Файл: Анализ практики финансового обеспечения коммерческой деятельности на примере АО «Нижегородский водоканал».pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы финансового обеспечения коммерческой деятельности предприятий
1.1 Понятие и назначение финансового обеспечения предприятий
1.2 Критерии классификации и виды финансовой стратегии организации, принципы формирования
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Формирование краткосрочной финансовой стратегии АО "Нижегородский водоканал"
Некоторые эксперты [2] добавляют к описанному стратегическому набору организации четвертый уровень – операционные стратегии, которые являются, по сути, стратегиями отдельных задач в рамках общей стратегии организации. При этом в общей финансовой стратегии организации выделяют следующие компоненты – стратегия формирования основного капитала (стратегия на рынке ценных бумаг), стратегия формирования оборотного капитала (стратегия на рынке денег), стратегия развития бизнеса и инвестиционных вложений (инвестиционная стратегия) и ценовая стратегия, определяющая целевые показатели рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости организации [2].
Часть специалистов [9, 41] придерживаются так называемого "ресурсного" подхода в определении финансовой стратегии. Они выделяют в финансовой стратегии две составляющих: целевую и ресурсную. При этом целевая финансовая стратегия включает в себя стратегии роста стоимости, объемов продаж, прибыли компании, а ресурсная составляющая рассматривается как совокупность стратегии самофинансирования и стратегии финансовых инвестиций. В таком виде финансовая стратегия представляет собой "последовательность действий по формированию и распределению финансовых ресурсов на долгосрочную перспективу в рамках единого правового и информационного поля в целях единой корпоративной стратегии" [9, c.231].
Согласно классификации, предложенной Илышевой Н.Н. и Крыловым С.И. [21, c.145], финансовую стратегию можно разделить на три вида: генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и финансовую стратегию отдельных задач. Классификационным критерием в данном случае выступает объем решаемых задач в сфере финансов. При этом авторы трактуют генеральную финансовую стратегию как финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия, а оперативную финансовую стратегия, как стратегию текущего маневрирования финансовыми ресурсами. С этой точки зрения, оперативная финансовая стратегия является стратегией контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, и охватывает валовые доходы и валовые расходы. Таким образом, оперативная финансовая стратегия является наиболее актуальной для разработки стратегией в современных условиях экономической нестабильности. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии и детализирует ее на конкретном промежутке времени. Стратегия достижения отдельных задач заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации оперативных и главных стратегических целей.
С учетом добавления временного фактора [14, 22, 23], выделяют генеральную финансовую стратегию, рассчитанную на среднесрочную перспективу (от года до 3 лет), и оперативную (краткосрочную) финансовую стратегию, рассчитанную на срок менее года.
К.Е. Щесняк [6] выделяет в качестве классификационных признаков финансовых стратегий принципы их формирования: принцип целенаправленности, перспективности, приоритетности, реализуемости, итеративности, комплексности, мониторинга, селективности, стратегической конкуренции. Такого же подхода придерживаются А.В. Савцова и О.М. Неделько [25], выделяя в качестве принципов формирования дополнительно принцип обеспечениея альтернативности финансового выбора и учет уровня финансового риска в процессе принятия финансовых решений, и объединяя предложенные К.Е. Щесняком принципы мониторинга и селективности в единый принцип мониторинга макро-, мезо- и микросреды предпринимательства и обеспечения на его основе гибкости принятия финансовой стратегии. Дополнительно авторы выделяют принцип "защиты от риска" – то есть концентрации части финансовых ресурсов в специальных фондах компании в целях обеспечения финансирования непредвиденных расходов и компенсации потерь, возникших в связи с наступлением неучтенных рисковых событий [25, c.44-45].
Данный принцип, как представляется, хоть и весьма важен на практике, но тем не менее, регулируется законодательно, обязывая АО формировать резервный капитал в размере не менее 5% от уставного капитала. Другие типы хозяйствующих субъектов не имеют такой обязанности перед законом, но имеют право на создание резервных фондов, внеся указания об их формировании в устав компании.
Одним из подходов к классификации финансовых стратегий является классификация по этапам жизненного цикла организации. В качестве классификационного признака финансовых стратегий исследователями [26, 27, 28] выделяются стадии жизненного цикла, поскольку именно этапы жизненного цикла, которые организация проходит в течение своей жизни в бизнес-среде, являются основными для формирования определенных видов финансовых стратегий, обеспечивающих достижение стратегических целей компании на каждом этапе оптимальным образом.
В общем виде можно рассматривать классификацию финансовых стратегий по видам в зависимости от следующих классификационных признаков: соответствие генеральной стратегии организации, инструменты реализации финансовых стратегий, этапы жизненного цикла предприятий, функциональный признак стратегии, конкретные задачи стратегии (табл.1).
Таблица 1. Классификация финансовых стратегий по видам
Классификационный признак |
Вид стратегии |
---|---|
Соответствие генеральной стратегии организации |
Стратегия ускоренного роста компании |
Стратегия ограниченного роста (стабильного развития) компании |
|
Антикризисная финансовая стратегия |
|
Операционные стратегии (стратегии конкретных задач) |
|
По формированию и распределению финансовых ресурсов организации |
Целевая финансовая стратегия |
Ресурсная финансовая стратегия |
|
По объему решаемых задач в сфере финансов |
Генеральная финансовая стратегия |
Оперативная финансовая стратегия |
|
Финансовые стратегии достижения определенных задач |
|
По временному признаку |
Долгосрочная финансовая стратегия |
Краткосрочная финансовая стратегия |
|
По принципам формирования стратегии |
Стратегия диверсификации финансовой деятельности компании |
Стратегия концентрации финансовой деятельности компании |
|
Стратегия интеграции финансовой деятельности компании |
|
В зависимости от этапа жизненного цикла организации |
Стратегия ускоренного (интенсивного) роста потенциала компании |
Стратегия ограниченного роста потенциала компании |
|
Стратегия сокращения (сжатия) |
|
В зависимости от функциональной направленности финансовой стратегии |
Налоговая стратегия |
Инвестиционная стратегия |
|
Дивидендная стратегия |
|
Стратегия финансирования |
|
Ценовая стратегия |
|
В зависимости от вида управляемых ресурсов |
Стратегия управления активами |
Стратегия управления капиталом |
|
Стратегия управления инвестициями (инвестиционная стратегия) |
|
Стратегия управления денежными потоками |
|
Стратегия управления финансовыми рисками |
|
Стратегия антикризисного финансового управления (антикризисная финансовая стратегия) |
На наш взгляд, данная классификация достаточно полно отображает общую классификацию финансовых стратегий по видам в зависимости от выделенных выше классификационных признаков.
Таким образом, финансовая стратегия в настоящее время рассматривается как одна из функциональных стратегий в общем стратегическом наборе организации, но ее разработка представляет собой особую область финансового планирования. Природа финансовой стратегии "многолика" – с одной стороны, она является составной частью общей стратегии экономического развития, и должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными в общей стратегии. С другой стороны – она сама оказывает влияние на общую стратегию предприятия, и в определенном смысле может ограничивать или изменять направление общей стратегии компании. Таким образом, финансовая стратегия организации должна рассматриваться в нескольких аспектах:
- одна из функциональных стратегий в общем стратегическом наборе организации;
- важнейший компонент, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических приоритетов генеральной (корпоративной) стратегии организации;
- система решений специфических финансовых задач.
Формирование финансовой стратегии требует также оценки специфических характеристик предприятий и учета внешних обстоятельств и факторов.
Непредсказуемость и скорость изменений рыночной среды, заставляющая вносить постоянные корректировки даже в краткосрочные планы, зачастую приводит руководителей организаций к мысли об отказе от разработки финансовых стратегий, особенно краткосрочных, заменяя их составлением финансовых планов. Но как показывает практика, если у компании нет финансовой стратегии, то процесс управления начинает сводиться к так называемому "хаотическому планированию" (garbage can), то есть организация реагирует на вызовы внешней среды с запаздыванием, не имеет возможности гибкой адаптации и сохранения конкурентоспособности.
Краткосрочная финансовая стратегия, основанная на анализе финансовых данных прошлых лет и анализе тенденций изменений внешней и внутренней бизнес-среды организации, позволяет определить выбор целей, задач и решений для общего стратегического управления организацией с учетом критических финансовых факторов (ограничений, возможностей, угроз). Таким образом, краткосрочная финансовая стратегия дает возможность верного и быстрого принятия стратегических и тактических решений в постоянно меняющейся конкурентной бизнес-среде.
2 Анализ практики финансового обеспечения коммерческой деятельности на примере АО «Нижегородский водоканал»
2.1 Характеристика предприятия
Проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности АО "Нижегородский водоканал". АО "Нижегородский водоканал" — одно из крупнейших предприятий Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения, обслуживает водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории площадью 41000 га с населением 1,3 млн. человек. Зарегистрировано 14.12.2006 года в Нижнем Новгороде. Единственным акционером АО "Нижегородский водоканал" является г.Нижний Новгород в лице уполномоченных административных структур города.
Протяженность водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации, 3247,5 км. В структуру предприятия входит свыше 35 подразделений. Результативность деятельности и высокое качество подаваемой воды обеспечивают более 2700 специалистов в области водоснабжения и водоотведения.
Предприятие является членом Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
Согласно Уставу, Общество создано для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, направленной на удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций, учреждений города.
Миссия компании АО "Нижегородский водоканал" - бесперебойное предоставление абонентам услуг водоснабжения и водоотведения высшего качества.
Основные направления развития:
- повышение операционной активности;
- повышение технологического уровня;
- повышение эффективности работы с клиентами;
- повышение инвестиционной привлекательности.
АО "Нижегородский водоканал" является компанией, раскрывающей информацию добровольно, и не является субъектом раскрытия информации, как это понятие определено и регулируется законодательством РФ о ценных бумагах.
Общество использует для осуществления основной деятельности имущество муниципальной имущественной казны г. Н.Новгорода, переданное ему по договорам аренды и концессионному соглашению.
Среднесписочная численность работников за 2019 г. составила 2750 человек.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО "Нижегородский водоканал" был проведен на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовой деятельности предприятия за 2019 год