Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона, Кемеровская область.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценивая особенности социально-экономических условий инновационной деятельности отдельных регионов данной группы, отметим, что ее представляют субъекты с развитой системой высшего образования - Томская, Новосибирская области, Республика Татарстан, Хабаровский край. Развитие высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслей промышленного производства в Самарской, Калужской, Ульяновской, Ярославской областях, Пермском крае и Республике Татарстан определяет благоприятные рейтинговые оценки, полученные этими регионами (первые шесть мест по данному показателю). Новосибирскую, Московскую, Нижегородскую и Сахалинскую области выделяет в рассматриваемой группе значительная доля занятых в наукоемких отраслях сферы услуг (выше, чем в среднем по России), а Тюменская и Самарская области, Республика Татарстан входят в первую десятку по этому параметру.

Третья группа объединяет 28 субъектов Российской Федерации, в которых значения ИСЭУ уступают средней величине по стране. Входящие в ее состав регионы представлены во всех федеральных округах, за исключением Уральского.

В регионах данной группы наблюдается широкий диапазон вариации социально-экономических показателей. Более выгодно выглядят здесь Курская, Омская, Орловская и Воронежская области, где превышен среднероссийский уровень доступности высшего образования, а также Рязанская область и Республика Марий Эл, входящие в топ-10 по уровню занятости в высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслях промышленного производства. Республики Карелия и Адыгея, Владимирская и Ленинградская области входят в первую десятку по распространению широкополосного интернета в организациях.

Наконец, четвертую группу с наименьшими значениями ИСЭУ составляют 27 регионов: республики Мордовия, Ингушетия, Хакасия, Саха (Якутия), Дагестан, Крым, Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Вологодская, Липецкая, Псковская, Амурская, Ивановская, Тамбовская, Тверская, Костромская, Новгородская, Архангельская, Курганская, Магаданская, Кировская области, Алтайский и Забайкальский края, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

В составе этой группы выделяются регионы, которые можно назвать территориями контрастов. В частности, Республика Ингушетия занимает второе место в стране по степени обновления основных фондов, однако этот существенный плюс нивелируется множеством минусов - крайне низким уровнем развития высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслей промышленного производства и наукоемких отраслей сферы услуг. Республика Крым, отстающая по показателям макроэкономического блока, лидирует по доле организаций с широкополосным интернетом. Республика Мордовия превысила среднероссийские значения по уровню образования взрослого населения и доступности высшего образования, но вместе с тем по большинству остальных параметров имеет сравнительно низкие оценки, что не позволяет ей двигаться вверх в рейтинговой таблице.


Таким образом, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, демонстрируя в этом отношении существенное разнообразие.

Рассмотренный нами рейтинг служит инструментом выявления сильных и слабых сторон региона, динамики его позиций в инновационной сфере, комплексной оценки деятельности региональных органов власти, ответственных за инновационное развитие, и позволяет точнее «локализовать» федеральные инструменты поддержки инноваций. Полученные результаты служат ориентиром для органов власти федерального и регионального уровней, принимающих и реализующих решения в области инновационной политики.

2.2. Проблемы инновационного развития регионов РФ

По мнению исследователей, одной из основных проблем инновационного развития регионов является трудность наращивания объема инвестиций (особенно иностранных) в несырьевые отрасли экономики (машиностроение, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, приборостроение, легкую промышленность и т.п.). Это как раз те отрасли, которые определяют уровень экономического развития страны [7, с.112].

Сегодня крупные российские инвесторы вкладывают финансовые средства в основном в сырьевые отрасли экономики, желая получить прибыль как можно скорее.

Сейчас Россия еще реально способна бороться за приоритет 12-17 наукоемких технологий из тех примерно 50, которые определяют стратегический потенциал развитых стран.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, Российская Федерация до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов. Это немаловажно, поскольку технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить экономическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного развития.

Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации российской экономики является отсутствие в России эффективно действующей инновационной системы, фрагментарность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций, что позволяет говорить о наличии в России лишь отдельных элементов инновационной системы. В частности, это - научный комплекс, высокотехнологичные предприятия промышленного комплекса, ряд успешно функционирующих объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и др.). Но данные элементы разрознены, они требуют объединяющего начала, способного превратить их в действенный инструмент эффективного использования и коммерциализации научных идей [11, с.45].


Однако, учитывая масштабы России и существенную дифференциацию регионов по социально-экономическому развитию и состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра просто невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе, инновационное развитие должно носить встречный характер движения.

Одной из самых острых проблем в процессе формирования отечественной инновационной системы остается поиск источников для увеличения объемов финансирования в научно-технической и инновационной сфере.

В развитых странах доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6 - 7 % в США, 4 - 5 % во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3 - 3,5 % в Японии [7, с.113].

Общее финансирование науки в РФ за счет бюджетных средств в 15 раз ниже, чем в США и в 4 раза меньше, чем в Японии. И это при том, что в развитых странах в общем объеме расходов на науку доля бюджетных средств составляет не более 25 - 50 %, а в России бюджетные средства до сих пор являются основным источником финансирования научной сферы.

Сегодня в России 94,5 % расходов на науку осуществляется за счет федерального бюджета, а доля расходов на науку в бюджетах субъектов Федерации крайне незначительна.

Вместе с тем, как показывает мировая практика, формирование многоуровневой системы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в том числе многоканального финансирования науки, - одно из обязательных условий существования экономики знаний. Что особо важно для нашей страны, так как основной научно-технический потенциал относится к федеральной собственности, а территориально размещен в регионах. В этой связи важной задачей является воссоздание правовых основ для превращения органов государственной власти субъектов Федерации в активных субъектов научно-технической и инновационной политики

Таким образом, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, демонстрируя в этом отношении существенное разнообразие.

По мнению исследователей, основными проблемами инновационного развития регионов являются:

- трудность наращивания объема инвестиций в несырьевые отрасли экономики;

- отсутствие в России эффективно действующей инновационной системы и недостаточность ее финансирования,

- фрагментарность взаимосвязей власти, хозяйствующих субъектов и научных организаций.


Данные проблемы должны быть отправным ориентиром для выстраивания со стороны органов власти эффективной инновационной политики и совершенствования механизма инновационного развития регионов.

3. Анализ уровня инновационного развития Кемеровской области

3.1. Оценка инновационного развития и направлений

инновационной политики Кемеровской области

Сводные сравнительные данные инновационной развитости Кемеровской области представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 - Сводное значение индексов инновационного развития

Кемеровской области

Согласно оценкам экспертов, Кемеровская область занимает:

- 40-е место по общему Российскому региональному инновационному индексу среди всех субъектов РФ;

- 52-е место по значению индекса социально-экономических условий инновационной деятельности;

- 34-е - по значению индекса научно-технического потенциала;

- 64-е - по показателям индекса инновационной деятельности;

- 23-е место по показателям качества инновационной политики [18, с.91].

Поскольку Кемеровская область является индустриальным регионом (черная металлургия, топливная и химическая промышленность), внедрение инноваций для нее является особенно актуальным.

По оценкам Совета народных депутатов Кемеровской области, в настоящее время в регионе осуществляют свой бизнес в инновационной сфере 15 % предпринимателей. Долгосрочной программой инновационного развития региона предусмотрено увеличение данного показателя до 25 %, для чего предусмотрен ряд программ поддержки и развития инновационной политики региона.

Сегодня для кузбасских предприятий, особенно малых и средних характерно постоянное внедрение инноваций в производственный процесс; компании Кемеровской области проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и выводом новшеств на рынок.

Возрастает активность региона в части вовлечения в инновационную активность молодежи и школьников, за которыми стоит будущее инновационного бизнеса. Например, в рамках ежегодного инновационного форума проходят проектные сессии, на которых самые активные и целеустремленные участники имеют шанс начать работу в инновационном бизнес-инкубаторе.

Значительные усилия по активизации создания и поддержки развития малых и средних инновационных предприятий принимаются Администрацией Кемеровской области. При губернаторе Кемеровской области создан Совет по инвестиционной и инновационной деятельности, принята законодательная база в инновационной сфере, разработан план внедрения инновационной политики. В частности, разработана и действует Программа Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса на 2014-2019 годы» [6].


Действуют принципиальные акты - законы «О технопарках в Кемеровской области» и «Об инновационной политике Кемеровской области». Кроме того, продвижением результатов интеллектуальной деятельности ученых вузов и научных организаций области на рынок занимается Инновационный научно-производственный центр.

Важно также отметить, что для субъектов, играющих важную роль для развития инновационной региональной экономики области, предусмотрены существенные льготы и скидки, а также субсидирование части процентной ставки по кредитам.

Большое значение для инновационной политики региона имеет инновационная стратегия: «Концепция инновационного развития Кемеровской области на период до 2025 года». Концепция включает в себя систему целей и задач, разработанную в соответствии с приоритетами государственной политики Российской Федерации, социально-экономического развития Сибирского федерального округа и Кемеровской области.

В частности, высокую актуальность для Кузбасса имеет ряд направлений, отраженных в Концепции:

- нанотехнологии и технологии создания наноматериалов (что особо существенно для кузбасских технологий глубокой переработки сырья);

- создание энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии - специалисты связывают планируемое создание энерготехнологических комплексов на территории Кемеровской области с большим положительным эффектом в этом направлении;

- экологически безопасная разработка месторождений и добычи полезных ископаемых. Существенная часть инновационных проектов «Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области», принятой 03. 02. 2009 г. на совместном заседании Коллегии Администрации Кемеровской области и Президиума Сибирского Отделения РАН, посвящена именно этой проблеме одного из важнейших добывающих регионов России;

- создание новых видов транспортных систем и управления ими - снятие транспортных ограничений для экономики региона, развитие логистического комплекса Кемеровской области, включенного в общероссийскую транспортную систему сформулировано как одна из важнейших целей Стратегии «Кузбасс-2025»;

- разработка и внедрение технологий добычи, доставки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Применительно к сфере угледобычи, прежде всего, акцент делается на обогащении угля, что позволяет производить топливо с высокой концентрацией энергии;