Файл: Роль Федерального казначейства в управлении движением государственных финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.

На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно информирует о суммах поступивших, на счета казначейства. Министерства и ведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат. Знать когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральное казначейство.

Основное предназначение казначейской системы — содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов, а также с введением единой классификации доходов всеми участниками бюджетного процесса и с повышением качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.

Одна из основных задач Федерального казначейства - обеспечить нормальное функционирование единого счета бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей, нормальную транспортную систему для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования - это всего лишь административные решения, административные ограничения на деятельность тех или иных учреждений). И, в конечном счете, это позволяет через систему регистраций операций представлять информацию об исполнении бюджета.

Федеральное казначейство представляет политикам достоверную информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, подталкивает их к движению в направлении бюджетных реформ.

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в системе финансовых органов России определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть этапы становления деятельности Федерального казначейства;
  • исследовать сущность и функции Федерального казначейства;
  • рассмотреть организационно – правовые основы казначейской системы исполнения бюджета;
  • выявить роль Федерального казначейства в системе финансовых органов России;
  • проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Предмет данной курсовой рaботы - бюджетный процесс в части исполнения доходной и расходной части бюджетов различных уровней органами федерального казначейства.

Объект курсовой работы – Федеральное казначейство Российской Федерации.

Несмотря на то, что казначейская система уже миновала стадию становления, и является достаточно эффективно работающим механизмом, отдельные элементы казначейской системы исполнения бюджета постоянно совершенствуются, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

В работе используется общеэкономический системный метод исследования, а также специальные инструменты, такие как сравнительный и статистический анализ.

Глава 1. Роль и функции Федерального казначейства

1.1 Этапы становления деятельности Федерального казначейства

На современном этапе экономического обустройства бюджетной системы РФ организация своевременного и полного исполнения бюджета не представляется возможной без такого учреждения, как казначейство.

Федеральное казначейство – это специальный государственный орган, входящий в состав Министерства финансов РФ, который представляет собой платежную, учетную, контрольную и информационную систему публично правовых образований.

История его развития неотъемлема от истории России в целом, поэтому для выявления предпосылок образования казначейской системы необходимо вернуться на несколько столетий назад, когда только происходит становление российской государственности.

В настоящее время исследователями выделяется 3 основных периода развития института казначейства в России:

– дореволюционный период (приказной этап, коллегиальный и министерский);

– советский или банковский период;

– современный период развития.

Казначейство зародилось еще в Древней Руси, когда учреждение Иваном III Казенного приказа (Двора) положило начало возникновению новой приказной системы централизованного управления финансами. Произошел переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному. Счетный Приказ в те времена был высшим финансово – контрольным учреждением и служил некоторым прообразом современных органов казначейства. В обязанности приказа входило ведение всего Московского Государства приходом, расходом и остатком средств по книгам за многие годы.


С середины XVII в. деятельность казны регламентировалась Соборным Уложением. Однако в период царствования Петра I старые приказы обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Увеличение количества приказов с одновременным дублированием функций привело к тому, что к концу XVII в. сформировалась чрезвычайно громоздкая приказная система. В результате финансовых преобразований была создана Счетная или Казначейская контора, которая следила за правильным поступлением налогов.

Следующей ступенью развития финансовой системы России являются реформы Екатерины II. В 1763 г. Сенат разделился на шесть департаментов, первому было поручено управление финансами (в этот департамент входил генерал-прокурор). В 1764 г., была образована Экспедиция о государственных доходах. В 1780 г. эта Экспедиция разделилась на четыре отдела: доходов, расходов, контроля счетов и государственных недоимок, недоборов Цирихова А.Х. Для заведования Экспедицией была создана должность Государственного казначея. В начале XIX века в Российской Империи произошло важнейшее событие в системе государственных исполнительных органах власти. Александр I положил начало становлению министерской системы управления государством. По манифесту от 1802 г. «Об учреждении министерств» в числе других было создано Министерство финансов. Надзор Генерал- прокурора за ведомством Государственного казначейства теперь сменился надзором министра.

В состав Министерства финансов также была включена Экспедиция о государственных доходах. Позднее в 1821 г., резолюцией императора «Быть по сему» Экспедиция о государственных доходах была преобразована в Департамент Государственного казначейства, который, став ядром всей казначейской системы России, занимался исполнением бюджета и составлением генерального денежного отчета.

В 1862 г. образовалась специальная комиссия по устройству кассового и ревизионного порядка под председательством В.А Татаринова, которая на основе собранных им сведений о финансовом устройстве западноевропейских

государств разработала «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений».

В результате узаконились принципы рационализации бюджета. Еще в 1855 г. был обозначен вопрос об отмене деления касс на приходные и расходные, и уже с 1864 г. система единства кассы была введена в Санкт Петербурге, а с 1866 г. распространена на всю Империю. Общими положениями было установлено, что все государственные доходы сосредоточиваются в Министерстве финансов в кассах Департамента государственного казначейства и из этих касс уплачиваются расходы всех министерств.


В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Российской Империи инструкция, содержащая правила о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылки сумм казначействами, выплаты пенсий и пособий, выдачи казначействами процентов по ценным бумагам, хранения, расходования и учета квитанционных листов и записи сумм в приходный журнал. Их сфера деятельности настолько возросла, что казначейства с трудом справлялись со своим кругом обязанностей.

На Департамент государственного казначейства возлагалось распоряжение движением сумм, поступающих в общие государственные доходы, центральное счетоводство по государственным доходам и расходам, составление проекта государственной росписи доходов и расходов, предварительная проверка проектов финансовых смет всех министерств и главных управлений, а также рассмотрение законопроектов составляемых министерствами.

В связи с событиями октября 1917 г. и внедрением принципов распределения, нормирования и проведения национализации в экономике, надобность в Государственном казначействе как отдельной структуре в Министерстве финансов отпала. С 1918 г. казначейство было расформировано, его функции были распределены между наркомфином СССР (позднее Минфин СССР), Госбанком и другими ведомствами и службами.

В Советском Союзе исполнение бюджета представляло собой ассигнования на расходы, предусмотренные подробным планом экономического развития страны. Содержание бюджета полностью определялось показателями плана, а бюджетные статьи для каждой отрасли экономики соответствовали разделам плана расходования.

Распределение бюджетных средств начиналось с длительных переговоров между представителями различных отраслей на различных уровнях системы государственного управления. В соответствии с утвержденным бюджетом Минфин распределял ассигнования на расходы между министерствами, а те в свою очередь – между меньшими организационными единицами.

Непосредственное исполнение бюджета осуществлял Государственный банк и несколько специализированных – Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк. Процесс платежа начинался с платежного поручения от бюджетной расходующей единицы, в котором нужно было подробно указать цель и характер расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации. Независимо от того, через какой банк проходила эта операция, всегда проверялось соответствие платежного поручения плану, а платеж производился либо в наличности, либо путем перевода на еще один банковский счет. Для финансирования расходов на банковские счета ежеквартально переводились определенные суммы, поступающие в распоряжение бюджетных расходующих единиц.


В целом банковская система вела достаточно полный учет доходов, расходов и остатков федерального бюджета, обеспечивала контроль за поступлением и исполнением бюджетных средств и таким образом отражала нужды командно-административной системы. Госбанк и вообще банковский сектор для правительства де факто действовали как казначейство, только предлагали бесплатное финансирование бюджета в надежде на вознаграждение за проведение тщательных проверок и предоставление безотлагательной отчетности в Госбанк. Поэтому в Советском Союзе не было необходимости содержать дополнительную структуру.

Однако так как финансирование расходов проводилось без учета реально поступающих доходов и носили чисто эмиссионный характер, проблемы, связанные с временным отсутствием средств Госбанк покрывал за счет бесконтрольной эмиссии, что, в конечном счете, приводило к росту уровня инфляции.

1990-е гг. ознаменовались серьезным кризисом. Экономическая ситуация усугублялась еще тем, что выданные Госбанком кредиты не возвращались, поскольку произведенный предприятиями товар не находил сбыта, что приводило к затовариванию продукции одного вида и дефициту другого.

В конце 1991 г. произошли кардинальные изменения в бюджетном устройстве страны. Прекратил свое существование государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из равноправных элементов – федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

После реформы банковской системы Центральный банк не справлялся с перестройкой своей деятельности, так как акцентировал основные усилия уже не на исполнении бюджета, а на регулировании активно нарождающихся банковского и коммерческого секторов. Распыление бюджетных средств между многочисленными коммерческими банками привело к бесконтрольному потоку и несанкционированному использованию государственных денежных средств.

Несвоевременное финансирование бюджетных расходов и, наконец, необходимость в государственном управлении ограниченными финансовыми ресурсами в условиях агрессивной рыночной экономики стали основными предпосылками возрождения Федерального казначейства. Поэтому было решено создать свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и проверками, и совершением операций со средствами федерального бюджета.

Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г., № 1556, а затем Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, учрежденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 был восстановлен ранее существовавший орган казначейства.