Файл: Особенности проявления вандального поведения молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В условиях современного мира широко распространены такие проблемы молодёжи как социальная дезадаптация, асоциальное поведение, озлобленность, бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей. Вышеперечисленные проблемы имеют место быть не только в крупных городах, но и в отдалённых населенных пунктах нашей страны. Отсутствие у молодого поколения опыта социального взаимодействия, социальной адаптации, навыков социального поведения провоцирует молодёжь на асоциальное, а в особо трудных случаях антисоциальное, разрушительное поведение. Вандализм является одной из форм поведения молодых людей склонных к девиации, у которых выработался стиль поведения, оскорбляющий общественную нравственность, характерными чертами которого является враждебность к существующим социальным институтам, стремление доказать свою значимость при помощи агрессии и грубой физической силы.

У истоков вандализма среди молодёжи зачастую стоят психологические проблемы, а в частности: эмоциональная неуравновешенность, необходимость в агрессивном выражении протеста, нестабильность в межличностных отношениях, склонность к обвинениям, эгоизму, преобладание значимости негативных событий над позитивными, заниженная самооценка, самовыражение путём применения физической силы, отсутствие сформированной позиции и эмоциональное напряжение. Вандализм среди молодёжи можно скорее назвать симптомом, который говорит о психологических и социальных проблемах, требующих незамедлительного решения. От педагога или психолога, работающего с такими молодыми людьми требуется в первую очередь правильно определить проблему, затем при помощи современных социальных и психологических методик составить программу интеграции подопечного в нормальную социальную среду, с учётом выявления и анализа индивидуальных особенностей каждого.

Еще одной проблемой является пристрастие современной молодёжи к табакокурению и алкоголю, что само по себе приводит к различным формам девиантного поведения, в том числе и вандализму.

Вандализм широко распространён среди молодых людей, которые далеки от трудовой деятельности, для которых легко разрушить созданное другими людьми еще и по той причине, что сами они ничего в жизни не создали, не прикладывали усилий для созидания, растрачивая их при этом на разрушение. Такая тенденция имеет место быть, так как молодёжь, которая обладает всеми вышеперечисленными проблемами испытывает трудности с трудоустройством и трудовой деятельностью, что очередной раз доказывает необходимость работы психолога по социализации данного контингента. Ведь если есть возможность направить разрушительные силы на созидание, то такой возможностью обязательно необходимо пользоваться.


Широкое распространение имеет вандализм среди школьников (в основном учащихся мужского пола) что связано с некорректно направленной работой школьных психологов, которая направлена в основном на просветительскую деятельность, но не на предупреждение и профилактику. Так проводятся классные часы о вреде спиртных и наркотических веществ, но профилактика с детьми и подростками уже начавших употребление вышеперечисленного, равно как и выявление этих личностей не ведётся. По данным взятым из книги Л.С. Ватовой: «Cоциально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика», вандалы из среды молодежи много времени тратят на «тусовки» в дворовых компаниях (40%), на просмотр телепередач (35%), увлекаясь при этом триллерами, второсортными фильмами, пропагандирующими насилие; предпочитают агрессивные компьютерные игры (25% свободного времени). Все это сильно воздействует на сознание молодежи и толкает ее на различного рода эксперименты преступного характера[1].

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Молодежный вандализм».

Цель исследования: характеристика особенностей вандального поведения молодежи.

Объект исследования: вандализм молодежи как социально-психологическая проблема.

Предмет исследования: вандализм в молодежной среде и процесс профилактики вандального поведения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению склонности к вандальному поведению у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы;

3. Разработать программу профилактики вандального поведения у старшеклассников в общеобразовательной школе и экспериментально проверить ее эффективность.

Методы исследования:

В данной работе были использованы такие теоретические методы исследования, как изучение и анализ литературы, сравнение, обобщение. А так же нами были использованы следующие эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ


1.1. Сущность и содержание понятия «вандализм», «вандальное поведение»

В исследовательской работе чтобы теоретически обосновать понятия «вандализм» и «вандальное поведение» необходимо рассмотреть историю зарождения вандализма.

Говоря об истории зарождении вандализма, необходимо отметить две специфические особенности вопроса. Первая особенность заключается в следующем. Сам термин «вандализм» произошел от названия древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и уничтожили в нем множество памятников античного и христианского искусства. То, что сделали вандалы в Риме, невозможно сравнить с вандализмом во Франции. Поэтому вторая особенность такова, что родиной современного вандализма по праву считается Франция эпохи революционного Просвещения.

Во времена Великой Французской революции (1789-1794 гг.) государство переходило из монархической формы к республиканской форме правления. Люди стремились стереть историю существовавшего в стране режима. Первой была разрушена гробница короля Дагобера, за ней чудный мавзолей Генриха II. Разрушали могилы, королевские статуи, продавались за бесценок самые замечательные книги, как по редкости, так и по роскоши.

Эпизодов разрушений и безобразий было очень много. Цель общественных деяний в этих эпизодах одинаковая — это уничтожение всего того, что носило хоть какой-нибудь отпечаток религии, феодализма или королевского достоинства.

Несмотря на то что, французская революция сумела овладеть толпой, и это явление было названо «Революционный невроз» (О. Кабанес и Л. Насса), были и противники происходящих общественных беспорядков. Можно сказать, что уже в это время шла борьба по преодолению вандализма. Так, в своем докладе член конвенции Генеральных Штатов аббат Грегуар в 1794 г. выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. Вследствие такого предложения Комитетом был издан декрет, в котором было постановлено, что за уничтожение или повреждение художественных памятников, составляющих народную собственность, наказание десятью годами каторжных работ.

Следовательно, в 18 веке во Франции совершались самые жуткие действия вандализма, создавались первые мероприятия по предотвращению вандализма.


Следующим шагом нашей работы явилось выявления сущности и содержания понятий «вандализм», «вандальное поведение».

Официально термин «вандализм» впервые употребил в своем докладе член конвенции Генеральных Штатов аббат Грегуар.

Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей»[2].

В. Даль определяет «вандализм» как «поступок грубый, противный просвещению, образованности»[3].

Вандал, по мнению одного английского источника, — это «тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу». То есть это обычный хулиган, который портит общественную, частную или коммунальную собственность, наносит надписи на стенах или предметах и т.д.

В статье 214 УК РФ[4] вандализм рассматривается как несоблюдение общественного порядка. Уголовная ответственность за вандализм наступает с 14 лет. Статья 214 УК РФ («вандализм») гласит: «Лицо, совершающее акты вандализма, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев». К причинению вреда общественному порядку и общественной нравственности относится последствия вандализма в форме осквернения зданий или иных сооружений. Следует отметить, что в соответствии со статьей 214 УК РФ в основе вандализма лежит порча имущества, зданий, сооружений.

А.П. Русаков понятие «Вандализм» описывает как криминологический термин. Под ним подразумеваются преступления агрессивного характера, в ходе которых уничтожается или повреждается чужое имущество, природные или электронно-информационные объекты, духовные и культурные ценности[5].

Существуют различные классификации вандализма, так по классификации Л.С. Ватовой вандализм может принимать следующие формы:

а) разрушительный, который проявляется в дальнейшем разрушении уже имеющихся повреждений имущества (например, когда дыра на сиденье автобуса увеличивается стараниями человека);

б) сопутствующий предполагает параллельное совершение другого преступления, когда воры не удовлетворены найденными предметами (например, кражу с взломом);


в) мстительный совершается, когда готовится и осуществляется операция против конкретного человека, которому таким образом выражается недовольство (например, человек не вернул долг);

г) беспричинный предполагает совершение вандализма, в котором находят выход агрессивные наклонности и поиск острых ощущений[6].

Х.К. Алиев выделяет вандализм инструментальный и не инструментальный. Инструментальный вандализм — умышленное уничтожение чужого имущества, в котором без труда можно установить цель, поставленную перед собой человеком (телефонный аппарат, разбитый для извлечения из него определенной детали).

Не инструментальный вандализм — уничтожение имущества при отсутствии очевидных мотивов действий (изрезанные диваны в электричках, разбитые автобусные остановки)[7].

По объектам осквернения вандализм имеет следующую классификацию:

- вандализм в виде граффити. Граффити это «уличное искусство», которое содержит любые надписи, изображения, всевозможные рисунки на фасадах зданий, заборах или иных поверхностях, нанесенные при помощи краски, чернил либо выцарапанные. Граффити относится к вандализму в том случае, если рисунки характеризуются антиобщественным, аморальным содержанием, также такой вид творчества можно отнести к вандализму тогда, когда молодые люди занимаются бесполезным разрисовыванием поверхностей чужого имущества без согласия собственников имущества;

- вандализм, проявляемый в осквернение могил. Такой вандализм на сегодняшний день довольно распространенный феномен, который кроется в ненависти к этическим меньшинствам, в национальной или религиозной нетерпимости. Мотивы и причины вандализма, проявляемого в осквернение могил, недостаточно изучены;

- вандализм в виде уничтожения или порчи памятников культуры, картин. Вандалы пытаются таким образом разрушить ценности культуры той территории, где они проживают, это своего рода служит протестом к действующей системе правления государства.

Г. Шпрангер утверждает, что особую значимость эта проблема приобретает в государствах, переживающих экономический кризис. Отсюда следует, что вандализм — не просто социальное отклонение, которое нельзя ограничить лишь типом деликвентности, или личностной проблемой. Это проявление того, что общество нездорово, в нем отсутствуют четкие нормы и правила. В связи с этим в Америке имеется свое, официально принятое определение вандализма: это «преднамеренное или умышленное разрушение, повреждение, нанесение порчи любому виду собственности»[8].