Файл: Роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти изменения в финансовой системе государства привели к усложнению финансовых отношений между ее звеньями, необходимости их регламентации и нормативного регулирования. В соответствии с нормативными документами на Казначейство России в рамках закрепленных полномочий было возложено исполнение новых государственных функций:

- ведение реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

- осуществление операций со средствами федеральных автономных и бюджетных учреждений, предусмотренными в виде субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений);

- осуществление операций со средствами федеральных автономных и бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, предоставленных им в виде субсидий на капитальные вложения;

- ведение реестра государственных заданий и размещение его на едином портале бюджетной системы РФ в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

- обеспечение ведения базовых (отраслевых) перечней государственных услуг и работ, формирование и ведение ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ;

- развитие официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, а также его информационного наполнения.

Таким образом, в результате произошедших институциональных изменений, помимо проведения операций со средствами бюджетов, органы казначейства осуществляют также операции со средствами государственных (муниципальных) учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса. Это приводит к увеличению количества видов лицевых счетов, операций, проводимых на них, а соответственно происходит расширение задач и функций Федерального казначейства. При этом органы казначейства активно влияют на происходящие изменения финансовых отношений. Реализация новых государственных функций, связанных с институциональными изменениями, обеспечивает прозрачность и доступность информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений, повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг данными учреждениями, создание современных механизмов общественного контроля их деятельности.

Необходимо отметить, что изменение финансовых отношений также связано с заметными в обществе процессами конвергенции (сближения) публичных и частнохозяйственных финансов. Эти процессы находят отражение в деятельности казначейства и существенным образом влияют на его функционирование. Государство, как хозяйствующий субъект взаимодействует с организациями различных форм собственности. В частности, как заказчик, государство заключает контракты на поставку товаров, работ и услуг, в том числе и с коммерческими организациями. Финансовая деятельность организаций, работающих на основе коммерческого расчета, связана с кассовым обслуживанием в кредитных организациях, подвержена различным коммерческим и финансовым рискам, поэтому взаимодействие государства с коммерческим сектором должно иметь жестко регламентированный и контролируемый характер. В целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, был принят Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в результате реализации которого у Федерального казначейства появляются новые функции:


- ведение реестра государственных контрактов, заключенных заказчиками;

- ведение реестра государственных контрактов, заключенных заказчиками, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;

- ведение реестра договоров, заключенных заказчиками.

В условиях сложившейся экономической ситуации многие коммерческие организации заинтересованы участвовать в государственных закупках, обеспечивая себе определенный уровень экономической стабильности. Ведение реестра государственных контрактов на закупку товаров обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, гласность и прозрачность осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Контрактная система, получившая новый импульс с принятием Федерального закона №44-ФЗ определила дальнейшее развитие нормативно- правового и организационного аспектов по различным вопросам, в том числе и по установлению требований к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. С 1 января 2014 года в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов организации могут предоставить банковские гарантии, выданные только банками, включенными в перечень банков, предусмотренный статьями 176.1 и

74.1. Налогового кодекса Российской Федерации. Актуальный перечень банков ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать определенным требованиям. Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий.


В связи с этим у Федерального казначейства появилась новая функция по ведению реестра банковских гарантий, которую оно осуществляет на официальном сайте Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1005. Выполнение казначейством функций по ведению реестра государственных контрактов и реестра банковских гарантий наглядно свидетельствует о сближении общественных и частнохозяйственных финансов.

Коммерческие организации, участвующие в контрактной системе получают бюджетные средства на производство товаров, выполнение работ. Государство в условиях контрактной системы заинтересовано не только в экономии бюджетных средств, но и в своевременном и полном исполнении договоров.

Поэтому в качестве формы обеспечения их исполнения привлекаются средства коммерческих банков, выступающих гарантами выполнения работ подрядчиками. Такое взаимодействие сфер финансовых отношений позволяет достичь равновесия общегосударственных и частно хозяйственных интересов.

В современных условиях функционирования контрактной системы становятся актуальными вопросы повышения ответственности ее участников, целевого использования авансовых платежей, доведения средств федерального бюджета в реальный сектор экономики, усиления государственного контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств. Эта проблема обусловлена следующими факторами.

Во-первых, исполнение крупных государственных контрактов, как правило, сопровождается перечислением авансовых платежей исполнителям.

Практика работы с авансами подтверждает, что получателями бюджетных средств очень часто становятся организации, не способные выполнить государственный заказ, которые, получив аванс, не выполняют работы в полном объеме. Нередко в авансовых схемах участвуют фирмы-однодневки. По данным Счетной палаты на начало 2015 года объем дебиторской задолженности за счет средств федерального бюджета составил почти 4 трлн. рублей. Основную долю в структуре дебиторской задолженности (69,8%) составила задолженность по авансам выданным.

Во-вторых, существовавшая до 2015 года система предоставления из федерального бюджета целевых субсидий, бюджетных инвестиций, а также авансовых платежей по государственным контрактам предполагала перечисление денежных средств с единого счета федерального бюджета на счета, открытые юридическим лицам – получателям целевых средств в кредитных организациях. Фрагментарность государственного финансового контроля расходования бюджетных средств привела к тому, что организации – исполнители государственных контрактов использовали эти средства не по целевому назначению: направляли на покупку валюты с целью извлечения прибыли, выводили в оффшорные зоны.


Решение всех этих проблем потребовало законодательного закрепления положений, регламентирующих перевод операций со средствами, предоставляемыми из федерального бюджета на счета Казначейства России, разработки и внедрения государственной функции казначейского сопровождения государственных контрактов.

Казначейское сопровождение государственных контрактов предполагает

следующие обязательные процедуры:

- перечисление авансовых платежей на счета Казначейства России;

- проведение операций на лицевых счетах, открытых в Казначействе

России всем исполнителям и соисполнителям по государственному контракту;

- санкционирование оплаты расходов после подтверждения факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- предоставление информации о движении денежных средств всем заинтересованным участникам кооперации и контрольным органам.

Начиная с 2016 года, в казначейское сопровождение включаются

государственные контракты о поставке товаров, выполнении, работ, оказании услуг на сумму более 100 млн. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи.

Реализация функции казначейского сопровождения государственных контрактов обеспечивает целевое использование средств авансовых платежей, предоставление достоверной информации о проводимых операциях для генерального заказчика и генерального подрядчика, повышение финансовой дисциплины как заказчиков, так и исполнителей по государственным контрактам, прозрачность движения средств федерального бюджета.

В современных условиях органы Федерального казначейства, выполняя свои основные функции, начинают играть активную роль в системе управления финансовыми ресурсами государства с целью обеспечения повышения эффективности их использования. Обеспечивая концентрацию бюджетных средств в ЦБ РФ, казначейство начинает осуществлять новые полномочия по управлению средствами на едином счете федерального бюджета. Для реализации этих полномочий казначейство выполняет функции по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах, по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), по покупке (продаже) ценных бумаг по договорам РЕПО.

Осуществление Казначейством России полномочий по управлению средствами на едином счете бюджета наглядно свидетельствует о тесном переплетении в современных условиях финансовых и кредитных отношений, о необходимости и возможности применения кредитных отношений в сфере функционирования общественных финансов.


Глава 2. Перспективы совершенствования казначейской системы РФ

2.1 Роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов

Очевидно, что создание либо модернизация казначейства как ключевого компонента системы управления общественными финансовыми потоками требует значительного ресурсного обеспечения. Именно поэтому важно адекватно оценивать ожидаемые экономические и социальные эффекты, которые будут получены в результате функционирования указанной системы в краткосрочной и долгосрочной перспективе с учетом того, что средства бюджета выступают основным источником финансового обеспечения тех функций, которые возложены на казначейство.

Казначейство – признанная в странах мира система управления общественными финансами. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов, под которым, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса (БК) РФ, понимается учет операций по поступлению в бюджет и осуществлению кассовых выплат из бюджета, – одна из главных функций, возложенных на систему органов Федерального казначейства России. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов базируется на принципе единства кассы, суть которого – в зачислении доходов и осуществлении расходов с

Единого казначейского счета. Концепция единого счета была разработана Министерством финансов совместно с Казначейством России и одобрена распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р.

До реализации положений Концепции средства федерального бюджета были рассредоточены на доходных и расходных счетах, открытых органам Федерального казначейства (ОФК) в учреждениях Банка России (60 % счетов), в учреждениях Сбербанка России (38 % счетов) и в кредитных организациях (2 % счетов). Помимо расходного счета федерального бюджета только для учета и распределения доходов ОФК использовалось четыре счета по учету доходов от уплаты:

– налогов, поступающих от налогоплательщиков и подлежащих распределению ОФК в соответствии с законодательно установленными нормативами между бюджетами разного уровня;