Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран 9региональная валюта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Объединение денежных систем в колониях шло по двум принципам: группировка метрополий со своими колониями (вертикальный союз) и группировка, объединяющая часть расположенных по соседству колоний, принадлежащих различным метрополиям (горизонтальный союз). По мере получения политической независимости от метрополий горизонтальные союзы постепенно трансформировались в новые валютные блоки.

Принципы организации эмиссионных учреждений Западноафриканского экономического и валютного союза таков: выпуск коллективных денег проводится через отделения Центрального банка государств Западной Африки(ЦБГЗА) в странах объединения. Работу отделений контролируют национальные денежно-кредитные комитеты, напрямую подчиняющиеся ЦБГЗА. Гарантия свободного размена франков КФА обеспечивается предоставлением кредитной линии ЦБГЗА Казначейством Франции, а также резервами Западноафриканского экономического и валютного союза, сосредоточенным в ЦБГЗА. Последние формируются за счет экспортных валютных поступлений, входящих в него стран (минуя национальные центральные банки). Большая их часть размещается в Казначействе Франции-65%, оставшиеся 35% размещаются от имени ЦБГЗА в других резервных активах. Капитал Центрального банка валютного союза формируется за счет равных взносов всех стран-членов»[15].

Западноафриканский валютный и экономический союз. В данных странах используется только один единый валютный курс и запрещена множественность валютного курса в каких-либо ее формах. Действует курсовой режим -конвенционное валютное соглашение о жесткой привязке курса национальных валют. Более того, в странах данное валютное соглашение не устанавливает одно единственное официальное законное платежное средство. Для других (остальных) валют валютные курсы устанавливаются на базе кросс-курсов и перекрестных курсов на основе курса конкретной иностранной валюты на парижском валютном рынке к евро и жестко зафиксированного и неизменного соотношения курса валюты евро и жестко привязанного к ней франка КФА.

В каждой из стран-участниц взимается сбор- симметричная банковская комиссия в размере 0,31% от суммы операций за реализацию переводов и трансферов денежных средств в страны, не входящие в состав Западноафриканского экономического и валютного союза (WAEMU). Всю полученную комиссию уполномоченные частные коммерческие банки обязаны в полной сумме перечислять в национальную казну. Максимальная величина собственной комиссии, которую в праве взимать по валютным операциям, переводам и транзакциям уполномоченные банки, может достигать 2% по прямым безналичным валютным операциям, которые реализуются в евро. Никакие дотации, субсидии, кредиты и займы на проведение всех видов срочных форвардных операций и срочных форвардных контрактов в стране уполномоченными коммерческими банками не предоставляются. Резиденты стран вправе заключать срочные форвардные валютные контракты для финансирования расчетов и хеджирования операций по экспорту и импорту товаров и услуг.[28].


Центральноафриканский валютный и экономический союз. «Структура валютного курса единая (унитарная). Это означает, что в странах постоянно используется только один единый валютный курс и запрещена множественность валютного курса в каких-либо ее формах. Режим регулирования и корректировки валютного курса - конвенционное валютное соглашение о жесткой привязке плавающего валютного курса национальной валюты. Все валютные операции в евро между Банком государств Центральной Африки (BEAC) и местными коммерческими банками всех стран- его участниц» осуществляются по фиксированному курсу валют и без взимания комиссии.

Все валютные трансферы за границу и валютные операции с «иностранными контрагентами за границей облагаются комиссией, которая взимается непосредственно казначейством. Размер комиссионного сбора (ставка) составляет 0,25% от суммы валютной сделки по всем операциям со странами - участницами зоны франка КФА и 0,5% без учета налога на добавленную стоимость- VAT, соответственно со всеми другими странами, не входящие в зону франка КФА.

Отсутствует налог на конвертацию )обмен) национально валюты (франка КФА) на валюты иностранных государств или реализацию срочных форвардных валютных операций(контрактов) в странах. Субсидии и дотации, а также льготы на реализацию кассовых конверсионных и валютнообменных операций и срочных форвардных валютных операций не предоставляются. Устойчиво функционирует срочный форвардный валютный рынок. Срочное форвардное покрытие (финансирование и страхование) по импорту разрешается в исключительных случаях только в отношении импорта строго определенных товаров и требует предварительного разрешения Министерства финансов (MOF). Используется официальное финансовое покрытие срочных форвардных операций». [29]

Не смотря на фиксированный курс валюты, страны участницы зоны франка КФА показывали высокие темпы экономического развития. Рост ВВП в экономиках большинства стран Центральной и Западной Африки наблюдался даже в условиях глобального кризиса.

Как мы можем наблюдать в 2012 году темпы роста ВВП стали превышать среднемировые. Такой рост экономики, а так же устойчивое экономическое положение повысило доверие внешний инвесторов к странам зоны франка КФА. Таким образом, жесткая финансовая дисциплина обеспечивает стабильность сферы финансов и способствует развитию национальных экономик стран — членов франкозоны, несмотря на политические противоречия. При этом следует признать, что франк КФА не относится к числу валют, способных оказывать какое-либо влияние на глобальную сферу финансов [19].


«Идея единого Африканского континента или Соединенных штатов Африки представляет собой мечту, исполнение которой должно принести экономический рост и процветание, а также мир и стабильность в развивающиеся государства этого континента. Однако сделать это далеко не просто. На примере интеграционных союзов, на юге Африканского континента проанализируем, какие «ловушки» подстерегают исполнителей проекта обще континентальной экономической интеграции.

На Юге Африки в настоящее время функционируют три основные интеграционные группировки:

  • Сообщество развития Юга Африки (САДК) - интеграционная группировка «нового типа»;
  • Таможенный союз Юга Африки (САКУ);
  • Единая монетарная зона (ЕМЗ) .

Хронологически эти союзы формировались в следующей последовательности: САКУ - в 1910 г.; ЕМЗ как углубление интеграции в рамках САКУ - в 1974 г. и САДК - в 1992 г. Отличительной чертой САКУ и ЕМЗ стало доминирование в них ЮАР. Так, все таможенные и акцизные сборы в рамках САКУ аккумулируются в Резервном фонде ЮАР, а потом (согласно прописанной в соглашении формуле) распределяются между государствами- участниками.

ЕМЗ представляет собой гибрид валютного управления и монетарного союза: страны-члены используют на территории национальные валюты и южноафриканский рэнд, тогда как на территории ЮАР расплачиваться можно только с помощью рэнда. Государства - члены ЕМЗ не закрепили в качестве обязательства поддержание установленного курса между национальными валютами Намибии, Лесото и Свазилендом, однако договорились, что не допускается выпуск национальной валюты, не основанной на иностранных активах. Необходимо отметить, что между странами установлена полная конвертируемость по текущему и капитальному счету, а также прописаны компенсационные выплаты для взимания сеньоража теми государствами, которые привязывают свою валюту к валюте ЮАР, а также другие правовые положения для внутризонового перечисления денежных средств» [31].

«Кроме трех интеграционных группировок страны Юга Африки участвуют в других интеграционных проектах. Из пятнадцати стран САДК шесть являются членами Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА); две входят в Комиссию Индийского океана (ИОС), а одна - в Экономическое сообщество Центральноафриканских государств. Перекрестное членство в нескольких интеграционных группировках привело к фрагментации общеэкономического пространства южной части континента и формированию различных подходов к осуществлению экономической интеграции.


Интеграция в финансовой сфере представляет собой только промежуточную цель на пути перехода к единой региональной валюты в 2018 г., для осуществления которого страны должны двигаться в сторону конвергенции стабильно ориентированной экономической политики с опорными датами.

Выводы:

Отмечают, что ЮАР с доминирующей в регионе экономикой имеет сильную валюту и репутацию для борьбы с инфляцией, поэтому эта страна должна стать активным участником монетарного союза Юга Африки, так как любая другая региональная валюта может не быть такой же сильной, как рэнд. Для реализации данного положения Т. Агбейегбе предложил макроэкономические условия, побуждающие ЮАР и ЕМЗ в целом участвовать в региональной валютном союзе:

  1. уровень инфляции любого государства, желающего присоединиться к монетарному союзу САДК, должен отличаться не более чем на 1,5% от среднего по странам ЕМЗ;
  2. для обменного курса такая разница должна составлять не более 5%;
  3. долгосрочные процентные ставки не должны быть выше более чем на 2% по сравнению со средней по странам ЕМЗ»[31].

«Однако создание валютного союза не может быть конечной целью интеграции. Опыт интеграции стран еврозоны свидетельствует о том, что в условиях единой монетарной политики государства — члены валютного союза должны индивидуально заниматься классической кейнсианской фискальной политикой— накапливать излишки при подъемах и заимствовать на рынке капитала по время спадов.

Из-за возрастания риска дефолта для отдельного государства при присоединении к валютному союзу и более высоких, чем мультипликаторы самофинансирования, мультипликаторов внешнего трансферта (так как внешние трансферты смягчают меж временное бюджетное ограничение страны, которого нет, если страна занимает сама по себе) лучшим решением становятся централизованные инструменты поглощения асимметричных шоков [32].

Следовательно, есть все основания для создания в Африке валютного союза с широким фискальным устройством стабилизации для противостояния асимметричным шокам и облегчения корректировки, пока бизнес-циклы не в достаточной мере конвергентны[33].

Все это должно быть просчитано до осуществления перехода к единой африканской валюте. Пока такие стабилизационные механизмы не разрабатываются.


Глава 2. Валютная система РФ. ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ РУБЛЯ, КАК РЕГИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ.

3.1 Рубль, как единая валюта

В развитых рыночных экономиках, интеграция представляет собой единство процессов межгосударственного и частно-корпоративного интегрирования.

Учитывая, неоднородность интеграционных процессов в регионах и основываясь на определенном опыте существующих торгово-экономических групп, можно выделить некоторые закономерные этапы:-

  1. Зона свободной торговли (Free Trade Zone).

Примеры- ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН и т. д. Здесь предусматривается снятие таможенных квот и тарифов по отношению к странам - участницам, но политика в отношении к другим странам осуществляется самостоятельно.

  1. Таможенный союз (Custom Union).

Примеры- Меркосур и Европейское экономическое сообщество. Проводят также единую внешнеторговую политику. Упразднены таможенные службы между странами-участницами.

  1. Общий рынок (Common Market).

Нововведение здесь является устранение барьеров для перемещения всех факторов производства.

  1. Экономический союз (Economic Union).

Включает дополнительно- согласование экономической политики.

  1. Валютный союз (Monetary Union).

Создание единого банка, введение единой валюты, создание единой валютной системы, согласование валютной и денежнокредитной политики.

После прохождения всех вышеперечисленных этапов интеграционное объединение движется к созданию единого субъекта экономики, по сути - государства, с проведением единой экономической политики на основе унифицированного законодательства.[2].

Интеграционный процесс, еще недавно развивающийся в отдельных частях мира, охватил в последние годы все континенты. Он привел к образованию многочисленных региональных хозяйственно политических блоков. См. таблицу 3.1.

Таблица 3.1- Формализованные ступени экономической интеграции.

Тип интеграционного объединения

Снижение барьеров во взаимной торговле

Свободная торговля между государствами- членами

Единые внешние таможенные тарифы

Свободное движение экономических факторов

Координация экономической и валютнофинансовой политики

Единая внешняя политика и безопасность

Преферен

циальное

соглашение

+

Зона свободной торговли

+

+

Таможенный союз

+

+

+

Общий рынок

+

+

+

+

Полный экономический союз

+

+

+

+

+

Экономико- политический союз

+

+

+

+

+

+