Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран 9региональная валюта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Серьезным препятствием на пути становления единой валютной системы ЕС, стал кризис 2007 года. История формирования банковской составляющей экономики еврозоны весьма противоречива. Некоторые экономисты считают, что стоит оставаться в зоне евро, другие же видят выгоду выйти из нее и восстанавливать свою национальную валюту.

Нами были выделены основные институциональные условия, благодаря которым еврозона станет вспомогательным элементом для эффективной и взвешенной политики.[21]:

  1. Единая система государственного кредита

К положительным сторонам госкредита можно отнести:

-принятие решения о дополнительной эмиссии государственных ценных бумаг;

-возможность перераспределение государственных займов между странами членами еврозоны.

Актуальность проблемы с госдолгом, является следствием долгового кризиса, который проник во все страны еврозоны.

  1. Единая денежно-кредитная политика

Путем выравнивания уровня ставки процента из единого центра, возможно регулирование банковской и кредитной систем стран еврозоны.

  1. Единая бюджетно-налоговая система

Объединение бюджетной системы играет важную роль в рамках еврозоны. Регулирование доходной и расходной части бюджетной системы должно предотвратить дефицит\профицит в еврозоне.

Следующим шагом на пути экономической интеграции еврозоны должна стать единая налоговая система. Главное преимущество - это установление оптимального налогообложения с учетом экономического развития страны-участницы.

  1. Единая внебюджетная система

Создание на территории еврозоны целевых внебюджетных фондов положительно отразится на медицинском страховании и пенсионном обеспечении.

  1. Единая система финансов хозяйствующих субъектов

Оптимальному развитию экономики еврозоны будет способствовать создание единых правил ведения бизнеса. Но тут стоит уточнить, что эти правила должны учитывать специфику каждой страны- участницы.

Из всего этого стоит учесть отрицательные стороны общей финансовой системы, это то, что существует разница между уровнями развития стран еврозоны. И второе, это распределение бремени страны с худшими показателями развития на остальных участников [21].

Для того, чтобы достичь экономического равновесия между странами, власти Германии предлагают ужесточить бюджетную политику, сократить социальные расходы, контролировать заработные платы в странах-должниках. Однако на наш взгляд, более эффективно - восстановить самостоятельность стран, больше всех пострадавших от кризиса, в областях экономического, таможенно-тарифного и валютно-финансового регулирования.


Для начала таким странами нужно дать возможность восстановить значимые отрасли производства, для их экономики, а также разрешить, пусть даже временно, продавать товары, произведенные по национальным стандартам.

Далее ограничить импорт, это способствовало бы защите местных производителей от внешних конкурентов.

И последнее, для проблемных стран зоны евро, преодолеть кризис ликвидности и повысить экономическую активность, поможет возврат к национальной валюте. На международный статус евро это не окажет влияние, так как дополнительные валюты будут обращаться лишь в странах, где их выпускают. Эта мера способствовала бы восполнению дефицита денежных средств, кроме этого, девальвация национальной валюты обеспечила бы рост экспорта и ограничение импорта.[22].

Оценка проблем и перспектив Еврозоны.

Кризис в Еврозоне можно считать с начала введения единой валюты-евро. Были выделены этапы введения единой валюты на основе изменения основных показателей: ВВП, уровня безработицы, изменения долговой нагрузки на государственные бюджеты сгруппировать 5 периодов.

  1. период (1996-2001гг.). Он является базовым для последующих сравнений. В данном случае представлены последние годы существования национальных валют в 11 странах, выпустивших 01.01.2002 в наличное обращение единую валюту.
  2. период (2002-2003гг.) Является переходным, в течении которого находились в обращении как прежние национальные валюты, так и наличные евро. Первые два периода отображают экономические явления в условиях фактически существующей мультивалютной системы в странах еврозоны.
  3. период (2004-2007гг.) Время становления новой системы единой валюты. В этот период экономики стран зоны евро еще не полностью. Перестроились на функционирование в новых условиях.
  4. период (2008-2011гг.) Характеризуется тем, что результаты перехода на единую валюту начали оказывать воздействие на экономики стран зоны евро. Кризисные явления в это время стали достаточно заметными.
  5. период (2012-2014гг.). В ходе него результаты и тенденции перехода на единую валюту проявились вполне очевидно [23].

Участницами зоны евро предполагалось, что введение единой валюты : (1) упростит движение товаров между странами; (2) удешевит товары и услуги. Но на практике именно этот оборот больше всего и пострадал из-за невозможности национальной валюты регулировать объем денежной массы. В результате ЦБ стран не могли применить прежние инструменты влияния на денежные массы, и произошло неравномерное ее распределение по всех территории еврозоны.


Все это привело к нехватке денег и росту безработицы в странах, которые не эффективно использовали свои ресурсы. Примером может послужить Греция.

Мы разделили мнения на два блока. Одни считают , что кризис еврозоны возник из-за недостаточной централизации, и здесь выдвигают идею о создании отдельного органа отвечающего за финансовую и бюджетную политику. Другой блок мнений наоборот считают функции Европейского Центрального Банка чересчур централизованной, что привело к неправильному разделению денежной массы в странах.

Последствия мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. способствовали резкому обострению проблемы погашения государственного долга в ряде южных стран-членов, прежде всего Греции. Трудности нередко связывают с отсутствием национальной валюты, которую можно было бы девальвировать, чтобы сократить реальный объем долга, а также стимулировать рост экспорта. Единственная страна еврозоны, у которой нет видимых проблем с госдолгом и экспортом,- Германия. В результате получило распространение мнение, что единственная валюта выгодна лишь ФРГ и что немецкое благополучие достигается за счет других участников еврозоны [24].

Нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглец высказал в своей книге о проблемах евро, что из зоны евро должна выйти Германия, а не Греция и это будет самым легким и правильным решением. Если это произойдет, то оставшиеся страны в еврозоне станет более конкурентоспособные и их экспорт увеличиться , также как и ВВП этих стран. По мнению автора, станы еврозоны не должны страдать лишь из-за нежелания Германии оказать взаимную помощь в решении проблем.

Проблему сам Стиглец видит в том, «что так, как было создано евро, не породило благоденствия и развития, а породило стагнацию и подорвало солидарность между европейцами. По мнению автора, придется расстаться с евро, чтобы спасти европейский проект». Цель ради которой евро создавалось- облегчение движения товаров и услуг , не была достигнута, считает Джозеф. С введением цифровых стандартов и распространением электронной валюты во всем мире, трудности стали исчезать. Лауреат по экономике приводит пример, одна из проблем - общая гарантия банковских вкладов. То есть если в Испании наступит банковский кризис, только испанское правительство поддерживает банки. Если правительство слабое, вкладчики перестанут доверять банковской системе Испании. А в условиях единого рынка и свободного движения капиталов в такой ситуации капиталы Испании переходят в Германию, что делает Испанию еще более бедной, а Германию еще более богаче. Американский экономист утверждает, что первоначальная идея о свободном движении капитала должна была поддерживать сближение экономик, таким образом, чтобы деньги шли сверху вниз, а не против течения. Но этого не произошло и все более углубляется пропасть между бедными и богатыми странами Евросою- за[25].


Стиглец призывает провести реформы в Евросоюзе, первая из которых- общая европейская гарантия банковских вкладов. Лавное помехой этой реформы, автор считает Германию, так как «именно она препятствует единой гарантии счетов и проведению этой основной реформы, которую нужно сделать в банках. Вторая банковская реформа, которую следует провести- это общий механизм банковской резолюции. К примеру, если бы возникла угроза банкротства Всемирного банка в результате этого, обанкротился бы штат Вашингтон. Поэтому если бы надо было его спасать, то спасло бы этот банк федеральное американское правительство. Европа нуждается именно в такой общей системе».

Третья реформа, необходимая для Еврозоны- солидарный европейский фонд против безработицы. Такой фонд позволит распределить расходы при росте безработицы.

Но для проведения этих реформ в современных условиях, кажутся делом далекого будущего и для самого автора. Исходя из этого. Он предлагает в данный момент нескольким странам выйти из еврозоны и создать несколько маленьких валютных союзов. К примеру, объединение Севера и Юга стран с одинаковыми целями, это вернет странам гибкость. И даже если со временем эти союзы не смогут создать необходимые регулирующие финансовые организации, они сумеют добиться стабильного курса валют и тем самым докажут, что единая валюта для них возможна[25].

Нами выделены следующие мероприятия по выходу из сложившейся ситуации:

  • Разделение товарных потоков на замкнутые и открытые. Внутренний и внешний поток, будут обслуживаться валютами имеющие разную степень межтерриториальной ликвидности. К примеру, внутренний поток -национальной валютой, а внешний - ЭКЮ или евродолларом.
  • Параллельное хождение национальных валют внутри страны. Позволит наполнить некоторые регионы достающей денежной массой. Преодолев кризис нехватки денег, решается проблема дефляции.
  • Введение нескольких местных валют в одной стране. В силу привязанности какой-либо валюты к определённому месту и ограничения, установленные межтерриториальной ликвидностью, позволит наполнить денежной массой определенную кризисную местность страны.
  • Территориальная иерархия и иерархия валют. Систематизация иерархии реально существующих в мировой экономике валют. Главный принцип- некоторая валюта помещается на определенное место в этой иерархии, состоит в степени способности обслуживать сделки между большим и меньшим числом стран. На вершине- доллар США.
  • Управление наполнением различных территорий денежной массой. Формирование центров управления, способных обеспечить оптимальное наполнение денежной массой внутри стран еврозоны.

Неопределенность положения стран еврозоны волнуют не только ее жителей, но и весь мир. События в Великобритании 23 июня 2016 года о желание выйти из состава ЕС на референдуме поддержало население. Оценить какие будут последствия ВКБХ1Та пока невозможно, так как процедура выхода составит около двух лет, но уже сейчас авторы Долгов и Савинов предположили экономически последствия как для ЕС , так и для Великобритании. К ним относят:

  • падение курса фунта стерлингов;
  • падение акций на Лондонской фондовой бирже;
  • в связи с этим Банку Англии пришлось понизить базовые ставки до 0,25% годовых;
  • ЕС потеряет примерно 14% ВВП;

-ЕС должна компенсировать 10 млрд фунтов чистых взносов, которые делала Британия.

  • из положительных моментов можно отметить рост спроса на шотландский виски на 30-40%[26].

Оценить последствия для России от выхода Британии из ЕС пока не представляется возможным, так как в среднем товарооборот из Англии составляет 8% и эксперты уверены, в ближайшее время никаких резких изменений в отношениях между этими двумя странами не произойдет.

1.2.Валютные регионы Африки и Карибского Бассейна

Африканское финансовое сообщество включает в себя 15 стран, которые разделены на две «монетарные зоны со своими центральными банками: Западно-Африканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того) и Центрально-Африканский экономический и валютный союз (Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, экваториальная Гвинея), а также Коморские острова. Они имеют общую валюту: франк Африканского финансового сообщества-франк КФА. До введения евро эта валюта имела фиксированный курс» по отношению к французскому франку (1 «французский франк равен 100 франкам КФА), она была гарантирована Францией и свободно конвертировалась во французский франк. В 2001 г. на саммите глав правительств стран Африки-членов зоны франка и стран ЕС было решено трансформировать зону франка в африканскую зону евро. При этом франк КФА привязывается к евро. Гарантия его конвертируемости осуществляется через финансовую систему ЕС, в связи, с чем установлен фиксированный курс европейской и африканской валют (1 евро= 655,967 франка КФА)»[10].

Оценивая результаты функционирования ряда региональных валютных союзов в Африке, предлагаем не спешить с выводами. «Африканские валютные союзы- это просто наследие колониального прошлого, когда существовали валютные зоны (британского фута стерлинга, французского франка и т.п.). Сегодня в условиях слабой экономической взаимосвязи стран-участниц этих блоков такой порядок обусловлен не объективной необходимостью, а укоренившейся за многие годы практикой использования валюты метрополии как средства международных расчетов» [27].