Файл: Страхование и его роль в развитии экономики России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Первая группа состояла из государственных учреждений. В нее вошли пенсионные кассы, сберегательные кассы для служащих казенных железных дорог и горнорабочих (15 %).
  • Вторая группировка представлялась акционерными компаниями страхования (60 %).
  • Третья формировалась из обществ взаимного страхования (9 %).
  • В четвертую группу вошли земские учреждения (16 %).

В 1827 году образовалось Первое российское страховое общество от огня (1827-1917 гг.), получившее исключительные привилегии:

  • двадцатилетнюю монополию на страхование в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, а также в Московской, Санкт-Петербургской, Курляндской Лифляндской и Эстляндской губерниях;
  • освобождение от всех разновидностей налогов, исключение составляла страховая пошлина.[18]

Через восемь лет, в 1835 году учредилось новое акционерное общество – Второе Российское страховое общество от огня. Ему также даровались значимые льготы, в том числе монополия по страхованию на 12 лет в сорока губерниях Российской империи. В этом же году учредилось Российское общество страхования доходов и капиталов. Впервые в России оно стало заниматься страхованием жизни.

Третий этап развития страхования в России

Уже к 1855 году в России застраховано от огня было имущество на общую сумму на 345,5 миллионов рублей, в 1865 году данная сумма выросла до 886,9 миллионов рублей, а еще через десяток лет она смогла достичь 2 миллиардов 871 миллионов рублей.

Акционерные общества страхования первыми стали перестраховывать часть принимаемых на себя рисков в страховых компаниях иностранного происхождение. Развитие страхового дела потребовало образования собственного перестраховочного общества, возникшего в 1895 году. Это явилось Обществом русского перестрахования с капиталом в 6 миллионов рублей.

В 1874 году происходил съезд представителей акционерных обществ страхования, на котором устанавливался общий тариф премий, которые обязательны для всех, кто принял конвенцию. В этом же году положилось начало ведения общей статистики.

В 1875 году создавался страховой синдикат, явившийся первым монополистическим объединением в России.

К 01.01.1913 году в России действовало 19 акционерных обществ страхования с капиталом в 389,9 миллионов рублей. В основном они сосредотачивались в Санкт-Петербурге, где их численность достигала 13.

В начале 90-х годов произошло возрождение рынка страхования в государстве. Указом Президента от 29.01.1992 г. муниципальные и государственные предприятия страхования преобразовались в акционерные страховые общества (АСО) открытого и закрытого типов и в товарищества страхования с ограниченной ответственностью (ТОО). Закон РФ “О страховании” обрел силу 12.10.1993 года. В 1996 году опубликовано постановление правительства “О первоочередных мерах по развитию страхового рынка в РФ”.


Глава 2. Анализ развития страхования в Российской Федерации

2.1 Анализ страхового рынка в Российской Федерации

Современная Россия с начала 90-х годов характеризуется возрождением национального рынка страховых услуг, которое продолжается и по сей день. Законодательную основу правового регулирования в сфере страховой деятельности заложил закон «О страховании» от 27 ноября 1992 г, который дал мощный толчок в развитии отечественного страхового дела. Следующим ведущим законодательным актом, регулирующим это направление, стала 48 глава Гражданского кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 2018 год в России на рынке страховых услуг работает около 232 компаний, которые по формам собственности распределяются следующим образом: смешанная – 58%; частная – 36%; государственная – 5%; муниципальная – 1% . По видам страхования наиболее популярны услуги, представленные на рисунке 2.1.

Рисунок 2. 1. Популярность услуг по видам страхования

Из представленных данных видно, что наиболее развито страхование в автотранспортной отрасли: обязательное страхование ОСАГО занимает порядка 38% от всего рынка, медицинское и пенсионное страхование занимают 2 и 3 место соответственно, занимая в сумме чуть менее половины рынка (около 45%). Последним наиболее развитым видом страховых услуг является страхование недвижимости физических и юридических лиц, на долю которого приходится более 10 процентов. Замыкают рейтинг другие виды страхования, которые набирают все большую популярность в нашей стране.

Значительно меньшей популярностью на сегодня в нашей стране пользуются такие виды страхового дела, как страхование ответственности за причинение ущерба кому-либо, страхование от несчастных случаев, страхование детей, профессиональное страхование и остальные, менее известные инструменты защиты капитала (ответственности) .

Нельзя не отметить тот факт, что многие иностранные и российские эксперты сходятся в общем мнении: в ближайшей перспективе в тройку лидеров войдет такой вид защиты от убытков, как страхование жизни. В настоящий момент количество россиян, использующих страховые услуги, неуклонно растет, что связано с ростом доходов населения, развитием отрасли и увеличением регулирования со стороны государства, а также с повышением надежности компаний-страховщиков.


 Почти треть (325 млрд рублей) собранных страховых премий пришлась на сегмент страхования жизни, который вырос на 40,7%. Несмотря на некоторое замедление темпов прироста, страхование жизни осталось фундаментальной основой развития рынка. При этом страховые выплаты в этом секторе выросли на 94,2%, до 32,4 млрд рублей, что вызвано, прежде всего, истечением срока действия заключенных ранее среднесрочных договоров.

Заметим, что в последнее время продажи полисов страхования жизни, в первую очередь инвестиционного (ИСЖ).

За первые три квартала 2018 года объем премий, полученных страховщикам через банки, вырос на 36%( по сравнению с аналогичным периодом 2017 года) — до 371 млрд рублей. Сегодня на долю банков приходится почти 34% привлекаемых страховыми компаниями через посредников премий. Если же говорить только о продаже «жизни», то здесь доля банков превышает 88%. В целом, можно прогнозировать, что по итогам 2019 года доля банковского канала составит 40% в общем объеме посреднических продаж.

За последние годы страховые компании научились лучше противостоять мошенничеству и точнее проводить селекцию страхователей в сегменте автокаско. Убыточность в этом виде страхования стала минимальной за последние 10 лет. Собранные премии в автокаско выросли на 2,9%, до 121 млрд рублей, причем это произошло на фоне одновременного удешевления полисов.

Средняя премия по страхованию автокаско за 9 месяцев 2018 года снизилась на 16,8% и составила 35 431 рублей, а страховщики заключили сразу на 23,5% больше договоров каско, чем в аналогичный период прошлого года (3,4 млн против 2,7 млн). Этот рост произошел в том числе за счет более активного предложения продуктов с франшизой, которые также позволили снизить стоимость полисов и включить в орбиту автострахования новых клиентов. У ряда страховых компаний доля подобных продуктов в портфеле автокаско сейчас доходит до 30% и даже 50%.

Прирост числа новых клиентов продолжится и в будущем году, но, скорее всего, он замедлится. Повышение ключевой ставки ЦБ, которое может продолжиться и в следующем году, приводит к удорожанию стоимости кредитов, а прирост страховых премий по автокаско, конечно, коррелирует с динамикой продаж автомобилей, приобретаемых в том числе в кредит.

По итогам трех кварталов года, сборы по ОСАГО остались практически на прошлогоднем уровне — 165,0 млрд рублей. (снижение 0,1%). Одновременно произошло значительное (на 30,8%) снижение выплат, что объясняется как расширением практики натурального возмещения вреда, так и более качественной работой по урегулированию убытков. В итоге так называемый скользящий коэффициент убыточности составил 79,2% против 119,9% годом ранее.


Несмотря на миллиардные обороты в отрасли, уже в 1 квартале 2018 года из борьбы за клиента выбыли такие группы как «АСКО» и «Инвестполис», а также «Южуралжасо» и «Селекта». Наблюдаемая рейтинговыми агентствами динамика рынка страхования указывает не только на утрату интереса к компаниям, но и активное участие регулятора – Центрального Банка Российской Федерации.

Компания «Согаз» продолжает лидировать в своем секторе продаж не первый год. Сравнивая рейтинги, отмечается, что основная борьба между страховщиками разворачивается на уровне 4-10 мест. (рисунок 2.2.)

Рисунок 2.2.Исследования рынка страхования по объему страховых премий в 2018 года

Что примечательно, анализ рынка личного страхования показывает превалирование в отрасли банковского сектора. Ведущие позиции кредитных учреждений связываются с большим инвестиционным капиталом и верной стратегией банкиров. При этом самым динамичным в отрасли является партнерский сервис. На его долю пришлось 1.25 миллиардов рублей в 1 квартале текущего года.

Страхование, безусловно, относится к сегменту продаж. Пока одни компании называют основной причиной убытков такой продукт как ««ОСАГО»», другие группы делают упор на существующую структуру потребления. В числе основных драйверов роста отмечается инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). На долю прироста этой части страховых премий приходится не менее 32 миллиардов рублей. Динамика страхового рынка страхования сегодня показывает отставание корпоративного потребления. На долю прироста премий по юридическим лицам 2018 года пришлось 8.5 миллиардов рублей. Страхование от несчастных случаев и обязательное страхование жизни граждан как продукты прибавили 7 и 6 миллиардов соответственно. (рисунок 2.3.)

Рисунок 2.3.Анализ показателей страхового рынка по видам страхования

Не меньших успехов российские страховщики добились в сегменте non-life, - договорах, заключаемых на события, кроме ухудшения качества жизни. Наиболее привлекательными направлениями, благодаря которым в секторе удалось нарастить показатели прироста на 12.5, остались следующие:

  • Предупреждение финансовых рисков;
  • Обслуживание предпринимателей;
  • Страхование средств перевозки и грузов;
  • Возмещение ущерба имуществу юридических лиц.

Оценка современного состояния рынка страхования показывает в целом положительную динамику. Уменьшение в портфеле компаний продукта ««ОСАГО»» и наращивание ассортимента по личным страховкам позволяет российским компаниям перманентно наращивать объемы продаж. Если еще в 2017 году сегмент non-life показывал явно отрицательную динамику, то уже в первом квартале 2018 показатели обновили очередные максимумы.


На рынке страхования сегодня происходят аналогичные ипотечному рынку процессы. Улучшенные тарифы и условия сотрудничества приводят потребителя к перестраховщикам. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1 кварталом 2017 года). При этом данные анализа рынка страхования в России 2018 явно указывают на увеличение доли российских страховщиков. Активность в сегменте проявляют как минимум 32 компании, из них пока что остается более 80 процентов иностранных участников. В будущем планируется уменьшить соотношение за счет повышения доли национальных страховщиков. По статистике, перестраховщики попали на убытки в почти 10 миллиардов, более 80 процентов ущерба возмещали иностранные партнеры. (рисунок 2.4.)

Рисунок 2.4. Как поделился рынок

Согласно анализу рынка обязательного страхования, в России 2018, отток премий в перестрахование итогам 1 квартала достиг 42 миллиардов рублей. В эти показатели не входит все тот же «ОСАГО». Санкции не могли не повлиять на рынок, в результате чего иностранные компании неизбежно потеряют потенциал российского потребителя.[16]

2.2. Проблемы и перспективы рынка страхования России

По сути, формирование современной страховой системы в России началось в 1990-х годах, когда была отменена государственная монополия на страхование. Учитывая молодость российского рынка, за последние годы для его развития сделано не так мало. Однако из-за существующих системных проблем он все еще отстает от реальных потребностей экономики.[11]

В числе ключевых проблем:

  • низкий уровень платежеспособности и спроса на страховые услуги среди частных и юридических лиц;
  • невысокий объем страховых операций, не позволяющий накапливать страховые резервы;
  • неразвитость долгосрочного страхования жизни – важного инструмента привлечения инвестиций от населения;
  • ограничение конкуренции – высокая концентрация рынка, создание аффилированных страховых организаций в некоторых отраслях;
  • слабые финансовые возможности национального рынка по размещению крупных рисков: низкий уровень капитализации страховых компаний, неразвитость собственного перестрахования, что приводит к оттоку части премий за рубеж;
  • малый опыт и недостаточная экспертиза страховых компаний в области оценки сложных рисков, управления ими и урегулирования страховых случаев;
  • непрозрачность страхового рынка, ослабляющая доверие потребителей;
  • несовершенство законодательства о налогах и сборах в страховом секторе и недостаточность государственного надзора за отраслью.