Файл: Лекция_ Анализ производства и реализации продукции_Мушовец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 576

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[55 180 – (16 800 4)] = -12 020 тыс. руб.

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

В конце анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы организации по производству и реализации продукции.


  1. Анализ факторов и резервов производства
    и реализации продукции


В процессе анализа изучаются факторы, которые влияют на объем производства и реализации продукции.

Как было подчеркнуто выше, в Республике Беларусь применяются два способа определения момента реализации продукции: по отгрузке и по оплате.

В связи с этим применяются два варианта методики анализа реализации продукции. Различия в методике обусловлены различными подходами к определению баланса товарной продукции.

Если выручка в организации определяется по отгрузке, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк ,

где ГПн и ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец анализируемого периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объем реализованной продукции за анализируемый период.

Согласно этой методике, объем реализованной продукции определяется по формуле

РП = ГПн + ТП – ГПк .

Если выручка в организации определяется по оплате отгруженной продукции, то товарный баланс имеет следующий вид:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ГПк + ОТк ,

где ОТн и ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец анализируемого периода.

По второй методике объем реализованной продукции определяется по формуле

РП = ГПн + ТП + ОТн – ГПк – ОТк .

Производится сравнение фактических уровней факторных показателей с плановыми, т.е. определяются абсолютные и относительные приросты факторных показателей (табл. 12).

Таблица 12

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

план

факт

абсол.

откл.

(+, -)

относ. откл., %

1

Остаток готовой продукции на складах на начало года

4000

4000

-

-

2

Выпуск товарной продукции

105000

110800

5800

5,5

3

Остаток готовой продукции на складах на конец года

4200

5400

1200

28,6

4

Отгрузка продукции за год
(стр. 1 + стр. 2 – стр. 3)

104800

109400

4600

4,4

Окончание табл. 12

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

план

факт

абсол.

откл.

(+, -)

относ. откл., %

5



5.1.

5.2.

Остаток товаров, отгруженных покупателям





на начало года

8600

8700

100

1,16

на конец года

9300

10350

1050

11,3

6

Реализация продукции
(стр. 4 + стр. 5.1 – стр. 5.2)

104100

107750

3650

3,5


Абсолютное отклонение определяется путем вычитания планового показателя от фактического. Относительное отклонение определяется путем деления абсолютного отклонения показателей на их плановый уровень и умножением на 100.


Из табл. 12 видно, что план по реализации продукции перевыполнен на 3,5% за счет увеличения ее выпуска на 5,5%, сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года, на 1,16% .

Отрицательное влияние на реализацию оказали следующие факторы:

увеличение остатков готовой продукции на складах организации на конец года (28,6%);

увеличение остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила на расчетный счет организации (11,3%).

В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные меры по ускорению процесса реализации и получения выручки.

В процессе анализа изучаются вопросы влияния факторов на объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в 3 группы:


1. Обеспеченность организации трудовыми ресурсами

ВП = ЧР ГВ,

РП = Дв ЧР ГВ

2. Обеспеченность организации основными производственными фондами и эффективность их использования

ВП = ОПФ ФО,

РП = Дв ОПФ ФО

3. Обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования

ВП = МЗ МО,

РП = Дв МЗ МО


Здесь ВП – объем выпуска продукции;

РП – объем реализованной продукции;

ГВ – среднегодовая выработка одним работником;

ЧР – численность работников;

Дв – доля реализованной продукции в общем объеме выпуска продукции;

ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ФО – фондоотдача основных средств;

МЗ – материальные затраты;

МО – материалоотдача.

Расчет влияния данных факторов на объем производства и реализации продукции проводится одним из способов факторного анализа.

Определив изменения среднегодовой выработки, фондоотдачи и материалоотдачи, можно рассчитать изменения в выпуске и реализации продукции:

ВПгв = ∆ГВ ЧРф , ∆РПгв = ∆ГВ ЧРф Двф;

ВПфо = ∆ФО ОПФф , ∆РПфо = ∆ФО ОПФф Двф;

ВПмо = ∆МО МЗ, ∆РПмо = ∆МО МЗ Дф.

где ∆ВПгв, ∆ВПфо, ∆ВПмо – изменения объема выпуска продукции за счет изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи.

РПгв, ∆РПфо, ∆РПмо – изменения объема реализации продукции за счет изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи.

ГВ, ∆ФО, ∆МО – изменения годовой выработки, фондоотдачи, материалоотдачи;

Двф – доля реализованной фактически продукции в общем объеме выпуска продукции.

Важнейшей задачей анализа производства и реализации продукции является выявление резервов.

Основные источники резервов увеличения выпуска продукции можно объединить в три группы:

1. Улучшение использования трудовых ресурсов.

2. Улучшение использования основных средств.

3. Улучшение использования сырья и материалов.


Расчет резервов по первой группе производится по следующим формулам:

Р ↑ ВПчр = Р ↑ ЧР ГВф;

Р ↑ ВПфрв = Р ↑ ФРВ ЧВф;

Р ↑ ВПчв = Р ↑ ЧВ ФРВв,

где Р ↑ ВПчр, Р ↑ ВПфрв, Р ↑ ВПчв – резервы роста выпуска продукции соответственно за счет увеличения численности работников, фонда рабочего времени, повышения среднечасовой выработки;

Р ↑ ЧР – резерв увеличения численности работников;

Р ↑ ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине организации;

Р ↑ ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники и технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе расчет резервов производится по следующим формулам:

Р ↑ ВПк.о = Р ↑ КО ГВф;

Р ↑ ВПt = Р ↑ Т ЧВф;

Р ↑ ВПчв = Р ↑ ЧВ Тв ,

где Р ↑ ВПк.о – резерв увеличения производства продукции за счет увеличения количества оборудования;

Р ↑ ВПt – резерв увеличения производства продукции за счет увеличения времени его работы;

Р ↑ ЧВ – резерв увеличения производства продукции за счет увеличения часовой выработки;

Тв – возможное время работы оборудования с учетом выявленных резервов его роста.

По третьей группе резервов увеличения выпуска продукции расчет производится следующим образом:

а) резерв роста выпуска продукции за счет использования дополнительного количества сырья и материалов определяется путем деления стоимости дополнительного количества j-го материала на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножения на плановую цену единицы продукции. Расчет производится по всем материалам, а затем полученные результаты суммируются:

где РМj – дополнительный резерв используемых материалов j ;

НРjiпл – норма расхода дополнительного материала j для производства i-го вида продукции;

Цiпл – плановая цена единицы продукции;

б) резерв роста выпуска продукции за счет снижения сверхплановых отходов материалов определяется путем деления сверхплановых отходов материалов на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножения на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты по всем отходам материалов суммируются:

где Р ОТХj – сверхплановые отходы j-го вида материалов;

НРji – норма расхода j-го вида материалов на производство i-го вида продукции;

Цiпл – плановая цена единицы соответствующего вида продукции;

в) резерв роста выпуска продукции за счет планируемого сокращения расхода материальных ресурсов рассчитывается по формуле

где Р УРji – резерв сокращения расхода j-го вида материалов на производство i-го вида продукции;

VВПiпл – планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.


После проведенных расчетов обобщаются выявленные резервы:


Таблица 13

Резервы увеличения выпуска продукции, тыс. руб.

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска
продукции за счет, тыс. руб.:

трудовых ресурсов

основных средств

сырья и материалов

Увеличение количества ресурсов

-

-

8250

Более полное использование рабочего времени

10100

15450


Повышение производительности труда

1500

-

-

Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов

-

-

925

Снижение норм расхода сырья и материалов

-

-

3600

Итого…

11600

15450

12775


В данной организации резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 12775 тыс. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если организация выявит резерв трудовых ресурсов на сумму 3850 тыс. руб. (15450 – 11600) и материальных ресурсов – на сумму 2675 тыс. руб. (15450 – 12775).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо учитывать сверхплановые остатки готовой продукции на складах организации и отгруженной продукции.

ЛИТЕРАТУРА


Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В. И. Стражева. – Мн.: Выш. шк., 2005.

Ермолович Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – Мн.: Современная школа, 2006.

Просветов Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: РДЛ, 2007.

Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.

Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА, 2007.































ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 3

1. Значение, задачи, источники информации для анализа 3

2. Анализ объема и динамики производства и реализации продукции 4

3. Анализ ассортимента и структуры продукции 7

4. Анализ качества продукции 11

5. Анализ ритмичности работы организации 15

6. Анализ факторов и резервов производства и реализации продукции 17

Литература 23




 


Учебное издание


МУШОВЕЦ Антон Антонович


анализ производства
и реализации продукции


Учебно-методическое пособие


Ответственный за выпуск И. В. Лаврик


Редактор В. А. Абакумец

Компьютерная верстка С. Л. Дудко

Корректор Н. А. Бебель



Подписано в печать 20.02.2009 г. Формат 60×841/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman».

Отпечатано способом ризографии.
Усл. печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 150 экз. Заказ 27.


Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства».

220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.

Л ицензия ЛИ № 02330/0133342 от 29.06.2004 г.

25