Файл: Маркетинговая деятельность в системе управления образовательным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОУ № 55)

2.1 Общая характеристика МОУ № 55

Муниципальное образовательное учреждение № 55 является школой среднего образования. Общее количество учащихся школы составляет 1156 чел.

Профессиональный состав педагогов представлен в Приложении 1.

Дифференциация учебной нагрузки в зависимости от специализации представлена в таблице 2.

Таблица 2

Дифференциация учебной нагрузки в зависимости от специализации учителей

Предметная специализация

Учебная нагрузка (% по строке)

До 18 часов

От 18 до 26 часов

Свыше 27 часов

Среднее количество часов

Иностранные языки

10

40

50

27

Математика, физика

19

39

43

25

Химия, биология, география

23

34

43

24

История, граждановедение

40

26

34

22

Русский язык, литература

26

40

34

24

Физкультура, рисование, труд

26

43

31

23

Начальные классы

12

80

8

20

Учебная нагрузка преподавателей выглядит следующим образом: 22 % преподавателей ведут менее 1 ставки (до 18 учебных часов); примерно половина учителей имеют нагрузку в пределах 1,5 (от 18 до 27 учебных часов); около трети учителей - более 27 часов, из них 2 ставки ведут 4 % учителей. Таким образом, основная масса учителей имеют нагрузку от 18 до 27 учебных часов. Средняя нагрузка преподавателей школы 23 часа. Следует отметить, что сравнение приведенных в таблице 3 показателей с аналогичными данными по городу показывает, что нагрузка учителей находится на уровне обычных школ города, однако больше нагрузки статусных школ.

Важным показателем профессионального статуса педагога в школе является тарификационный разряд. Он присваивается, в первую очередь, в зависимости от образования и педагогического стажа учителя. Основная масса педагогов школы имеют «12» разряд – 35 %, «8» и «9» – 6 % учителей, «10» разряд – 23 %, «11» разряд – 11 %, «13» разряд – 14 %, «14» разряд – 10 %, «15-16» разряд – 1 %. Большое значение для получения разряда имеет стаж работы в одной школе; это связано с особенностями прохождения аттестации по повышению разряда. Учитель, который длительное время работает в одной школе, имеет большие основания получить поддержку со стороны администрации школы при процедуре прохождения аттестации, чем тот, кто поменял место своей работы и не успел зарекомендовать себя в новом коллективе. В зависимости от преподаваемой дисциплины, численность учителей, имеющих неодинаковые разряды, неодинакова. Так, среди педагогов «13» разряда и выше третья часть учителей истории, музыки, рисования, физкультуры, труда; около одной четверти преподавателей русского языка, химии, биологии, географии, математики, физики; менее пятой части учителей иностранных языков и начальных классов.


Дополнительные платные образовательные услуги – это один из потенциальных источников дохода учителей. В связи с этим в таблице 3 приведены данные о дополнительных источниках доходов учителей.

Таблица 3

Дополнительные источники доходов учителей

Источники доходов

Удельный вес учителей, %

Заработная плата в школе

100

Социальные пособия (пенсия, пособия на детей и др.)

36

Материальная поддержка со стороны родных и близких

13

Оказание нерегулярных дополнительных услуг: репетиторство, кружков, факультативов

11

Дополнительная работа по педагогической специальности, приносящая постоянный доход

9

Работа помимо педагогической деятельности (торговля, страховой агент, рекламный агент и т.д.)

1

Гранты благотворительных организаций, спонсорская поддержка

1

Данные, приведенные в табл. 3 свидетельствуют о том, что только восьмая часть учителей школы используют такие возможности получения дохода, как репетиторство, факультативы (11 %), дополнительную работу по специальности (9 %). Среди педагогов школы 36 % получают социальные пособия.

Доходы от репетиторства, в основном, не превышают 300 руб. в месяц, небольшое исключение составляют преподаватели иностранного языка, среди них 10 % имеют доход от этой деятельности более 500 руб. в месяц.

Оказание дополнительных образовательных услуг, ведение факультативов зависят от предмета, преподаваемого учителем: этой деятельностью, в основном, занимаются преподаватели иностранных языков (16 % от общего числа), математики, физики, рисования, физкультуры – 12 %, начальных классов – 8 %, биологии, химии, географии – 6 %, русского языка и литературы – 5 %. Учителя истории почти не оказывают услуг такого вида.

Источники доходов имеют некоторые различия в зависимости от педагогического стажа. Репетиторские и факультативные услуги оказывают, в основном, педагоги со стажем до 15 лет (11%), и только 7 % старших учителей ведут репетиторскую и факультативную работу.

Оценка учителями материального положения своей семьи показывает, насколько они удовлетворены существующим положением, что способствует формированию и сохранения позитивного отношения к профессии учителя, а неудовлетворенность – повышает критическое отношение к своей профессии. Данные об оценки учителями школы материального положения своей семьи представлены в табл. 4.


Таблица 4

Оценка учителями материального положения семьи

Оценка учителями материального положения семьи

%

«Отличное» (практически ни в чем себе не отказываю)

0

«Среднее»

26

«Ниже среднего» (приходится во многом экономить)

51

«Очень трудное» (едва сводим концы с концами)

23

Оценивая материальное положение своей семьи, многие педагоги отнесли себя к категории «ниже среднего» - 23 % педагогов. 51 % педагогов оценивают материальное положение своих семей как «ниже среднего».

Следует отметить, что оценка материального положения менее зависит от зарплаты, чем от среднего дохода на одного члена семьи, следовательно, педагоги школы во многом рассчитывают на доходы, получаемые другими членами семьи.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможности оказания МОУ № 55 дополнительных образовательных услуг, а также заинтересованности учителей в данной виде деятельности, что обусловлено следующими факторами:

  1. подавляющее большинство учителей находится в активном трудоспособном возрасте (средний возраст 39 лет);
  2. 88 % учителей имеют высшее (либо заканчивают педагогический институт) образование.
  3. учебная нагрузка преподавателей, в основном, составляет от 1 до 1,5 ставок (18-27 часов);
  4. в школе достаточно высок процент педагогов, имеющий 13-16 разряды;
  5. большинство учителей оценивают свое материальное положение ниже среднего. Только десятая часть преподавателей оказывает репетиторские услуги, ведет факультативы, 7 % дополнительно работают по специальности.

2.2 Анализ спроса на услуги Муниципального образовательного учреждения № 55 и возможности их предложения

Для изучения спроса на услуги муниципальных учреждений образования был проведен опрос среди родителей учащихся МОУ № 55 (100 % охват опросом).

Следует отметить, что объем дополнительных платных услуг, оказываемых учебными заведениями, является важным параметром оценки экономической активности образовательной отрасли в целом.


О значимости дополнительных услуг говорит тот факт, что, по данным опроса родителей учащихся МОУ № 55, в той или иной форме их получают более 70% учащихся школы на каждой ступени образования (табл. 5).

Таблица 5

Где Ваш ребенок получает дополнительные образовательные услуги? (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа

Начальные классы

Средние классы

Старшие классы

Не занимается нигде

20,9

26,7

28,8

В своей школе

24,1

18,3

19,3

Занимается с репетитором

16,7

28,1

48,5

В спортивной школе

11,5

10,8

6,3

В музыкальной школе

8,6

10,0

3,5

В кружке, секции

31,7

36,7

28,0

Из данных таблицы 5 видно, что в своей школе получают дополнительное образование только 24,1 % учащихся начальных классов, 18,3 % учащихся средних классов и 19,3 % - старших классов, то есть большая часть услуг (от 75,9 до 81,7 %) включена в систему дополнительного образования вне школы. Это указывает на возможность расширения системы предоставления образовательных услуг в МОУ № 55 и необходимость координации деятельности школы с учреждениями дополнительного образования.

Для выявления основных факторов, сдерживающих развитие дополнительных образовательных услуг, в МОУ № 55 был проведен опрос администрации школы (таблица 6). Как видно из данных таблицы, основными факторами, сдерживающими развитие дополнительных образовательных услуг, наряду со слабой материально-технической базой (31%), члены администрации школы считают отсутствие соответствующих потребностей (19%) и низкую платежеспособность населения (63%). Однако, вероятнее всего, дело тут не столько в недостаточности спроса, сколько в недостаточности у руководителей школы информации о потребностях различных социальных групп в платных услугах, а у персонала - знаний и навыков их учета.

Таблица 6

Результаты опроса администрации МОУ № 55 для выявления факторов, сдерживающих развитие дополнительных образовательных услуг в школе

Фактор

Процент от общего числа ответивших, %

Слабая материально-техническая база

31,00

Отсутствие соответствующих потребностей

19,00

Низкая платежеспособность населения

63,00


Для оценки качества образовательных услуг школы и организации образовательного процесса проведено анкетирование родителей, результаты которого представлены в таблице 7.

Таблица 7

Оценка родителями учащихся качества образовательных услуг и образовательного процесса, в % от общего числа опрошенных

Показатель

Высокий (хороший)

Средний

(удовлетворительный)

Низкий

(плохой)

Уровень профессионализма

80,00

12,00

8,00

Уровень педагогического мастерства (отношение к ребенку)

97,00

1,00

2,00

Микроклимат к детском коллективе

75,00

15,00

10,00

Качество питания

48,00

35,00

17,00

Качество медицинского обслуживания

32,00

45,00

23,00

Качество материальных фондов

Судя по данным опроса, большинство потребителей образовательных услуг дают преимущественно позитивные оценки по следующим показателям: уровень профессионализма педагогов (80 98%), их отношение к ребенку (97 %), микроклимат в детском коллективе (75 %). Неоднозначно оценивается качество питания и медицинского обслуживания: доля положительных характеристик составляет лишь 48 и 32 % соответственно. Это говорит о необходимости совершенствования работы медицинских кабинетов и пищеблоков в школе.

Наиболее острым вопросом функционирования школы, по мнению опрошенных, является уровень их материальных фондов (табл. 8).

Таблица 8

Оценка родителями обеспеченности школы материальными фондами (позиция «недостаточно обеспечена», в % от числа опрошенных)

Материальные фонды

Начальные классы

Средние классы

Старшие классы

Спортивный инвентарь

51,8

54,8

55,5

Компьютерная техника

27,3

45,7

49,0

Библиотечные фонды

29,2

42,5

49,0

Значительная доля (более 50%) родителей школьников считают недостаточной обеспеченность школы спортивным инвентарем и оборудованием.