Файл: Особенности проявления вандального поведения молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

З.В. Патрушева отмечает, что, несмотря на все многообразие определения понятия «вандализм», сущность его сводится к одному – вандализм школьников является преднамеренной порчей и умышленным осквернением каких-либо материальных или духовных ценностей, порчей имущества, несущий разрушительный и демонстративный характер, чаще всего обладающий спонтанностью в действиях[9]. Цель, которую преследует, подросток-привлечение внимания артефактам культуры с тем, чтобы заявить о себе и выразить свой негативизм.

На основании анализа психолого-педагогической литературы нами выявлено, что:

1) возникновение вандализма уходит корнями в историю французской революции 18 в., когда уже решались первые профилактические меры;

2) наряду с понятием «вандализм» употребляется понятие «вандальное поведение» как разрушительное действие, вызванное особым поведением подростков;

3) исследователи подчеркивают, что вандализм — это само событие, включающее в себя материально финансовый ущерб, а вандальное поведение — это социально-психологическая склонность людей, способных разрушить ценностную культуру общества[10];

4) вандальное поведение можно также назвать осложненным, разрушительным поведением, особенность проявления которого схоже с агрессивным поведением[11].

1.2. Особенности проявления вандального поведения молодежи

Значительная часть вандального проявления проистекает из неправильной оценки ситуации, из озорства, стремления доказать «мужские» черты характера, завладеть особо привлекательной для подростка вещью. Самыми распространенными побуждениями к преступной деятельности несовершеннолетних являются безрассудная, иногда бессмысленная решимость совершить противоправный акт, проявляющаяся в стремлении любой ценой продемонстрировать перед товарищами свою смелость, храбрость.

Криминологические исследования показывают, что в основе вандального поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Согласно Л.М. Самохиной, самоутверждение — это стремление к реализации своего Эго, силы своего «я», определяющееся как ведущая потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии[12]. Она присуща любой личности, однако, активно стремясь самоутвердиться, но, еще не овладев всем арсеналом средств, способов, приемов конструктивного самоутверждения подросток может непроизвольно усвоить негативные формы поведения.


Многочисленные исследования субъектов вандального поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному времяпровождению. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий выступают важнейшими факторами подросткового вандализма.

И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом намного снижают вероятность проявления у подростков преступных наклонностей. Поэтому борьба с прогулами, ликвидация пробелов в знаниях выступают существенными факторами в профилактике подросткового вандализма[13].

Как правило, у несовершеннолетних проявление вандализма носит групповой характер, действия, которых осуществляются устойчивыми неформальными группами несовершеннолетних, реже — асоциальными, ситуативными, случайными объединениями. Особый цинизм при совершении вандализма наблюдается в группировках скинхедов, панков, фанатов. Некоторые антиобщественные проявления несовершеннолетних возникает на межнациональной основе.

Значительный фактор, влияющий на вандальное поведение, — это конфликт с родителями или школьными учителями. Подростковый возраст самый трудный, у одних это проявляется в поведении, а у некоторых все может происходить и без изменения. Частые конфликты дома, в школе могут только нагнетать обстановку, поэтому подростки начинают совершать противоправные поступки с целью самоутверждения, именно в неофициальных группах сверстников подросток может проявить свое «я».

Вандальное поведение обусловлено отсутствием внимания со стороны родителей. Проявление вандального поведения является способом привлечения внимания. С другой стороны, когда родитель чересчур опекает ребенка и осуществляет регулярные просьбы ребенка о покупке новых вещей, то происходит обесценивание ребенком объектов.

Вандализм может быть вызван и с желанием отомстить. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление. Такая форма мести привлекательна, приносит эмоциональное удовлетворение и позволяет избежать личного столкновения, предполагает безнаказанность.

Вандальное поведение может быть вызвано неумением справляться со своими эмоциями. Подростки, таким образом, получают возможность излить свою злость, стресс, раздражение на постороннем предмете.

Памятники истории с каждым годом все больше теряют ценность в глазах российской молодежи. Зачастую подростки не знают, какие исторические памятники находятся в родных краях, какую особенность они в себе хранят. Происходит нарушение культурного представления о городе, мире в целом.


Мотивы молодежи, провоцирующие разрушительные действия, связаны с различными жизненными ситуациями, влиянием компьютерных игр, интернета и телевидения.

Итак, изучив особенности и мотивы молодежи, склонных к вандальному поведению, можно сделать следующие выводы:

1)одни мотивы определяют психологическую особенность поведения, а другие социальную. Потребность самоутверждения в глазах сверстников, желание отомстить, неумение справляться своими эмоциями, познание чего-то нового — это психологическая особенность. К социальной особенности относятся конфликты с родителями и учителями, отсутствие контроля над детьми или, наоборот, гиперопека, прогулы в школе;

2) очень важно при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков понять их мотивацию, своевременно выявить и устранить причины подобных поступков, чтобы впоследствии не допустить более серьезных преступлений с их стороны;

3) одна из причин вандального поведения — наличие агрессивности[14].

Проблема молодежного вандализма как социально-психолого-педагогическая представляет собой процесс разрушения социальных связей.

Вандализм входит в привычку, которую трудно искоренить. P.M. Барон, Дж. Фишер, С. Коэн утверждают, что вандализм в большинстве своих форм не бессмысленный акт агрессии, а явление, которое имеет значение и связь с социальной действительностью, это предупреждение обществу, что его система больше непригодна[15].

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Описание констатирующего эксперимента. Диагностика склонности старшеклассников к вандальному поведению


На основе изученного теоретического материала с использованием подобранных диагностических методик, был проведен констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился с целью определения склонности к вандальному поведению старшеклассников общеобразовательного учреждения.

Процедура диагностики предполагала ознакомление учителей и учащихся с ее целью и задачами.

В процессе работы учащимся гарантировалась конфиденциальность получаемой от них информации. При тестировании соблюдались все общие правила, которые необходимы для создания соответствующей атмосферы.

Констатирующий эксперимент состоял из трех этапов:

1. Подбор диагностического инструментария;

2. Проведение исходной диагностики;

3. Обработка результатов.

Для выполнения исследования были использованы следующие методы: анализ, наблюдение, беседа, анкетирование, тестовые методики.

Были проведены следующие методики:

1)Тест агрессивности «Опросник» Л.Г. Почебута;

2) «Опросник» Киреевой Е.А., Дубовицкой Т.Д. для выявления деструктивного типа самоутверждения;

3) Анкета «Что я знаю о вандализме» (адаптированный вариант).

4) Опросник К.Томаса «Стиль поведения в конфликте».

Выбор диагностик был обусловлен тем, что данные методики позволяют определить уровень агрессивности и деструктивного типа самоутверждения, наличие знаний о вандализме у учащихся. С помощью опросника мы можем определить стиль поведения человека в конфликте, как именно ведет себя подросток в конфликтных ситуациях.

При диагностировании каждый участник получал индивидуальный пакет методик с подробными инструкциями и стандартными бланками для ответов.

Тест агрессивности «Опросник» Л.Г. Почебута был использован с целью определения степени агрессивности подростков. Также предложенный тест помогает определить вид агрессии (вербальная, физическая, предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия).

Вербальная агрессия обусловлена агрессивным отношением к другому человеку с использованием словесного оскорбления. Физическая агрессия выражается с применением физической силы. Эмоциональная агрессия возникает в результате эмоционального отчуждения при общении с другим человеком в качестве неприязни, враждебности по отношению к нему.

Самоагрессия возникает тогда, когда человек не находится в мире и согласии с собой, у него отсутствуют механизмы психологической защиты, и он оказывается беззащитным в агрессивной среде. Для выявления склонности к вандальному поведению внимание акцентируется на предметной агрессии, когда человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.


Поскольку человек, находясь в агрессивном состоянии, может срывать свои эмоции на предметах, принадлежащие другому лицу или обществу, что тоже является причиной проявлением вандализма.

Тест состоит из 40 приведенных утверждений, где необходимо однозначно оценить («да» или «нет») утверждения.

Анализируя полученные данные по диагностике агрессивного поведения, были получены следующие результаты: из 18 человек у 13 учеников (72%) выявлена средняя степень агрессивности. Такие подростки оскорбляют другого человека, у них возникает эмоциональное отчуждение при общении.

У 1 ученика (5,5%) зафиксирована высокая степень агрессивности, когда агрессия выражается с применением физической силы, словесным оскорблением, недоброжелательным отношением к другому человеку. У 3 человек (17%) наблюдается высокая степень предметной агрессии.

Поскольку деструктивное самоутверждение старшеклассников, когда подросток не может самоутвердиться в семье, классе, среди друзей, является причиной вандального поведения, был проведен «Опросник» Киреевой Е. А., Дубовицкой Т.Д., который позволяет выявить тип самоутверждения подростков.

Методика включает 18 вопросов и содержит три шкалы: 1)конструктивный тип самоутверждения (КС); 2) деструктивный тип самоутверждения (ДС); 3) отказ от самоутверждения (ОС).

Цель методики: выявление у испытуемых степени выраженности различных видов самоутверждения.

Деструктивное самоутверждение может выражаться в различных формах унижения достоинства и принижения достижений других людей. Также может выражаться через агрессию, отрицание значимости другого, подавление его личности, с помощью таких способов самоутверждения у субъекта возникает чувства удовлетворения. Негативная оценка окружающих побуждает субъекта в целях поддержания собственной самооценки еще больше отстаивать право на заявленное им поведение.

Конструктивный тип самоутверждения, наоборот, предполагает саморазвитие личности в результате успешной креативной деятельности на благо себя и общества.

Отказ от самоутверждения – это переживание субъектом своей самоценности за счет отчуждения от других, игнорирования и непринятия их мнения и достижений[16]. Отказ от самоутверждения может проявляться в форме игнорирования предъявляемых требований, депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации и саморазвития, в низком уровне достижений, в самоуничижении, самоотрицании, пассивно-безразличном поведении, в утрате поиска смысла жизни.