Файл: Использование информационных коммуникационных технологий с целью повышения познавательного интереса младших школьников, LearningApps.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель может воспользоваться банком готовых мультимедийных презентаций, созданных коллегами и размещёнными на профессиональных сайтах и форумах, что существенно уменьшает энергозатраты при подготовке к уроку. Или сам создает свою презентацию для конкретного урока или темы. Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё «работает» на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Кроме того, материал презентации чётко рассчитан по времени, с информативной и лексической точек зрения максимально соответствует теме урока.

Помимо программ на компьютерных дисках для повышения мотивации, учащихся многие учителя используют Интернет, который позволяет дополнительно «включить» такой важный элемент обучения как интерес к изучаемому предмету. Формирование интереса или мотивации изучения является одним из самых сложных элементов в образовательном процессе. В данном же случае, используя популярность интернета в ученической среде, это удается сделать достаточно простыми средствами.

Мультимедийный Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и возможностей для всех посетителей.

Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно следующее: могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т. д.), высокая степень наглядности материалов, аутентичность материалов, занимательность, самостоятельность, моментальная обратная связь.

Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов и упражнений, как для преподавателя, так и для ученика при изучении, повторении, закреплении или контроле какой- либо темы. Вот лишь некоторые Интернет-ресурсы, которые могут использоваться нами на уроках:

  • Lettergenerator www.readwritethink.org Ресурс создан для отработки навыков письма. Содержит образец написания письма с пошаговыми рекомендациями.
  • Веб-сервис www.learningapps.org Веб-сервис LearningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Этот сервис позволяет накапливать открытую базу данных интерактивных приложений, систематизированных по предметам и уровням подготовки. Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области. На сервере представлены упражнения по 28 предметным областям. Пользователь сервиса может создать свое приложения с использованием готовых шаблонов, а также предоставить открытый доступ к своим приложениям.
  • Сервер для создания видео www.goanimate.com GoAnimate был создан в 2007 году для создания собственных анимированных видеоклипов. Не требует профессиональных знаний оператора и художника, видеоролик создается за считанные минуты по готовым шаблонам, имеется возможность сохранения на веб-сервере. Достаточно лишь зарегистрироваться и воспользоваться готовыми шаблонами.
  • Сайт для развития навыков аудирования www.english-test.net на данном сайте представлена большая коллекция аудиофайлов для восприятия иноязычной речи на слух, так и упражнения на отработку произношения.
  • Сайт для изучения идиом и фразовых глаголов английского языка www.usefulenglish.ru учебные материалы с упражнениями на этом сайте описывают употребление стандартного грамотного английского языка, т. е. языка общего применения в его стандартном употреблении. Приведены примеры употребления, слова и фразы, идиомы и устойчивые выражения в различных ситуациях в устной и письменной речи.
  • Сайт для изучения английского языка www.native-english.ru все необходимое при изучении английского языка — грамматический справочник, тесты, словарь идиом и пословиц, песни, стихи и многое другое.

Внедрение в образовательный процесс новых мультимедиа технологий позволило выявить следующие факторы эффективности применения мультимедиа в учебном процессе:

  • создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности, реализующегося благодаря широким возможностям: цвет, видео, звук, музыка, графика, рисунки и т.д.;
  • индивидуализацию учебного процесса;
  • углубленность в усвоении конкретного материала;
  • пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного;
  • знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет;
  • общекультурное развитие учащихся;
  • индивидуализация обучения (дифференцирование задания);
  • повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят на «одном дыхании»)

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что мультимедийные обучающие технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося.

Глава 2 Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения английскому языку с использованием сервиса LerningApps

2.1 Уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Целью исследования являлось определение влияния иностранного языка на развитие познавательного интереса младших школьников. Для этого при прохождении практики на базе МАОУ Лицей №9 «Лидер» города Красноярска были определены две группы, группа «А» и «Б» в которых проводился эксперимент. Это учащиеся младшего звена школы 2 «А» класса. Формирование познавательного интереса с использованием различных конкретных форм, приемов, методов и интерактивных приложений LearningApps осуществлялось в группе «А», это была контрольная группа. Во второй группе «Б» уроки английского языка проводились традиционно. Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе мы выявили познавательную активность учащихся 2-ух групп «А» и «Б», познавательную потребность, познавательную самостоятельность, степень выраженности познавательного интереса школьника, уровень развития интереса к содержанию и процессу учения через анкетирование самих школьников, их родителей и учителя. При проведении эксперимента была использована методика Н. Г. Морозовой «Познавательный интерес».


Была проведена методика «Познавательная активность младшего школьника» .

Методика «Познавательная активность младшего школьника» была проведена у 6 учеников в группе «А» и у 6 учеников в группе «Б». На данную методику отвечали родители учащихся. Сильная выраженность познавательной активности в группе «А» наблюдается у Кати Н., Семена Ф. Умеренная активность проявляется у Никиты М. и Насти Я. Слабая выраженность проявляется у Даниила И. и Семена П. В группе «Б» высокий уровень наблюдается у Димы Р. и Алины Ф. Умеренная активность наблюдается у Андрея Ч., Кости М. Слабая выраженность у Ани С. и Богдана С.

Была проведена методика «Познавательная активность младшего школьника».

Методика «Познавательная активность младшего школьника» была проведена у 6 учеников в группе «А» и у 6 учеников в группе 2 «Б». На данную методику отвечали школьники. Сильная выраженность познавательной активности в группе «А» наблюдается у Кати Н., Семена Ф. Умеренная активность проявляется у Никиты М. и Насти Я. Слабая выраженность проявляется у Даниила И. и Семена П. В группе «Б» высокий уровень наблюдается у Димы Р. и Алины Ф. Умеренная активность наблюдается у Андрея Ч., Кости М. Слабая выраженность у Ани С. и Богдана С.

Была проведена методика «Познавательная потребность младшего школьника».

Методика «Познавательная потребность младшего школьника» была проведена у 6 учеников в группе «А» и у 6 учеников в группе «Б». На данную методику отвечали родители учащихся. В группе «А» познавательная потребность выражена сильно у Кати Н. и Семена Ф. Познавательная потребность выражена умеренно у Насти Я. и Никиты М. Слабо выражена у Даниила И. и Семена П. В группе «Б» потребность сильно выражена у Димы Р. и Алины Ф. Умеренно - Андрей Ч., Костя М. Слабо выражена у Ани С. и Богдана С.

Была проведена методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» .

Данная методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» была проведена у 6 учеников в группе «А» и у 6 учеников в группе «Б». На данную методику отвечали родители учащихся. В группе «А» сильная выраженность познавательной самостоятельности наблюдается у Новиковой Кати. Умеренная выраженность наблюдается у Насти Я., Никиты М. и Семена Ф. О слабой выраженности познавательной самостоятельности можно говорить о Данииле И., Семене П. В группе «Б» сильная выраженность - Дима Р., Алина Ф. Умеренная - Богдан С., Андрей Ч. И Костя М. Слабая выраженность - Аня С.

Была проведена методика «Степень выраженности познавательных интересов» .


Методика «Степень выраженности познавательных интересов» была проведена у 6 учеников в группе «А» и у 6 учеников в группе «Б». На данную методику отвечал классный руководитель данного класса. В группе «А» классе сильная выраженность познавательного интереса наблюдается у Кати Н. и Семена Ф. Умеренную выраженность можно увидеть у Насти Я., Никиты М. Слабая выраженность - Даниил И. и Семен П. В группе «Б» классе сильная выраженность наблюдается у Димы Р., Алины Ф. Умеренная - Андрей Ч. и Костя М. Слабая выраженность познавательного интереса у Ани С. и Богдана С.

Была проведена методика «Уровень развития интереса к содержанию и процессу учения».

Методика «Уровень развития интереса к содержанию и процессу учения. Перечень любимых занятий» была проведена у 6 учеников из группы «А» и у 6 учеников из группы «Б». На данную методику отвечали школьники. В группе «А» интерес учащихся к занимательности наблюдается у Насти Я., Данииле И., Семене П. Никита М. и Даниил И. фиксируют пристрастие к сути явлений. Катя Н. заинтересована в самом процессе действий. Творческий уровень отражается у Семена Ф. В группе «Б» интерес учащихся к занимательности наблюдается у Богдана С., Андрея Ч., Димы Р. и Алины Ф. У Ани С. отражается творческий уровень. Также, Богдан С. фиксирует пристрастие к сути явлений. Костю М. привлекают факты. В самом процессе действий заинтересован Дима Р. Уровень развития Алины Ф. соответствует поисково-исполнительскому уровню.

Результаты всех исследований обобщены в таблице 1.

Таблица 1. Познавательный интерес младших школьников

Фамилия

Имя

учащихся

Познавательный интерес

Познаватель

ная

потребность

Познаватель

ная

Активность

Познавате

льная

самостоят

ельность

Итог I

Уровень

развития

Степень

выраже

нности

Учен

ик

Роди

тель

1.

Настя Я.

Интерес к занимательности

2.

Даниил И.

Интерес к занимательности

Пристрастие к сути явлений

1

1

1

1

1

1

3.

Семен П.

Интерес к занимательности

1

1

1

1

1

1

4.

Катя Н.

Заинтересованность в процессе действий

т

т

т

т

т

т

5.

Никита М.

Пристрастие к сути явлений

6.

Семен Ф.

Творческий

уровень

т

т

т

т

т

7.

Аня С.

Творческий

уровень

1

1

1

1

1

1

8.

Богдан С.

Интерес к занимательности

Пристрастие к сути явлений

1

1

1

1

1

1

9.

Андрей Ч.

Интерес к занимательности

10.

Костя М.

Привлекают

факты

11.

Дима Р.

Интерес к занимательности

Заинтересованность в процессе действий

т

т

т

т

т

т

12

Аня Ф.

Заинтересованность в процессе действий

т

т

т

т

т

т


Таким образом, в группе «А» высокий познавательный интерес наблюдается у Кати Н. и Семена Ф. Умеренная выраженность познавательного интереса выражена у Насти Я. и Никиты М. Слабый интерес у Даниила И. и Семена П. В группе «Б» сильная выраженность выражена у Димы Р., Алины Ф. Умеренная выраженность - Андрей Ч. и Андрей М. Низкий познавательный интерес у Ани С. и Богдана С.

2.2. Использование сервиса LearningApps на уроках английского языка

Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка в экспериментальной группе «А» были использованы разнообразные способы его развития. Использовались нетрадиционные формы проведения уроков, такие как видео-урок, урок-путешествие, урок с групповыми формами работы, урок-игра; методы активного обучения, такие как, мозговая атака, театрализация, игра, диалог, решение проблемных ситуаций, демонстрация видеофрагментов, поощрение, работа в группах, взаимопроверка, упражнения, работа в парах, прием неоконченных предложений, рассказ по картинке. Для этого использовались средства такие как, интерактивная доска, музыка, дидактические карточки, иллюстрации, проблемные ситуации, компьютерные презентации, сервис LearningApps и др.

Нами разработаны интерактивные мультимедийные приложения с использованием сервиса LearningApps на примере УМК по английскому языку: «MILLI»

Данные приложения содержат модели и примеры разнообразных игр, викторин, кроссвордов и т.п., которые можно легко и довольно быстро составлять, менять и расширять.

Цель нашего опыта - создание условий для повышения познавательной активности учащихся через использование Интернет технологий на уроках английского языка.

Для достижения цели мы ставим следующие задачи:

  • систематизировать накопленный материал для эффективного использования в работе;
  • разработать систему использования Интернет материалов для уроков различных типов;
  • выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволят каждому ребенку проявить активность и творчество на уроке и во внеурочной деятельности;
  • повысить уровень познавательного интереса младших школьников к урокам английского языка с помощью интерактивных приложений сервиса LearningApps.