Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права , обязанности ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из статьи, право на проведение оперативных расследований зарезервировано за оперативными подразделениями перечисленных в них организаций. Перечень оперативных подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, их структура и организация работы определяются руководителями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов государственной безопасности, власти, службы внешней разведки, Федеральной прокуратуры и органов управления движением наркотических и психотропных веществ.

Чиновники в оперативных подразделениях выполняют ОРД. Поэтому должностные лица других подразделений, входящих в перечисленные государственные органы, не имеют права самостоятельно проводить оперативно-розыскные операции, а могут быть привлечены только должностными лицами оперативных подразделений этих органов.

Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с распределением функций внутри определенного органа[7,68].

В частности, МВД России имеет право проводить ОРМ с оперативными подразделениями криминальной полиции, включая подразделения следственного отдела; бороться с экономической преступностью; по налоговым преступлениям; бороться с организованной преступностью; оперативный поиск; специальные технические мероприятия; собственная безопасность; оперативный поиск информации. В состав криминальной полиции также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

В структуре Федеральной уголовной службы право на ведение ДЗЗ принадлежит: оперативному управлению и подчиненным подразделениям территориальных органов и учреждений уголовной системы, управлению СИЗО и тюрьмами, а также оперативным подразделениям СИЗО и тюрьм, оперативным и техническим подразделениям, поисковым подразделениям территориальных органов[28,34].

В Федеральной службе по надзору за наркотиками России подразделениям Департамента оперативных расследований, собственной безопасности, Департамента оперативно-технического надзора, Департамента оперативно-розыскных операций Департамента оперативного обеспечения и подведомственных подразделений территориальных органов уполномочены проводить ОРД.

Законодатель установил, что только оперативные подразделения, перечисленные в ч. 1 ст. 13 имеют право проводить ОРД. Список таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом, то есть законом ОРД или федеральным законом о внесении изменений и дополнений в него.


Представители, уполномоченные принимать юридически значимые решения в области ОРМ, но не включенные в операционные подразделения, не имеют права выполнять ОРД, но имеют право только контролировать его выполнение. Сотрудники агентств, которые контролируют поиск и надзор (прокуроры), работающие в финансовом отношении, судьи и лица, участвующие в проведении ОРМ, не принадлежат к органам, которые осуществляют ОРД (оперативные подразделения). И хотя они могут быть участниками оперативно-розыскных отношений, они, тем не менее, не имеют права проводить ОРД, даже в ограниченной степени. В частности, уполномоченные прокуроры контролируют ОРД, судьи разрешают проведение отдельных ОРМ, но сами они не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия[21,38].

Лица, являющиеся объектами ОРМ, наделены субъективными правами, предусмотренными Законом с комментариями, являются участниками оперативно-розыскных отношений, но не принадлежат субъектам ОРД. То же самое можно сказать и о тех, кто помогает учреждениям, внедряющим ОРД, как публично, так и в частном порядке.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» упоминаются такие участники отношений по оперативным исследованиям, как специалисты, операторы связи, следователи и другие. Эти категории людей не являются частью действующих подразделений и, следовательно, не имеют права проводить ОРД.

Комментируемая статья содержит общие правила. Для уточнения его содержания и надлежащего практического применения изложенных в нем требований следует руководствоваться нормами различных законодательных и иных правовых нормативных актов.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства организации, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, решают задачи, определенные Законом о ОРД, исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации[14,64].

Под полномочиями органов, которые исполняют ОРД, мы подразумеваем все их права и обязанности, вытекающие из обязанностей и функций этих органов, которые определены соответствующими законами, положениями и правилами отрасли.

Компетенция органов - субъектов ОРД ограничивается и нормами Закона. В частности, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст.6 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».)


В исключительную компетенцию оперативных подразделений Федеральной службы безопасности входит проведение оперативно-розыскных мероприятий в области иностранных инвестиций в компаниях, имеющих стратегическое значение для обеспечения защиты страны и государства (статья 8.1 Закона о федеральном розыске).

Ответственность Управления внутренних дел в области оказания помощи при бедствиях ограничивается решением проблем уважения личной безопасности, охраны общественного порядка и общественной безопасности. Выявление, предупреждение, борьба и выявление уголовных преступлений[5].

Полиция обязана в соответствии с возложенными на нее задачами:

- обнаруживать и раскрывать преступления;

- разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от следственных и судебных органов, обходить исполнение уголовных приговоров, не выявлять лиц в судебных делах и добиваться похищенного имущества;

- выдает разрешения на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, перевозку, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз указанного оружия и его боеприпасов из Российской Федерации, а также разрешение на хранение и использование определенных типов и моделей военного стрелкового оружия, поступающее во временное пользование в органы внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения; контролировать соблюдение правил обращения служебного и гражданского оружия, установленных федеральным законом;

- применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных, прокуроров, следователей, судебных приставов, должностных лиц регулирующих органов и органов внутренних дел, а также их родственников; применять меры, предусмотренные федеральным законом, для защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, участвующих в уголовном процессе, их родственников, чьей жизни, здоровью или имуществу угрожает опасность (статья 10 Закона «О полиции»).

Следует также отметить, что оперативные подразделения службы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации не принадлежат правоохранительным органам и не имеют юридической компетенции для борьбы с преступностью. Предоставление им права гарантировать безопасность обусловлено практической возможностью и ограничивается гарантией того, что орган защищен от внешних и внутренних угроз, что позволяет ему решать задачи, поставленные законодателем, с помощью превентивных действий и мер. В случае обнаружения реальных людей или обстоятельств (доказательств, информации), указывающих на подготовку или совершение вторжений или преступных действий, противоречащих интересам безопасности Российской Федерации, эти подразделения Министерства обороны обязаны информировать соответствующие компетентные органы[15,82].


2.2 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Правоспособность органов - субъектов ОРД в выполнении задач в области этой работы гарантируется суммой их обещаний, предусмотренных в комментариях, в которых рассматриваются обязательства органов, проводящих оперативные расследования, которые вытекают из положений других общепризнанных мер комментируемого закона.

Юридические обязанности - это соответствующее или важное влияние органов, которые осуществляют ОРД, и их представителей в соответствии с директивой закона[1].

Обязанности субъектов ОРД, вытекающие из общепринятых стандартов аннотированной статьи, продолжают выполнять права участников оперативно-розыскных отношений. Например, обязательство соблюдать критерии конфиденциальности при выполнении ордеров на обыск соответствует правам лиц, которые присоединились к уполномоченным преступным организациям, штатным сотрудникам скрытых служб, участвующим в поисковых мероприятиях, и классифицированным лицам, конфиденциальность информации которых разрешена только с письменного согласия и в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Обещание соответствовать критериям соответствия по-прежнему распространяется на право действующих ведомств выполнять скрытые ОРМ, положения законодательных актов, устанавливающих систематизацию информации об организации и стратегии ОРД в качестве государственной тайны и т. д.

Целью ОРД является защита жизни, благосостояния, прав и свобод человека и гражданина, имущества и безопасности общества и страны от преступных вторжений. Организации (должностные лица), специализирующиеся на операциях, при проведении оперативных расследований обязаны обеспечивать уважение прав человека и владельцев частной жизни, личных и домашних секретов, неприкосновенности частной жизни и переписки. Не разрешается проводить оперативные исследовательские мероприятия для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом[24,36-38].

Эти положения подробно описывают положения Конституции Российской Федерации, в которой провозглашается первостепенное значение человека, его прав и свобод, а также обязанность страны принимать, соблюдать и защищать их. Это означает, что субъекты ОРД, как муниципальные органы, должны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.


На самом деле, следуя по стопам, примечания 14 федерального закона об оперативных исследованиях касается защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, в ходе которого, как указано в примечании 1 закона, задача состоит в защите прав и свободы человека и гражданина.

Эти различия связаны с тем фактом, что примечание 1 относится к общим целям ОРД, на которые ориентирована эта работа, а в аннотированной статье элементарное определение определяется как обещание принять меры по защите прав, ограничение которых допускается в течение ОРД. Следовательно, защита конституционных прав законодателем напрямую связана с важными мерами, принимаемыми в рамках полномочий властей[19,76].

Если статья 1 Закона подразумевает права, которые уже имеют все шансы быть нарушенными, а некоторые из них уже не имеют всех шансов быть восстановленными, то в комментарии делается выговор в отношении действий лиц, которые могут помочь защитить права на незаконные меры по оказанию помощи, предусмотренные законодательством, которое само по себе обязано удовлетворять требования конституционных прав и свобод.

Это соответствует части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой необходимо защищать конституционный порядок, нравственность, благополучие, права и законные интересы других лиц, обеспечивающих государственную оборону и муниципальную безопасность.

Правоохранительные органы ОРД должны в пределах своих возможностей соблюдать письменные меморандумы следователя, руководителя следственного органа и заключение суда об оперативном поиске уголовных дел, которые привели к подготовке. Это, например, так называемая оперативная помощь при расследовании преступлений[11,65].

Это обещание напрямую связано с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые определяют право следователя, руководителя следственного органа и судьи отдавать следственным органам отдельные приказы на проведение оперативно-розыскных мероприятий[6].

Запросы, служебные записки и расследования прокурора, следователя, следственного органа в пределах своих возможностей, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, считаются неотъемлемыми для всех учреждений, фирм, организаций и работников (статья 21 УПК РФ). Отдельные следственные действия вряд ли будут иметь шансы быть осуществленными без роли оперативных подразделений, например, прослушивание телефонных разговоров и запись переговоров (статья 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).