Файл: Особенности проявления вандального поведения молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведения опросника Киреевой Е. А., Дубовицкой Т.Д. было выясненно, что деструктивный тип самоутверждения присутствует у 9 человек (50%). Им свойственны бестактность, эмоциональная несдержанность, неадекватный (завышенный или заниженный) уровень самоуважения, ожидание отрицательного отношения к себе со стороны других людей.

Конструктивный тип самоутверждения присутствует у 9 человек (50%) Им свойственны эмоциональная устойчивость, самостоятельность и компетентность в общении, проявление к другим уважения, интереса, симпатии, принятие, а также ожидание положительного отношения к своей личности со стороны других людей. Такие люди уверены в себе, имеют хорошие навыки самоорганизации, обладают самопониманием и личностной зрелостью.

Показателей по шкале «отказ от самоутверждения» было не выявлено.

Анкета «Что я знаю о вандализме» (Приложение) позволяет определить наличие знаний старшеклассников о вандальном поведении, о вандализме и применении санкций за порчу чужого имущества, также получение сведений о принадлежности подростков к субкультуре и о умение выражать свои эмоции.

Анкета состоит из 7 вопросов. 6 вопросов представляют с собой вопросы открытого типа. В одном из вопросов нужно выбрать один вариант ответа.

Результаты анкеты « Что я знаю о вандализме» показали, что ни один из учащихся не относится к какой либо молодежной субкультуре.

Большинство респондентов, а именно 11 учащихся (61%), не знают точного толкования понятию «вандализм», знают и понимают, что такое вандализм и дают ему точное толкование всего лишь 3 учащихся (16 %), и у 4 человек (22%) искаженное понимание вандализма.

5 человек (28%) не умеют контролировать свои эмоции, они выплескивают свои эмоции на окружающих предметах, хлопают дверью, либо портят настроения другим людям.

О мерах наказания за вандальные действия не знают 8 человек (44%). На вопрос, какие у Вас отношения с взрослыми, родителями, понимают ли они вас, 3 учащихся (17%) ответили, что в их семье отсутствует понимание между взрослыми, у них плохие взаимоотношения. У 2 (11%) учащихся на сегодняшний день есть обида к определенным людям.

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» позволяет определить ведущую стратегию поведения подростков в условиях конфликтной ситуации.

Тест предлагает 30 пар утверждений, описывающих тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него.


Диагностика дает представление о выраженности у подростка тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

После проведения опросника К.Томаса «Стиль поведения в конфликте» были получены следующие результаты:

– из 18 подростков у 10 (56%) преобладает такая форма поведения в конфликтной ситуации как соперничество. Учащиеся стараются добиться удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны. Выбор такой стратегии поведения в конфликте обусловлен тем, что подросткам свойственна такая черта в стремлении доказать взрослым важность его мнения. Чаще всего подросток конфликтует с взрослыми, направляя на взрослых свой негативизм в конфликтных ситуациях;

– 3 учащихся (17%) предпочитают в конфликтной ситуации использовать приспособление. Они уступают другому человеку в ущерб собственным интересам. Уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях между людьми. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения;

– 2 учащихся (11%) игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, «уходит». Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы. Иногда лучше «не связываться», так как шансы что-либо улучшить близки к нулю. Но использование постоянно такой формы поведения может вызвать риск алкоголизма и наркомании;

– 3 учащихся (17%) в конфликте используют компромиссную форму поведения. Конфликт в таком случае решается путем взаимных уступок.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили подростков, склонных к вандальному поведению. Подросткам свойственна средняя степень агрессивности, проявляющаяся агрессивным отношением к другому человеку с использованием словесного оскорбления. Есть учащиеся, которые выражают свою агрессию на окружающих предметах. Выяснилось, что больше половины подростков не знают понятие вандализм, не имеют представления о мерах наказания за проявление вандализма. В конфликтных ситуациях больше половины подростков выбирают соперническую стратегию поведения. Учащиеся стараются добиться удовлетворения только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны. В самоутверждении своей личности подростки чаще всего выбирают деструктивные формы поведения, выражающиеся в различных формах унижения достоинства и принижения достижений других людей. Деструктивное поведение подростков может также выражаться через агрессию, отрицание значимости другого человека.


2.2. Программа работы социального педагога по профилактике вандального поведения старшеклассниковв условиях общеобразовательной школы

Целью формирующего эксперимента является реализация разработанной нами программы по профилактике вандального поведения учащихся старших классов в условиях общеобразовательной школы «Я - культурный человек» (программа разработана на основании данных констатирующего эксперимента).

Цель программы «Я - культурный человек» — профилактика вандального поведения у старшеклассников общеобразовательного учреждения.

Задачи программы:

1. Знакомство учащихся с основными понятиями по проблеме: «вандализм», « вандальное поведение», «правовая ответственность»;

2. Информирование учащихся об ответственности и мерах наказания за вандальное поведение;

3. Овладение учащимися способами, приемами конструктивного выхода из конфликта.

4. Формирование умения анализировать собственное эмоциональное состояние.

5. Формирование навыков конструктивного самоутверждения

6. Развитие чувства прекрасного.

Основными принципами, положенными в основу программы, являются следующие:

- принцип доступности — занятия строятся на материале близком, понятном и интересном для подростков;

- принцип активности предполагает обязательную активность всех участников в упражнениях и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности;

- принцип осмысленного отношения к своему поведению через проведение рефлексии в конце каждого занятия.

Программа состоит из 10 занятий, предназначенных для работы с подростками 15-16 лет. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Социальный педагог выступает организатором встреч с подростками. Психолог выступает в качестве консультанта при разработке тренинговых занятий программы.

Тематический план программы « Я - культурный человек»

Тема занятия

Цель занятия

Формы и методы проведения

Время

Мотивационный блок

1.

«Будем знакомиться!»

Формирование мотивации на участие в занятиях школьников

Тренинг.

Упражнения:«Приветствие», «Природные явления», «Волейбол», «Возьми салфетки», «Наши интересы».

45 мин

2.

«Наши цели, -Какие они?

Осознание подростками реализации своих возможностей и умений в жизни.

Просмотр и обсуждение фильма «Жизнь. Инструкция по применению»

2 часа

3.

«Какой я?»

Формирование адекватного отношения к себе

Тренинг.

Упражнения: «Какой Я?», «Принятие себя», «Разговор через стекло»,

Беседа на тему «Самоуважение и как научиться уважать себя»

1,5 часа

4.

«Формула успеха»

Создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков.

Тренинг

Игра «Корзина», «Чемодан желаний»,

Упражнения: «Имена», «Копилка».

1,5 часа

Когнитивный блок

5.

«Что такое вандализм?»

Ознакомление подростков с понятием «вандализм», с историей появления вандализма

Лекция, практическое занятие.

Беседа на тему «Вандализм и история появления».

45 мин

6.

«Мера

наказания за

вандализм»

Формирование знаний у подростков о мерах наказания за вандализм

Лекция, самостоятельная работа с законодательными документами.

45 мин

Деятельностный блок

7.

«Конфликты и способы их разрешения»

Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций

Тренинг.

Упражнения: «Автобус», «Конструктивный стиль поведения в конфликте».

50 мин

8.

« Я и мои эмоции»

Обучение подростков способам и приемам снятия эмоционального напряжения

Упражнения: «Польза и вред эмоций, «Стакан», «Спокойные и агрессивные ответы»

Беседа на тему «Как управлять своими эмоциями».

1,5 часа

9.

«Путешествие в музей»

Развитие чувства прекрасного

Поход в Пермский краеведческий музей.

Рефлексия: написание эссе «Мой поход в музей».

2 часа

Рефлексивный блок

10.

«Мы в ответе за…»

Закрепление сформированных

навыков

Игра «Мы отвечаем за…».

45 мин


Занятия проводились с использованием таких методов как:

1. Лекция предполагает развернутое сообщение сущности той или иной проблемы, логическим центром которого является определенное теоретическое обобщение. Так, занятие «Что такое вандализм» проводилось в виде небольшой лекции, которая предполагала сообщение о понятиях «вандализм», «шалость», «злонамеренный поступок.

2. Беседа предполагает вопросно-ответную форму с участием обеих сторон воспитателя и воспитанника. Так, на занятии «Что такое вандализм» учащимся давалась описание одной из ситуации, в которой было описание такого действия как вандализм. После прочтения ситуации, ученики должны были ответить на ряд вопросов, например, «Какую ответственность понесут ребята, совершившие поступок в данной ситуации?». Далее подростки изучали глоссарий по понятию «Вандализм». Им необходимо было усвоить эти понятия и выбрать то определение, которое наиболее полнораскрывает понятие «Вандализм». На данном занятии используется вид познавательной беседы. Учащимся задавались вопросы, ответы на которые находились в информационном раздаточном материале.

3. Упражнение характеризуется как планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Например, на занятии «Я и мои эмоции» учащиеся прорабатывают способы выражения эмоций в различных ситуациях. Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы» предполагает каждому участнику продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы.

В ходе наблюдения за участниками при выполнении упражнения «Спокойные и агрессивные ответы» было замечено, что участники легко дают агрессивные ответы. Им сложно подобрать слова для того, чтобы не обидеть человека и спокойно выразить свои эмоции.

Реализация программы предусматривала проведение занятий с использованием следующих форм работы:

1. Тренинг. Одна из форм обучения и передачи информации. От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Так, на занятии «Конфликты и способы их разрешения» работа в тренинговом режиме выстраивалась следующим образом. В самом начале занятия учащимся необходимо было смоделировать ситуацию возникновения конфликта в автобусе. Они не только смоделировали ситуацию конфликтности, но и смогли сами почувствовать себя в ситуации конфликта, понять и определить, хотелось ли им вступать в конфликт. После нахождения учащихся в конфликтной ситуации происходило обсуждение проведенного упражнения, а уже после этого подростки пытались сформулировать понятие «конфликт».


Далее, после рассмотрения стилей поведения в конфликте, таких как приспособление, уход, конкуренция, компромисс, сотрудничество, учащимся предлагалось в театрализованной форме показать конфликтную ситуацию с использованием предложенных стилей поведения в конфликте.

Таким образом, на занятии «Конфликты и способы их разрешения» учащиеся получили не только теоретические знания, но также закрепили эти знания на практике с помощью участия в упражнениях.

2. Просмотр фильма с дальнейшим обсуждением. Работа над фильмом предполагает обсуждение философской, этической, нравственной проблемы, затронутой в фильме.

На занятии «Наши цели, — Какие они?» учащимся было предложено посмотреть фильм «Жизнь. Инструкция по применению». После просмотра фильма при обсуждении подростки определили, что у каждого человека могут сбыться мечты. Главное мечты ставить целями в жизни. Для них было интересно узнать опыт других людей, у которых цели в жизни были реализованы. Несмотря на препятствия и встречающиеся сложности, герои фильма смогли найти свою роль в жизни. Интересен для подростков был фильм тем, что всю информацию, которую они получили, смогли перенести на себя, на свой жизненный опыт.

3. Посещение музея. Посещения музея предполагает возможности в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности. Музей — это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов.

Так, занятие «Путешествие в музей» в рамках программы «Я – культурный человек» предполагало экскурсию в Пермский краеведческий музей с целью эстетического воспитания подростков. Поход в музей для учащихся оказался самым неожиданным и интересным моментом, поскольку классный руководитель класса очень часто организует выездные мероприятия, учащиеся любят посещать их. Поход в музей для них был организован впервые, для учащихся была возможность изучить историю Прикамья, познакомиться с реальными уникальными коллекциями. Перед посещением музея с подростками была проведена беседа, в которой обговаривалось ценностное отношение к уникальным коллекциям Перми. Для подростков было высказано напутственное слово о том, что важно уметь сохранять эти уникальности, поэтому нужно соблюдать аккуратность по отношению к музейным ценностям.