Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона, Кемеровская область.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- наращивание потребления угля в энергетике внутри региона. Создание новых индустриальных парков на инфраструктуре строек новых энергогенерирующих мощностей;

- развитие машиностроения и создание оборудования нового технического уровня для горнорудной промышленности;

- развитие углехимии;

- развитие Западно-Сибирского металлургического комплекса, обеспечение производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых;

- разработка и внедрение новых технологий производства, использования и обработки новых функциональных и конструкционных материалов, вторичных энергоресурсов (шахтного метана, энергии шахтных вод и воздуха), отходов производства, энерго-, ресурсо-, материалосбережение;

- разработка и внедрение высоких технологий в медицине, образовании, природопользовании, обеспечении безопасности жизни [14, с.129].

Стратегическая цель инновационной политики Кузбасса - создание условий для стабильного экономического роста за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности продукции региона. Прежде всего, речь идет о совершенствовании технологий добычи и переработки угля, а также попутного газа.

Главный элемент инновационной инфраструктуры Кемеровской области - Кузбасский технопарк, созданный на основании государственной программы поддержки малых и средних инновационных проектов. В настоящее время в проектном банке технопарка собрано свыше 185 инновационных проектов, которые готовы к реализации. Отбор наиболее перспективных проектов ведется специалистами администрации Кемеровской области совместно с представителями СО РАН и экспертами Кузбасского технопарка. Самым крупным «детищем» Кузбасского технопарка, согласно экономической направленности, является глобальный проект извлечения газа метана из угольных пластов, являющийся на сегодняшний день показателем уровня развития инноваций Сибири.

Другим важнейшим проектом резидентов Кузбасского технопарка является производство биопротезов клапанов сердца, - данная продукция поставляется во все областные и федеральные клиники восточнее Урала, а также многие учреждения Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья.

В целом основными направлениями поддержки инновационного развития Кемеровской области являются:

- детальная разработка долгосрочной инновационной стратегии региона с определением приоритетов и проработкой инновационных программ поддержки молодых предпринимателей-инноваторов;

- формирование инновационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, позволит создать благоприятный инновационный климат в области;


- создание системы финансирования инновационной деятельности;

- содействие в подготовке и поиске менеджеров инновационной сферы;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере.

3.2. Пути совершенствования инновационной политики Кемеровской области

Как показывает анализ, в целом региональная инновационная политика Кемеровской области строится в рамках национальной инновационной политики.

Однако сегодня существует ряд экономико-правовых проблем формирования эффективной инновационной системы данного региона. В частности, среди них:

- слабая координация целевых программ в сфере инноваций, предпринимательства, науки, образования, промышленности региона;

- старение технико-технологической базы предприятий;

- недостаток предпринимательских компетенций у компаний, созданных для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели;

- отток научных кадров естественнонаучного и технического направления из Кемеровской области.

В Кемеровской области в настоящее время сформирован достаточно высокий уровень развития инноваций. Вместе с тем, органам государственной власти Кемеровской области необходимо провести масштабную комплексную работу по решению наиболее остро стоящих проблем регионального развития, сглаживанию воздействия отрицательных глобальных и общенациональных тенденций развития инновационной сферы [14, с.129].

При разработке перспективной концепции формирования инновационной среды Кемеровской области как региона ресурсного типа с элементами рынка предполагается решение следующих задач:

- определение структуры инновационной среды региона - субъектов инновационной деятельности и их организационно-экономических форм, институциональных условий инновационной деятельности, учитывающих региональные особенности размещения и развития научного и образовательного потенциала в условиях рыночной экономики;

- анализ системных противоречий в инвестиционной среде региона как причин невосприимчивости к инновациям;

- разработка методики анализа накопленных научно-информационных и инвестиционных заделов и условий их преобразования в инновационные товары;

- разработка принципов трансформации инновационной среды региона в целях ее адаптации к рыночным условиям;


- исследование структуры потенциала инновационной среды региона и выявление ее соответствия спросу на отдельные виды инноваций на товарных и региональных рынках для создания конкурентоспособных товаров на основе высоких технологий;

- создание в регионе инновационно-инжиниринговой сети центров нововведений.

В Кемеровской области необходимо создать комплексную сформировавшуюся инновационную инфраструктуру, обеспечивающую высокую эффективность реализации инновационных проектов и программ. Реализация комплексных инновационных проектов и программ Кемеровской области должна основываться на интеграции отечественных знаний и технологий с лучшими мировыми достижениями в области автоматизации и компьютеризации процессов разработки, создания и управления инновационными проектами. Только в таком случае будет формироваться должный уровень инновационной инфраструктуры региона, обеспечивающий динамичные темпы его социально-экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы достигли поставленных в исследовании цели и задач:

1) рассмотрели основы государственной инновационной политики;

2) дали оценку уровня инновационного развития регионов РФ;

3) провели анализ уровня инновационного развития Кемеровской области и предложили пути совершенствования инновационной политики данного региона.

Государственная инновационная политика является наиважнейшим аспектом социально-экономического развития страны, поскольку от уровня развития инновационных технологий напрямую зависима сама сфера экономики, а, значит, и благосостояния общества.

Как показало проведенное исследование, регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов. Основными проблемами рассмотренной сферы являются: трудность наращивания объема инвестиций в несырьевые отрасли экономики, отсутствие в России эффективно действующей инновационной системы и недостаточность ее финансирования, фрагментарность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций.

Как показал анализ инновационного развития Кемеровской области, проблема внедрения инноваций здесь стоит особенно остро. Кемеровская область является промышленным регионом, поэтому инновационная политика Кемеровской области должна основываться на интеграции отечественных знаний и технологий с лучшими мировыми достижениями в области автоматизации и компьютеризации процессов разработки, создания и управления инновационными проектами. Только в таком случае будет формироваться должный уровень инновационной инфраструктуры региона, обеспечивающий динамичные темпы его социально-экономического развития.


В целом, основной упор в развитии экономики любого региона необходимо делать на его конкурентные преимущества (географические, природные ресурсы, трудовые ресурсы и пр.).

Для того чтобы превратить имеющийся в стране научно-технический потенциал в действенный фактор экономического развития, сегодня надо переходить к политике комплексной поддержки инновационных процессов в регионах страны и формированию в них инновационной системы. При этом первоочередной задачей является создание особо благоприятных финансово-экономических и правовых условий для всех участников инновативной сферы. В противном случае уже в самом недалеком будущем научно-технический и инновационный потенциал России будет практически утрачен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) // Информационно-правовая система Консультант. Интернет-ресурс. URL: www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 23.05.2016) // Информационно-правовая система Консультант. Интернет-ресурс. URL: www.consultant.ru/

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 / Утверждена Распоряжением Правительства от 17.11. 2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017).

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р

5. Закон «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года» / Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 9 июля 2008 г.

6. Программа Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса на 2014-2019 годы» / Утверждена Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13 сентября 2013 года № 376

7. Акчулпанов Ю.К. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики регионов России / Ю.К. Акчулпанов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.- 2012.- № 2.- С. 112-118.

8. Балашова Е.С. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России / Е.С. Балашова // Инновационная наука.- 2016.- № 7.- С. 25-29.

9. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика / Ю.В. Вертакова.- М.: Эксмо, 2008.- 432 с.