Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона, Кемеровская область.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Оценивая особенности социально-экономических условий инновационной деятельности отдельных регионов данной группы, отметим, что ее представляют субъекты с развитой системой высшего образования - Томская, Новосибирская области, Республика Татарстан, Хабаровский край. Развитие высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслей промышленного производства в Самарской, Калужской, Ульяновской, Ярославской областях, Пермском крае и Республике Татарстан определяет благоприятные рейтинговые оценки, полученные этими регионами (первые шесть мест по данному показателю). Новосибирскую, Московскую, Нижегородскую и Сахалинскую области выделяет в рассматриваемой группе значительная доля занятых в наукоемких отраслях сферы услуг (выше, чем в среднем по России), а Тюменская и Самарская области, Республика Татарстан входят в первую десятку по этому параметру.
Третья группа объединяет 28 субъектов Российской Федерации, в которых значения ИСЭУ уступают средней величине по стране. Входящие в ее состав регионы представлены во всех федеральных округах, за исключением Уральского.
В регионах данной группы наблюдается широкий диапазон вариации социально-экономических показателей. Более выгодно выглядят здесь Курская, Омская, Орловская и Воронежская области, где превышен среднероссийский уровень доступности высшего образования, а также Рязанская область и Республика Марий Эл, входящие в топ-10 по уровню занятости в высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслях промышленного производства. Республики Карелия и Адыгея, Владимирская и Ленинградская области входят в первую десятку по распространению широкополосного интернета в организациях.
Наконец, четвертую группу с наименьшими значениями ИСЭУ составляют 27 регионов: республики Мордовия, Ингушетия, Хакасия, Саха (Якутия), Дагестан, Крым, Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Вологодская, Липецкая, Псковская, Амурская, Ивановская, Тамбовская, Тверская, Костромская, Новгородская, Архангельская, Курганская, Магаданская, Кировская области, Алтайский и Забайкальский края, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
В составе этой группы выделяются регионы, которые можно назвать территориями контрастов. В частности, Республика Ингушетия занимает второе место в стране по степени обновления основных фондов, однако этот существенный плюс нивелируется множеством минусов - крайне низким уровнем развития высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслей промышленного производства и наукоемких отраслей сферы услуг. Республика Крым, отстающая по показателям макроэкономического блока, лидирует по доле организаций с широкополосным интернетом. Республика Мордовия превысила среднероссийские значения по уровню образования взрослого населения и доступности высшего образования, но вместе с тем по большинству остальных параметров имеет сравнительно низкие оценки, что не позволяет ей двигаться вверх в рейтинговой таблице.
Таким образом, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, демонстрируя в этом отношении существенное разнообразие.
Рассмотренный нами рейтинг служит инструментом выявления сильных и слабых сторон региона, динамики его позиций в инновационной сфере, комплексной оценки деятельности региональных органов власти, ответственных за инновационное развитие, и позволяет точнее «локализовать» федеральные инструменты поддержки инноваций. Полученные результаты служат ориентиром для органов власти федерального и регионального уровней, принимающих и реализующих решения в области инновационной политики.
2.2. Проблемы инновационного развития регионов РФ
По мнению исследователей, одной из основных проблем инновационного развития регионов является трудность наращивания объема инвестиций (особенно иностранных) в несырьевые отрасли экономики (машиностроение, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, приборостроение, легкую промышленность и т.п.). Это как раз те отрасли, которые определяют уровень экономического развития страны [7, с.112].
Сегодня крупные российские инвесторы вкладывают финансовые средства в основном в сырьевые отрасли экономики, желая получить прибыль как можно скорее.
Сейчас Россия еще реально способна бороться за приоритет 12-17 наукоемких технологий из тех примерно 50, которые определяют стратегический потенциал развитых стран.
Вместе с тем, по оценкам экспертов, Российская Федерация до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов. Это немаловажно, поскольку технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить экономическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного развития.
Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации российской экономики является отсутствие в России эффективно действующей инновационной системы, фрагментарность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций, что позволяет говорить о наличии в России лишь отдельных элементов инновационной системы. В частности, это - научный комплекс, высокотехнологичные предприятия промышленного комплекса, ряд успешно функционирующих объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и др.). Но данные элементы разрознены, они требуют объединяющего начала, способного превратить их в действенный инструмент эффективного использования и коммерциализации научных идей [11, с.45].
Однако, учитывая масштабы России и существенную дифференциацию регионов по социально-экономическому развитию и состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра просто невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе, инновационное развитие должно носить встречный характер движения.
Одной из самых острых проблем в процессе формирования отечественной инновационной системы остается поиск источников для увеличения объемов финансирования в научно-технической и инновационной сфере.
В развитых странах доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6 - 7 % в США, 4 - 5 % во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3 - 3,5 % в Японии [7, с.113].
Общее финансирование науки в РФ за счет бюджетных средств в 15 раз ниже, чем в США и в 4 раза меньше, чем в Японии. И это при том, что в развитых странах в общем объеме расходов на науку доля бюджетных средств составляет не более 25 - 50 %, а в России бюджетные средства до сих пор являются основным источником финансирования научной сферы.
Сегодня в России 94,5 % расходов на науку осуществляется за счет федерального бюджета, а доля расходов на науку в бюджетах субъектов Федерации крайне незначительна.
Вместе с тем, как показывает мировая практика, формирование многоуровневой системы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в том числе многоканального финансирования науки, - одно из обязательных условий существования экономики знаний. Что особо важно для нашей страны, так как основной научно-технический потенциал относится к федеральной собственности, а территориально размещен в регионах. В этой связи важной задачей является воссоздание правовых основ для превращения органов государственной власти субъектов Федерации в активных субъектов научно-технической и инновационной политики
Таким образом, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, демонстрируя в этом отношении существенное разнообразие.
По мнению исследователей, основными проблемами инновационного развития регионов являются:
- трудность наращивания объема инвестиций в несырьевые отрасли экономики;
- отсутствие в России эффективно действующей инновационной системы и недостаточность ее финансирования,
- фрагментарность взаимосвязей власти, хозяйствующих субъектов и научных организаций.
Данные проблемы должны быть отправным ориентиром для выстраивания со стороны органов власти эффективной инновационной политики и совершенствования механизма инновационного развития регионов.
3. Анализ уровня инновационного развития Кемеровской области
3.1. Оценка инновационного развития и направлений
инновационной политики Кемеровской области
Сводные сравнительные данные инновационной развитости Кемеровской области представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 - Сводное значение индексов инновационного развития
Кемеровской области
Согласно оценкам экспертов, Кемеровская область занимает:
- 40-е место по общему Российскому региональному инновационному индексу среди всех субъектов РФ;
- 52-е место по значению индекса социально-экономических условий инновационной деятельности;
- 34-е - по значению индекса научно-технического потенциала;
- 64-е - по показателям индекса инновационной деятельности;
- 23-е место по показателям качества инновационной политики [18, с.91].
Поскольку Кемеровская область является индустриальным регионом (черная металлургия, топливная и химическая промышленность), внедрение инноваций для нее является особенно актуальным.
По оценкам Совета народных депутатов Кемеровской области, в настоящее время в регионе осуществляют свой бизнес в инновационной сфере 15 % предпринимателей. Долгосрочной программой инновационного развития региона предусмотрено увеличение данного показателя до 25 %, для чего предусмотрен ряд программ поддержки и развития инновационной политики региона.
Сегодня для кузбасских предприятий, особенно малых и средних характерно постоянное внедрение инноваций в производственный процесс; компании Кемеровской области проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и выводом новшеств на рынок.
Возрастает активность региона в части вовлечения в инновационную активность молодежи и школьников, за которыми стоит будущее инновационного бизнеса. Например, в рамках ежегодного инновационного форума проходят проектные сессии, на которых самые активные и целеустремленные участники имеют шанс начать работу в инновационном бизнес-инкубаторе.
Значительные усилия по активизации создания и поддержки развития малых и средних инновационных предприятий принимаются Администрацией Кемеровской области. При губернаторе Кемеровской области создан Совет по инвестиционной и инновационной деятельности, принята законодательная база в инновационной сфере, разработан план внедрения инновационной политики. В частности, разработана и действует Программа Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса на 2014-2019 годы» [6].
Действуют принципиальные акты - законы «О технопарках в Кемеровской области» и «Об инновационной политике Кемеровской области». Кроме того, продвижением результатов интеллектуальной деятельности ученых вузов и научных организаций области на рынок занимается Инновационный научно-производственный центр.
Важно также отметить, что для субъектов, играющих важную роль для развития инновационной региональной экономики области, предусмотрены существенные льготы и скидки, а также субсидирование части процентной ставки по кредитам.
Большое значение для инновационной политики региона имеет инновационная стратегия: «Концепция инновационного развития Кемеровской области на период до 2025 года». Концепция включает в себя систему целей и задач, разработанную в соответствии с приоритетами государственной политики Российской Федерации, социально-экономического развития Сибирского федерального округа и Кемеровской области.
В частности, высокую актуальность для Кузбасса имеет ряд направлений, отраженных в Концепции:
- нанотехнологии и технологии создания наноматериалов (что особо существенно для кузбасских технологий глубокой переработки сырья);
- создание энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии - специалисты связывают планируемое создание энерготехнологических комплексов на территории Кемеровской области с большим положительным эффектом в этом направлении;
- экологически безопасная разработка месторождений и добычи полезных ископаемых. Существенная часть инновационных проектов «Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области», принятой 03. 02. 2009 г. на совместном заседании Коллегии Администрации Кемеровской области и Президиума Сибирского Отделения РАН, посвящена именно этой проблеме одного из важнейших добывающих регионов России;
- создание новых видов транспортных систем и управления ими - снятие транспортных ограничений для экономики региона, развитие логистического комплекса Кемеровской области, включенного в общероссийскую транспортную систему сформулировано как одна из важнейших целей Стратегии «Кузбасс-2025»;
- разработка и внедрение технологий добычи, доставки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Применительно к сфере угледобычи, прежде всего, акцент делается на обогащении угля, что позволяет производить топливо с высокой концентрацией энергии;