Файл: Особенности проявления вандального поведения молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После похода в музей для подростков было задание написать эссе на тему «Мой поход в музей». В эссе подростки написали о своем впечатлении от музея. Они были благодарны, что была такая возможность всем классом перенестись в удивительный мир прошлого. Их удивили экспозиции интерьеры квартир XIX — начала XX века, костюмы народов древнего Прикамья, пространство созидателей уральской промышленности. Особенно хотелось отметить в эссе то, что подростки уходили с мыслью, что вернутся в музей ни раз, с родственниками, с друзьями, чтобы побывать в мире прошлого.

Программа включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный блоки.

Занятия мотивационного блока направлены на осознание своего правильного поведения в обществе. Так, на занятии с использованием видеофильма «Жизнь. Инструкция по применению» подростки осознавали собственные цели в жизни и как к ним нужно двигаться. Занятие предполагало осознание подростками собственной ценности, осознание реализации своих возможностей и умений в жизни. Если каждый из учащихся будет понимать цели жизни и как их можно достигать своими силами, при этом, не нарушая законы, подросток не станет заниматься противоправными деяниями.

Занятия когнитивного блока нацелены на формирование представления о том, что такое «вандализм», «вандальное поведение», «история возникновения вандализма», «правовая ответственность».

Учащиеся познакомятся с видами наказания за совершение вандализма.

Мероприятия в рамках деятельностного блока предполагают тренинги на умение конструктивными способами решать конфликтные ситуации, умение справляться со своими эмоциями. Также мероприятия в рамках деятельностного блока предполагают поход в Пермский краеведческий музей с целью эстетического воспитания. Поход в музей воспитывает уважительное и бережное отношение к культурным ценностям. Учащиеся знакомятся с историей своего края. Посещение музея делает человека культурным, духовно-обогащенным.

На занятиях рефлексивного блока подростки применяют и проверяют полученные знания в правовой игре «Мы отвечаем за…!». Подростки определяют важность принимаемых мер и проведенных мероприятий, направленных против вандализма.

Программа может быть реализована при наличии следующих условий:

Организационно-методические:

- разработанность программы (планы-конспекты занятий, диагностический инструментарий и др.);

- регулярность проведения занятий;

- материал для мероприятий подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников;


- созданы комфортные условия для проведения мероприятий. Материально-технические:

- материально-техническое обеспечение (проектор, презентации и др.);

- подготовленность необходимого реквизита;

- канцтовары и др.

После реализации разработанной нами программы профилактики вандального поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения подростки будут уметь:

1) разбираться в понятиях «Вандализм», «Вандальное поведение», «Правовая ответственность»;

2) давать объективную оценку своим действиями поступкам, действиям и поступкам других людей и прогнозировать их влияния на свою дальнейшую жизнь;

3) применять на практике навыки снятия эмоционального напряжения;

4) решать конфликты конструктивными способами. Уникальность программы состоит в том, что занятия в большей степени направлены на познание самого себя, осознание целей и ценностей собственного бытия, воспитание в себе культурного человека, который умеет, справляться со своими эмоциями, умеет выходить из конфликта с друзьями, родственниками при этом, не переступая через права другого человека.

2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по профилактике вандального поведения старшекласников в условиях общеобразовательной школы

После реализации программы было проведено повторное исследование, в ходе которого решалась задача проверки эффективности программы по профилактике вандального поведения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

Для определения эффективности проведенной работы был использован тот же комплекс методик, что и в констатирующем эксперименте: тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебута» для определения степени агрессивности подростков, методика «Опросник Киреевой Е.А., Дубовицкой Т.Д.» для определения типа самоутверждения. Анкета «Что я знаю о вандализме» (Приложение) позволяет определить наличие знаний подростков о вандализме после реализации программы.


В ходе итоговой диагностики «Опросник Л.Г. Почебута» для определения степени агрессивности подростков нами были получены следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1.

Результаты диагностики на выявление степени агрессивности старшеклассников

Степень агрессивности

Констатирующая диагностика

Итоговая диагностика

Низкая степень

23% (4 чел.)

56% (10 чел.)

Средняя степень

72% (13 чел.)

44% (8 чел.)

Высокая степень

5% (1чел.)

-

Рисунок 1. Динамика степени агрессивности старшеклассников

Согласно сравнительному анализу можно сделать вывод о наличии положительной динамики и снижении степени агрессивности старшеклассников.

количество детей с низкой степенью агрессивности повысилось на 6 человек (на 33%). Это свидетельствует о том, что учащиеся стали иметь высокую адаптированность в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде.

13 человек (72%) имели среднюю степень агрессивности, а после проведенной работы количество респондентов со средней степенью агрессивности снизилось до 8 человек (44%). Такие старшеклассники иногда оскорбляют другого человека, у них возникает эмоциональное отчуждение при общении.

количество респондентов, имеющих высокую степень агрессивности, снизилось до ноля. Учащийся, имевший высокую степень агрессивности, стал обладать средней степенью агрессивности.

Результаты контрольной диагностики «Опросник Киреевой Е.А., Дубовицкой Т.Д.» исследования для определения типа самоутверждения представлены на Рисунке 2.

Анализ контрольной диагностики показывает, что количество респондентов с деструктивным самоутверждением снизился на 16%. таршеклассники смогли увидеть в себе положительные качества и рассказать о них своим одноклассникам. Можно утверждать о том, что мы смогли разработать такие занятия, в которых учащиеся смогли раскрыться как личность, смогли показать свою значимость в групповой работе.

Рисунок 2. Динамика изменения типа самоутверждения учащихся

Повторное проведение методики «Что я знаю о вандализме», во время формирующего эксперимента, дало следующие результаты:


Рисунок 3. Динамика знаний старшеклассником понятия вандализм.

89%(16 чел.) знают, что такое вандализм, 11% (2 чел.) знают понятие, но дают не точное определение.

Первичное проведение анкеты показало, что 44% (8 чел.) не знали об ответственности за вандализм, при повторном проведении диагностики 83% (15 чел.) правильно указывают виды наказаний за совершение вандальных действий, 16%(3 чел.) указывают один вид наказаний за вандализм, к которому относится уголовная ответственность.

На последнем занятии учащиеся писали небольшое эссе о проведенных занятиях, все учащиеся написали положительные отзывы. Они узнали варианты выхода из конфликта, также научились навыкам самоконтроля, преодоления эмоциональных вспышек. Учащиеся впервые участвовали в тренинге, в ходе которых, по их словам, они как будто заново знакомились друг с другом, узнавали некоторые факты друг о друге, про которые ничего не знали.

Старшеклассники теперь знают понятия вандализм, вандальное поведение, также какую ответственность могут понести за вандальное поведение.

С помощью тренинговых занятий мы добились того, что учащиеся смогли утвердиться в глазах одноклассников. Они смогли рассказать о себе, о своих интересах, осознать свои положительные качества.

Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности разработанной программы «Я – культурный человек» по профилактике вандального поведения молодежи в условиях общеобразовательной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования обосновано, что вандализм это преднамеренное или умышленное разрушение, повреждение, нанесение порчи любому виду собственности.

Вандальное поведение — это социально-психологическая склонность молодежи, способная разрушить ценностные нормы общества.

Для молодёжи решение сложных жизненных ситуаций непосильная задача, иногда они протестуют против всего общества, что выражается проявлением эмоциональных вспышек гнева и агрессии. Их поведение настроено на публику, они боятся не признания их индивидуальности, любят хвастаться, представлять себя в виде жертвы, устремлены к витанию в облаках, скандальное воздействие с исполнением «драмы» перед окружающими людьми. Высокая конфликтность мешает их приобщению к обществу, поэтому они относят себя к неформальным группам молодежи, из которых большинство имеет асоциальную направленность.

В ходе работы нами были определены основные особенности проявления вандального поведения учащихся старших классов. Выяснилось, что вандальное поведение часто связывают с агрессивным поведением. Агрессивность может быть результатом выхода гнева ребенка из-за несправедливого отношения к нему, стремлением справиться со стрессом.


Социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание уважительного отношения к культурному наследию, продуктам человеческого труда и творческой деятельности; на организацию досуга учащихся, вовлечение их в полезные виды деятельности; устранение конфликтов со сверстниками, родителями и учителями; на организацию правовой работы по разъяснению законодательства по части вандальной преступности.

Для проведения констатирующего эксперимента по теме исследования мы подобрали диагностические методики, которые позволили выявить склонность к вандальному поведению.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты явились основанием для проведения формирующего эксперимента, представляющего собой разработку и реализацию программы, которая будет направлена на профилактику вандального поведения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы «Я - культурный человек».

После реализации программы «Я - культурный человек» у старшеклассников появилась низкая степень агрессивности и отсутствие высокой степени и они теперь знают понятия: вандализм, вандальное поведение, ответственность за вандальное поведение.

С помощью тренинговых занятий мы добились того, что учащиеся смогли утвердиться в глазах одноклассников. Они смогли рассказать о себе, о своих интересах, осознать свои положительные качества.

Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности разработанной программы «Я – культурный человек» по профилактике вандального поведения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

На сегодняшний день проблема вандализма в обществе весьма актуальна, потому что подростковый вандализм предстал перед нами в небывалом масштабе. С этим явлением можно столкнуться и в здании, и на улице, и в транспорте. Феномен современного вандализма имеет не мало отрицательных черт: высокую скрытность, внезапность, групповой характер, быстроту действий, криминальную направленность. Основной причиной подобного девиантного поведения заключается в неосуществимости выявления и развития личностных способностей подростков. Для решения этого вопроса необходим комплексный подход, включающий в себя профилактику и последующую реабилитацию. Также следует активизировать деятельность общественных объединений по реализации проектов и акций социальной направленности с целью: