Файл: Анализ практики финансового обеспечения коммерческой деятельности на примере АО «Нижегородский водоканал».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые эксперты [2] добавляют к описанному стратегическому набору организации четвертый уровень – операционные стратегии, которые являются, по сути, стратегиями отдельных задач в рамках общей стратегии организации. При этом в общей финансовой стратегии организации выделяют следующие компоненты – стратегия формирования основного капитала (стратегия на рынке ценных бумаг), стратегия формирования оборотного капитала (стратегия на рынке денег), стратегия развития бизнеса и инвестиционных вложений (инвестиционная стратегия) и ценовая стратегия, определяющая целевые показатели рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости организации [2].

Часть специалистов [9, 41] придерживаются так называемого "ресурсного" подхода в определении финансовой стратегии. Они выделяют в финансовой стратегии две составляющих: целевую и ресурсную. При этом целевая финансовая стратегия включает в себя стратегии роста стоимости, объемов продаж, прибыли компании, а ресурсная составляющая рассматривается как совокупность стратегии самофинансирования и стратегии финансовых инвестиций. В таком виде финансовая стратегия представляет собой "последовательность действий по формированию и распределению финансовых ресурсов на долгосрочную перспективу в рамках единого правового и информационного поля в целях единой корпоративной стратегии" [9, c.231].

Согласно классификации, предложенной Илышевой Н.Н. и Крыловым С.И. [21, c.145], финансовую стратегию можно разделить на три вида: генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и финансовую стратегию отдельных задач. Классификационным критерием в данном случае выступает объем решаемых задач в сфере финансов. При этом авторы трактуют генеральную финансовую стратегию как финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия, а оперативную финансовую стратегия, как стратегию текущего маневрирования финансовыми ресурсами. С этой точки зрения, оперативная финансовая стратегия является стратегией контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, и охватывает валовые доходы и валовые расходы. Таким образом, оперативная финансовая стратегия является наиболее актуальной для разработки стратегией в современных условиях экономической нестабильности. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии и детализирует ее на конкретном промежутке времени. Стратегия достижения отдельных задач заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации оперативных и главных стратегических целей.


С учетом добавления временного фактора [14, 22, 23], выделяют генеральную финансовую стратегию, рассчитанную на среднесрочную перспективу (от года до 3 лет), и оперативную (краткосрочную) финансовую стратегию, рассчитанную на срок менее года.

К.Е. Щесняк [6] выделяет в качестве классификационных признаков финансовых стратегий принципы их формирования: принцип целенаправленности, перспективности, приоритетности, реализуемости, итеративности, комплексности, мониторинга, селективности, стратегической конкуренции. Такого же подхода придерживаются А.В. Савцова и О.М. Неделько [25], выделяя в качестве принципов формирования дополнительно принцип обеспечениея альтернативности финансового выбора и учет уровня финансового риска в процессе принятия финансовых решений, и объединяя предложенные К.Е. Щесняком принципы мониторинга и селективности в единый принцип мониторинга макро-, мезо- и микросреды предпринимательства и обеспечения на его основе гибкости принятия финансовой стратегии. Дополнительно авторы выделяют принцип "защиты от риска" – то есть концентрации части финансовых ресурсов в специальных фондах компании в целях обеспечения финансирования непредвиденных расходов и компенсации потерь, возникших в связи с наступлением неучтенных рисковых событий [25, c.44-45].

Данный принцип, как представляется, хоть и весьма важен на практике, но тем не менее, регулируется законодательно, обязывая АО формировать резервный капитал в размере не менее 5% от уставного капитала. Другие типы хозяйствующих субъектов не имеют такой обязанности перед законом, но имеют право на создание резервных фондов, внеся указания об их формировании в устав компании.

Одним из подходов к классификации финансовых стратегий является классификация по этапам жизненного цикла организации. В качестве классификационного признака финансовых стратегий исследователями [26, 27, 28] выделяются стадии жизненного цикла, поскольку именно этапы жизненного цикла, которые организация проходит в течение своей жизни в бизнес-среде, являются основными для формирования определенных видов финансовых стратегий, обеспечивающих достижение стратегических целей компании на каждом этапе оптимальным образом.

В общем виде можно рассматривать классификацию финансовых стратегий по видам в зависимости от следующих классификационных признаков: соответствие генеральной стратегии организации, инструменты реализации финансовых стратегий, этапы жизненного цикла предприятий, функциональный признак стратегии, конкретные задачи стратегии (табл.1).


Таблица 1. Классификация финансовых стратегий по видам

Классификационный признак

Вид стратегии

Соответствие генеральной стратегии организации

Стратегия ускоренного роста компании

Стратегия ограниченного роста (стабильного развития) компании

Антикризисная финансовая стратегия

Операционные стратегии (стратегии конкретных задач)

По формированию и распределению финансовых ресурсов организации

Целевая финансовая стратегия

Ресурсная финансовая стратегия

По объему решаемых задач в сфере финансов

Генеральная финансовая стратегия

Оперативная финансовая стратегия

Финансовые стратегии достижения определенных задач

По временному признаку

Долгосрочная финансовая стратегия

Краткосрочная финансовая стратегия

По принципам формирования стратегии

Стратегия диверсификации финансовой деятельности компании

Стратегия концентрации финансовой деятельности компании

Стратегия интеграции финансовой деятельности компании

В зависимости от этапа жизненного цикла организации

Стратегия ускоренного (интенсивного) роста потенциала компании

Стратегия ограниченного роста потенциала компании

Стратегия сокращения (сжатия)

В зависимости от функциональной направленности финансовой стратегии

Налоговая стратегия

Инвестиционная стратегия

Дивидендная стратегия

Стратегия финансирования

Ценовая стратегия

В зависимости от вида управляемых ресурсов

Стратегия управления активами

Стратегия управления капиталом

Стратегия управления инвестициями (инвестиционная стратегия)

Стратегия управления денежными потоками

Стратегия управления финансовыми рисками

Стратегия антикризисного финансового управления (антикризисная финансовая стратегия)

На наш взгляд, данная классификация достаточно полно отображает общую классификацию финансовых стратегий по видам в зависимости от выделенных выше классификационных признаков.


Таким образом, финансовая стратегия в настоящее время рассматривается как одна из функциональных стратегий в общем стратегическом наборе организации, но ее разработка представляет собой особую область финансового планирования. Природа финансовой стратегии "многолика" – с одной стороны, она является составной частью общей стратегии экономического развития, и должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными в общей стратегии. С другой стороны – она сама оказывает влияние на общую стратегию предприятия, и в определенном смысле может ограничивать или изменять направление общей стратегии компании. Таким образом, финансовая стратегия организации должна рассматриваться в нескольких аспектах:

- одна из функциональных стратегий в общем стратегическом наборе организации;

- важнейший компонент, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических приоритетов генеральной (корпоративной) стратегии организации;

- система решений специфических финансовых задач.

Формирование финансовой стратегии требует также оценки специфических характеристик предприятий и учета внешних обстоятельств и факторов.

Непредсказуемость и скорость изменений рыночной среды, заставляющая вносить постоянные корректировки даже в краткосрочные планы, зачастую приводит руководителей организаций к мысли об отказе от разработки финансовых стратегий, особенно краткосрочных, заменяя их составлением финансовых планов. Но как показывает практика, если у компании нет финансовой стратегии, то процесс управления начинает сводиться к так называемому "хаотическому планированию" (garbage can), то есть организация реагирует на вызовы внешней среды с запаздыванием, не имеет возможности гибкой адаптации и сохранения конкурентоспособности.

Краткосрочная финансовая стратегия, основанная на анализе финансовых данных прошлых лет и анализе тенденций изменений внешней и внутренней бизнес-среды организации, позволяет определить выбор целей, задач и решений для общего стратегического управления организацией с учетом критических финансовых факторов (ограничений, возможностей, угроз). Таким образом, краткосрочная финансовая стратегия дает возможность верного и быстрого принятия стратегических и тактических решений в постоянно меняющейся конкурентной бизнес-среде.


2 Анализ практики финансового обеспечения коммерческой деятельности на примере АО «Нижегородский водоканал»

2.1 Характеристика предприятия

Проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности АО "Нижегородский водоканал". АО "Нижегородский водоканал" — одно из крупнейших предприятий Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения, обслуживает водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории площадью 41000 га с населением 1,3 млн. человек. Зарегистрировано 14.12.2006 года в Нижнем Новгороде. Единственным акционером АО "Нижегородский водоканал" является г.Нижний Новгород в лице уполномоченных административных структур города.

Протяженность водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации, 3247,5 км. В структуру предприятия входит свыше 35 подразделений. Результативность деятельности и высокое качество подаваемой воды обеспечивают более 2700 специалистов в области водоснабжения и водоотведения.

Предприятие является членом Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

Согласно Уставу, Общество создано для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, направленной на удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций, учреждений города.

Миссия компании АО "Нижегородский водоканал" - бесперебойное предоставление абонентам услуг водоснабжения и водоотведения высшего качества.

Основные направления развития:

  • повышение операционной активности;
  • повышение технологического уровня;
  • повышение эффективности работы с клиентами;
  • повышение инвестиционной привлекательности.

АО "Нижегородский водоканал" является компанией, раскрывающей информацию добровольно, и не является субъектом раскрытия информации, как это понятие определено и регулируется законодательством РФ о ценных бумагах.

Общество использует для осуществления основной деятельности имущество муниципальной имущественной казны г. Н.Новгорода, переданное ему по договорам аренды и концессионному соглашению.

Среднесписочная численность работников за 2019 г. составила 2750 человек.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО "Нижегородский водоканал" был проведен на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовой деятельности предприятия за 2019 год