Файл: Маркетинговая деятельность в системе управления образовательным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заметную роль в структуре потребностей родителей старшеклассников в последнее время начинает играть качество подготовки к поступлению в учебное заведение профессионального образования. Более 80% семей были ориентированы на получение детьми высшего образования. Тем не менее, в среднем и старшем звене школы преобладает доля родителей, которые лишь отчасти уверены в том, что их школа сможет надлежащим образом подготовить детей к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз. Удельный вес отрицательных оценок не превышает 10%.

Достаточно ощутимой также является доля родителей, которые считают уровень организации мероприятий в общеобразовательных школах города недостаточно высоким. Например, подобные характеристики приводит более трети родителей учащихся старших классов. Активизация и совершенствование работы в этом направлении могло бы стать одной из возможностей привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет школы.

В то же время анкетирование выявило значительную потребность в получении дополнительных образовательных услуг специалистов: преподавателей по отдельным предметам - более 50% родителей школьников (табл. 9). Заметно меньше потребность в дополнительных услугах психоневролога и социального педагога.

Таблица 9

Услуги какого специалиста Вы согласились бы оплачивать дополнительно? (в % от числа опрошенных)

Специальность

Начальные классы

Средние классы

Старшие классы

Психолог

16,0

13,4

14,0

Преподаватель

58,2

50,1

45,5

Психоневролог

6,9

4,2

4,0

Социальный педагог

2,0

2,4

3,5

Во мнениях родителей по вопросу о суммах, которые они готовы заплатить за дополнительные услуги специалистов, наметилось заметное различие. Так, например, родители за услуги одного часа работы психолога согласны заплатить 1 165 руб., за услуги социального педагога – 1 160 руб. Уровень оплаты, который могут предложить родители за дополнительные услуги педагога в школе, колеблется от 1 180 руб. в начальных классах до 1 220 руб. в старшем звене.

Таблица 10

За какую сумму Вы согласились бы оплачивать дополнительные услуги специалистов? (в руб.)

Специальность

Начальные классы

Средние классы

Старшие классы

Психолог

1165

1170

1180

Педагог

1180

1180

1220

Психоневролог

1170

1170

1180

Социальный педагог

1150

1160

1170


Выводы

Таким образом, данные проведенного маркетингового исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время МОУ № 55 позволяет формировать на рынке услуг среднего и дополнительного образования предложение, ориентируясь на потребности населения. При этом основным фактором, сдерживающими этот процесс, являются не столько недостаточное материально-техническое обеспечение школы, сколько отсутствие системного маркетингового подхода в оценке спроса на дополнительные образовательные услуги и формирования на этой основе дополнительных образовательных программ.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Организация маркетинга в учреждении образования в качестве неотъемлемой базы требует постановку маркетинговой информационной системы, включающий сбор, обработку информации для принятия, маркетинговых решений.

Подобная система состоит из следующих частей:

  1. Внутренняя система отчетности – информация о внутриорганизационных потоках, издержках, продажах, прибылях, потерях.
  2. Разведывательная система маркетинга – мероприятия по наблюдению за рынком образовательных услуг: какие услуги или товары пользуются спросом, как ведут себя конкуренты, доля рынка, которая приходится на учебное профессиональное образование.
  3. Маркетинговые исследования – систематическая деятельность по получению информации, необходимой для решения специфических маркетинговых проблем.
  4. Система поддержки маркетинговых решений – использование математических и аналитических методов.

Маркетинговые исследования являются началом и логическим завершением любого цикла маркетинговой деятельности образовательного учреждения. Эффективность маркетинговых исследований определяется выполнением следующих обязательных условий: систематичность; научность; исследование может и должно быть проведено применительно к любой стороне, требующей информационной базы для принятия решения; исследование само по себе должно являться отдельным многоступенчатым процессом, включающим сбор, регистрацию и анализ получаемых данных [10; c. 11].

Представить маркетинговое исследование можно следующей схемой:


  1. Определение проблемы.
  2. Определение необходимости формального исследования.
  3. Оформление и контроль формального исследования: выбор источников данных; выбор методов сбора данных; сбор данных; проверка данных
  4. Анализ данных, подготовка отчета.
  5. Управленческое решение по проблеме.

Под определением проблемы понимают формулирование объекта, предмета, а также метода исследования.

Объект исследования – это ограниченная вещественно, во времени или пространстве реалия. В рассматриваемой ситуации (МОУ № 55) это – группа потребителей, а именно учащиеся старших классов и их родители.

Предмет исследования означает субъект маркетингового действия. В качестве предмета исследования выступает образовательная программа подготовки учащихся старших классов к сдаче ЕГЭ.

Методом исследования является способ его проведения – анкетный опрос.

Оформление и контроль включает в себя разработку концепцию исследования и поиск необходимых данных. Здесь важно определить: гипотезу; метод сбора данных; объем выборки информации.

В процессе исследования был проведен опрос (100 % охват; 156 чел. – учащиеся; 156 чел. – родители учащихся) потенциальных потребителей образовательной программы, направленной на подготовку учащихся старших классов к сдаче ЕГЭ.

В результате опроса получены следующие результаты:

  • существование устойчивого спроса на данную образовательную программу;
  • наличие существенной ценовой эластичности спроса;
  • возможная численность контингента обучаемых — 50 человек;
  • средняя ставка почасовой оплаты труда, приемлемая для педагогов — 110 руб./час;
  • общий объем часов учебной работы — 128 (в течение октября – мая учебного года (8 месяцев); по 4 аудиторных часа в неделю; итого 128 час.)

Расчет цены обучения одного учащегося представлен в таблице 11.

Таблица 11

Расчет цены обучения одного учащегося

Наименование статьи расходов

Коэффициент

Расчет затрат

Затраты, руб.

Заработная плата ППС

110 * 128

14080

Оплата труда УВП

dy = 0,15

14080 * 0,15

2112

Оплата труда АУП и прочего персонала

da = 0,10

14080 * 0,10

1408

Общий фонд оплаты труда с начислениями

(14080+2112+1408) * 1,263

22229

Прямые затраты на реализацию образовательной программы

Кп = 0,60

14080 * 0,60

8448

Затраты на содержание школы

Кв = 0,55

14080 * 0,55

7744

Всего затрат

22229 + 8448 + 7744

38421

Себестоимость обучения одного учащегося

38421 / 50

768

Цена обучения

768 + 0,50 * 14080 / 50

909


Таким образом, цена образовательной программы по одному предмету для одного учащегося составляет 909 руб. Одновременно проведен сбор информации о ценах на аналогичную образовательную программу в школах города. Оказалось, что цены колеблются в пределах от 900 до 1 200 руб. На основе сопоставительного анализа результатов, полученных различными способами, цена на данную образовательную программу установлена на уровне 1100 руб.

Рассчитаем точку безубыточности образовательной программы при указанной цене.

Так как единая расчетная база — фонд оплаты труда ППС — является постоянной (оплата аудиторных занятий), а общие затраты Зо на реализацию данной образовательной программы составляют 38421 руб., то точка безубыточности nо находится из соотношения:

38421 = 1100 * n,

то есть nо » 35.

Таким образом, при наборе группы учащихся в 35 чел., то есть 70 % (35*100/50) от запланированного, затраты на реализацию программы окупятся.

Выводы

Следует отметить, что расчет наиболее оптимальной цены образовательных услуг является важным элементом маркетинговой программы; цена является важнейшим фактором при принятии потребительских решений на рынке образовательных услуг; ценообразование — это существенный элемент общей конкурентной стратегии образовательного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной миссией маркетинга в образовании является удовлетворение образовательных потребностей потребителей и одновременно максимизация прибыли; изучение и прогнозирование спроса, цен на образовательные услуги; организация новых видов образовательных товаров, рекламы, технического и методического сервиса, сервисных услуг.

Субъектами маркетинговых отношений в сфере образования являются образовательные учреждения, потребители, широкие круги посредников, а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми объектами образовательных услуг, которые предлагаются на рынке; при этом главным объектом является образовательная программа – комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов вузы предлагают различный ассортимент таких программ, которые можно классифицировать по ряду признаков.


Объектом исследования курсовой работы явилось муниципальное образовательное учреждение № 55 - школа среднего образования. Общее количество учащихся школы составляет 1156 чел.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о возможности оказания МОУ № 55 дополнительных образовательных услуг, а также заинтересованности учителей в данной виде деятельности, что обусловлено следующими факторами:

  • подавляющее большинство учителей находится в активном трудоспособном возрасте (средний возраст 39 лет);
  • 88 % учителей имеют высшее (либо заканчивают педагогический институт) образование.
  • учебная нагрузка преподавателей, в основном, составляет от 1 до 1,5 ставок (18-27 часов);
  • в школе достаточно высок процент педагогов, имеющий 13-16 разряды;
  • большинство учителей оценивают свое материальное положение ниже среднего. Только десятая часть преподавателей оказывает репетиторские услуги, ведет факультативы, 7 % дополнительно работают по специальности.

Для изучения спроса на услуги муниципальных учреждений образования был проведен опрос среди родителей учащихся МОУ № 55 (100 % охват опросом). По данным опроса в той или иной форме дополнительные образовательные услуги получают более 70% учащихся школы. Однако, в своей школе получают дополнительное образование только 24,1 % учащихся начальных классов, 18,3 % учащихся средних классов и 19,3 % - старших классов, то есть большая часть услуг (от 75,9 до 81,7 %) включена в систему дополнительного образования вне школы. Это указывает на возможность расширения системы предоставления образовательных услуг в МОУ № 55.

В целом, данные проведенного маркетингового исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время МОУ № 55 позволяет формировать на рынке услуг среднего и дополнительного образования предложение, ориентируясь на потребности населения. При этом основным фактором, сдерживающими этот процесс, являются не столько недостаточное материально-техническое обеспечение школы, сколько отсутствие системного маркетингового подхода в оценке спроса на дополнительные образовательные услуги и формирования на этой основе дополнительных образовательных программ.

В курсовой работе представлен алгоритм маркетингового исследования целесообразности введения дополнительной образовательной программы, а также даны рекомендации по формированию оптимальной цены на образовательную услугу, исходя из критериев окупаемости затрат и рыночного спроса.