненный формы  деятельности и методы  роджерс взаимодействия, организаций,  техники занятых  зависимости инновационной  основе деятельностью  могут  директивных между  числе собой  продукт и с другими  дальнейших структурными  вационной сегментами  этой  таблица экономики РФ.

Источниками правового регулирования инновационной политики выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и отраслевой принадлежности.

Исследователи систематизируют правовую базу государственного регулирования инновационной деятельности следующим образом [8, с. 25].

1. Программные документы, содержащие общие принципы и целевые установки государственной политики в сфере инновационного развития (концепции, федеральные целевые программы, стратегии, доктрины): «О доктрине развития российской науки» (Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 (с изменениями от 25 августа 2004 г.); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р); Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 года № 426); иные нормативно-правовые акты.


2. Правовые акты общего характера: Конституция РФ; «О науке и государственной научно-технической политике» (Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Правовые акты в области стимулирования и поощрения инновационной деятельности: «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460); «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», статья 22. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ); «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218) и другие акты.

4. Правовые акты в области интеллектуальной собственности: «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685); «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ); «О передаче прав на единые технологии» (Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. №284-ФЗ); «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. № 673) и так далее.

5. Правовые акты в области инновационной инфраструктуры: «О статусе наукограда Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 7 апреля 2004 г. № 70-ФЗ); Государственная программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» (Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р); «О Российской корпорации нанотехнологий» (Федеральный закон РФ от 19 июля 2007 г. №139-ФЗ); «Об инновационном центре «Сколково» (Федеральный закон РФ от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ) и др.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» заложил законодательные основы государственной поддержки инновационной деятельности. Согласно данному закону государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.


Под государственной поддержкой инновационной деятельности понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность [15, с. 112].

В процессе создания и развития государственной инновационной политики важная роль отводится стратегическим документам. В настоящее время ключевым программным документом является Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года [4].

Стратегия детализирует положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР) [3] в части инновационной политики (рисунок 3).

Рисунок 3 - Инновационная стратегия как составная часть

социально-экономического развития Российской Федерации

И Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, и иные документы, принимаемые в целях их реализации, уточняются с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза. В рамках этих документов, а также в Бюджетной стратегии определяются ориентиры финансового обеспечения сферы науки и инноваций.

Ключевыми задачами Стратегии являются [4]:

- наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Данная задача включает создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие;

- резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний, обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах;

- повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций;