Файл: Использование информационных коммуникационных технологий с целью повышения познавательного интереса младших школьников, LearningApps.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младшего школьника:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность младшего школьника. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию младшего школьника [9, с.389]. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, минивикторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу.


Многолетние исследования И.П. Подласого, Г.К. Селевко, Б.Т. Лихачева доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

В своем исследовании мы рассматриваем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности (Н.Г. Морозова).

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности». [8, с.214]

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

1.2 Информационные технологии, используемые в обучении младших школьников

Одна из основных особенностей современного мира - это ускорение темпов информационного и технологического развития, то, что было новым еще вчера, сегодня считается устаревшим, поэтому приходится постоянно совершенствовать знания и умения в области информационных технологий. В настоящее время главная цель образования - научить детей учиться. Учителя должны создать условия, которые помогают современному школьнику творчески применять полученные знания на практике.


Наряду с традиционными методами обучения в организации учебного процесса по различным дисциплинам активно используются современные инновационные технологии.

Так, мультимедийные технологии, являются одними из наиболее стремительно развивающихся направлений образования, используемых в учебном процессе. Использование мультимедийных приложений позволяет поддерживать учебный процесс, необходимыми инструментами визуализации, сохраняя преемственность, как с традиционными технологиями, так и с инновационными, а также, создает условия для наиболее успешной реализации требований ФГОС и является основой создания активно деятельностной познавательной среды для обучающихся.

Современные ИКТ обеспечивают активное, творческое овладение учащимся изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом качественно более высоком уровне. [24] Их применение открывает

принципиально новые возможности в организации учебного процесса.

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, именно, необходимости создания для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование современных информационных образовательных технологий. В следствие этого, в преподавании иностранного языка новые возможности, связанные с мультимедиа, нашли самое разнообразное применение.

В процессе обучения иностранным языкам в современной школе традиционно используются светотехнические и звукотехнические средства. Но в настоящее время в школу пришли новые информационные технологии: компьютер, мультимедийный учебник, интернет, электронный образовательный ресурс. Использование этих информационных технологий (ИТ) позволяет выделить следующие основные направления использования ИТ в обучении иностранным языкам:

  • использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам позволяет значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через интернет, прессу и т.п.);
  • средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
  • использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках. [25]

В современной методике преподавания иностранных языков применению мультимедийных технологий отводится значительная роль.

Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. [26]

Раньше урок, проводимый преподавателем, назывался мультимедийным, если в нем присутствовали и рассказ учителя, и магнитофонная запись, и кино, и слайды, и любые технические средства обучения. Сегодня под «мультимедийным» уроком подразумевается урок с использованием мультимедийной обучающей программы, компьютера или ноутбука, проектора, веб-камеры. В теории обучения выделилось даже несколько современных направлений исследований, в частности теория мультимедийного обучения.

Именно мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на учащихся. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке.

Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа на уроках английского языка, включают в себя:

  • аудиовизуальную поддержку учебной работы учащихся;
  • обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;
  • обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
  • развитие познавательного интереса и мотивации к изучению английского языка.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Основные предназначения мультимедийного урока:

  • изучение нового материала;
  • преподнесение новой информации и расширение кругозора учащихся;
  • закрепление пройденного;
  • отработка учебных умений и навыков;
  • повторение изученного материала;
  • практическое применение полученных знаний, умений навыков;
  • обобщение и систематизация знаний.

Н. С. Киргинцева выделяет следующие основные пути использования возможностей современных мультимедийных технологий в обучении иностранному языку [27, 27-38]:

  • использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;
  • применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования);
  • использование ресурсов сети Интернет.

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник и разнообразные обучающие программы- тренажеры. По типу организации и способу доставки, обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов: 1. на CD-ROM с или без печатного приложения; 2. на сайтах Интернета с или без печатного приложения; 3. на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернет сайтам, с печатным приложением или без такового. [28]

Данные электронные приложения к учебникам английского языка содержат обучающую программу по запоминанию слов — ABBYY TUTOR, что существенно облегчает работу по запоминанию новых слов. Работа с программами по иностранному языку в компьютерном классе помогает учащимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране компьютера графический образ или картинки, они лучше воспринимают и осваивают новый материал. [29, 86]. Материал, заложенный в программе, позволяет достичь решения следующих методических задач: (например, при изучении и закреплении новых английских слов): 1. формировать и закреплять навык узнавания значения слова 2. формировать моторный навык написания указанного слова 3. закреплять зрительный образ отрабатываемого материала. Таким образом, с помощью учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществлять индивидуализацию обучения, а это способствует повышению качества обучения. [30, 99].

Мультимедийные презентации могут быть проведены в любом месте, где имеется компьютер и проектор или же другое локальное устройство воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть, как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока и от цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий [31]:

  • При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • При закреплении новой темы.
  • Для проверки знаний. Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
  • При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
  • При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы.