Файл: Роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что казначейская система существует в России уже на протяжении долгих лет, проблемы, возникающие в ходе исполнения государственного бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными. Ежегодно казначейством рассматривается огромное количество нуждающихся в решении задач. Так в 2013 г. в числе первоочередных были обозначены переход всех бюджетов государственных внебюджетных фондов на казначейскую систему и формирование новых механизмов управления ликвидностью единым счетом Федерального бюджета.

В 2014 г. органы казначейства в рамках государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» запустили единый портал бюджетной системы, который должен обеспечить такие принципы бюджетной системы как открытость, прозрачность, доступность информации не только о субъектах Российской Федерации, но и о бюджетах поселенческого уровня и уровня муниципальных районов.

Одной из основных задач, которая стоит перед всеми учредителями публично-правовых образований, является формирование ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг и внесение при необходимости изменений в базовые перечни. Ведомственные перечни должны формироваться соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления - учредителями в системе «Электронный бюджет» на основе базовых перечней, которые утверждены по всем видам деятельности для всех публично-правовых образований.

Еще один аспект взаимодействия касается формирования и ведения Федеральным казначейством реестра участников бюджетного процесса, а также

юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Порядок его формирования и ведения регулируется приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н. В указанный реестр должны быть включены все государственные и муниципальные учреждения, иные юридические лица, которым открываются лицевые счета либо которые получают субсидии и бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы.

Каждый год на счетах бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований остаются неосвоенные денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде целевых межбюджетных трансфертов. Так, на 1 января 2013 г. сумма неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных и местных бюджетов составляла 242,6 миллиарда рублей, на 1 января 2014 г. – 200,3 миллиарда, на 1 января 2015 г. – 125,7 миллиарда. Данные суммы сопоставимы с размером бюджета отдельного региона. А ведь эти средства, будучи размещенными на банковских депозитах, могли бы обеспечить дополнительную ликвидность единого счета федерального бюджета и приносить дополнительный доход.


В 2018 г. Федеральным казначейством были подготовлены и направлены в Минфин России предложения по подготовке поправок в законопроект № 911755-6 «О федеральном бюджете на 2019 год» в целях определения потребности в использовании остатков средств, находящихся на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России, источником образования которых являются предоставленные из федерального бюджета и не использованные в 2018 г. субсидии, бюджетные инвестиции юридическим лицам и взносы в уставные капиталы юридических лиц.

В 2018 г. Федеральное казначейство продолжает реализацию указанного механизма казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений). Проект Постановления предлагает сохранить механизм проведения и учета операций со средствами субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы на лицевых счетах, открытых в Федеральном казначействе юридическим лицам – получателям средств из федерального бюджета в рамках казначейского сопровождения.

Данный механизм позволит осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета, обеспечивать направление данных средств только на цели, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными контрактами (контрактами, договорами, соглашениями).

В связи с полномасштабным внедрением с 2016 г. казначейского сопровождения, а также с вступлением в действие с 1 января 2017 г. положений статьи 99 Федерального закона No 44-ФЗ, предусматривающей осуществление органами Федерального казначейства ряда полномочий по контролю в сфере закупок, значительно увеличится перечень полномочий, возложенных на Федеральное казначейство.

При этом информация, необходимая в процессе сопровождения государственного контракта, находится у различных органов исполнительной власти, являющихся ее владельцами, – Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе финансово- бюджетного надзора, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службе.

Таким образом, в условиях отсутствия единого информационного ресурса, охватывающего весь объем информации об объектах и субъектах закупочного процесса, необходимой для полноценного сопровождения государственного контракта, и, соответственно, администратора указанной информации значительно затрудняется процесс сбора, обобщения и анализа информации, а также увеличиваются временные и трудозатраты.


Россия прошла длинный и сложный путь построения эффективной системы управления государственными финансами. Необходимо было создать государственный орган, отвечающий за исполнение бюджетных функций, который бы позволил обеспечить эффективное взаимодействие центральной власти и регионов.

История формирования казначейской системы показывает тенденцию ее совершенствования для устранения недостатков и реформирования ее на благо государства по мере его собственного развития.

1.2 Роль и полномочия Федерального казначейства в современных условиях

Согласно ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство обладает следующими полномочиями:

В условиях современных мировых экономических процессов становится очевидным, что органы казначейства являются атрибутом стран с развитой финансовой системой. Законодательное регулирование деятельности казначейских органов в различных странах предполагает выполнение ими присущих казначейству функций: учет доходов бюджетов, осуществление бюджетного учета, финансовое прогнозирование, управление денежными средствами на едином счете бюджета и государственным долгом. Наряду с традиционными, они могут осуществлять и специфические функции, обусловленные особенностями развития государства: установление стандартов и правил управления бюджетными расходами, осуществление риск-менеджмента в секторе государственного управления.

В отдельных странах некоторые присущие казначейству функции по исполнению бюджетов: управление денежными средствами бюджета, кассовое

исполнение федерального бюджета, делегируются специализированным финансовым органам (Федеральные кассы в ФРГ).

Поскольку органы казначейства в некоторых зарубежных странах имеют многовековую эволюционную историю развития, то многие идентичны функции, выполняемые Казначейством России, являются заимствованными, адаптированными к российской практике.

Необходимо отметить, что регулирование деятельности казначейских органов осуществляется во взаимодействии с обязательными участниками процесса исполнения бюджета – Центральными Банками государств, - в которых открываются единые счета по учету бюджетных средств. Центральные


Банки в координации с финансовыми органами обеспечивают ликвидность единых счетов бюджетов в целях своевременного проведения всех платежей.

В настоящее время Казначейство России представляет собой платежную, контрольную и информационную систему в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

Особенности организации и регулирования деятельности органов федерального казначейства в РФ позволяют проводить государственную бюджетную политику, эффективно управлять доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, повышать оперативность в финансировании государственных программ, усилить контроль за целевым и экономным расходованием государственных средств.

Органы Федерального казначейства функционируют в пределах законодательно установленных полномочий, определяющих их функции.

Функции казначейства конкретизируют его полномочия, определяют виды деятельности, ориентированные на определенный результат.

Казначейство России в настоящее время является федеральной службой, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации, полномочия по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовом обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Полномочия в области обеспечения исполнения федерального бюджета реализуются через такие функции федерального казначейства, как:

- доведении бюджетных данных до участников бюджетного процесса федерального уровня;

- учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;

- санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета; составление и ведение кассового плана исполнения

- федерального бюджета.

В рамках полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ федеральное казначейство осуществляет следующие функции:

- открытие и ведение лицевых счетов участников бюджетного процесса;

- кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета;

- кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

- кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов.

С развитием финансовых отношений появляются факторы, обуславливающие появление у органов казначейства новых полномочий, которые реализуются путем исполнения новых государственных функций. К таким факторам можно отнести процессы, связанные с трансформацией финансовых отношений в РФ по следующим направлениям.


Прежде всего, необходимо отметить, что за последние годы произошли существенные изменения в финансовой системе РФ, претерпела серьезные изменения структура государственных учреждений, получающих средства бюджетов на свое функционирование, их правовой статус, принципы финансового обеспечения.

Проводимая реформа бюджетной сети, прежде всего, направлена на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг, снятие устаревших и избыточных ограничений в работе бюджетных учреждений, финансирование конкретного объема государственной (муниципальной) услуги, а не громоздкой сети учреждений.

Им стали предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности.

С 2016 года формирование государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам возможно только на основе единого перечня услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.

В соответствии с изменениями, внесенными в Статью 69.2 Бюджетного кодекса РФ, которые вступили в силу с 2016 года, федеральными органами государственной власти утверждаются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. Все ранее утвержденные ведомственные перечни должны быть приведены в соответствие с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.

Для обеспечения финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений, оказывающих государственные и муниципальные

услуги, необходимо разработать и утвердить государственные и муниципальные задания в соответствии с ведомственными перечнями государственных (муниципальных) услуг. Базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ формируются и ведутся Федеральным казначейством в электронном виде на официальном сайте.

Для функционирования в новых условиях государственные и муниципальные учреждения должны обеспечить открытость и доступность их учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, решений о создании учреждения, решений о назначении руководителя, положений о филиалах и представительствах, планов финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, сведений о проведении контрольных мероприятий и их результатов, государственных (муниципальных) заданий, отчетов о результатах деятельности и использовании имущества.