Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Защита прав потребителя в США основывается на специфической правовой системе. Каждый штат имеет свое законодательство (в
том числе гражданское) и в ряде случаев концептуально отличающееся одно от другого. Если иностранный производитель или продавец
в зависимости от юрисдикции штата подпадает по ее воздействие, то следующая проблема, возникающая перед ним - действующее законодательство об ответственности за недостатки товаров (product liability).

Система законодательства США об ответственности за недостатки товаров построена на трех теориях:
1. теория небрежности (negligence);
2. теория нарушение гарантийных обязательств (warranty);
3. безвиновная ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг (strict liability).

В большинстве случаев потребитель вправе самостоятельно определять, на основе какой теории он будет строить свою юридическую позицию в рамках предъявляемых требований к ответчику. Каждый штат рассматривает эти основания иска по-разному. Соответственно, юридические стандарты, применяемые при рассмотрении иска потребителя, будут зависеть от того, какой подход используется законодательством и судебной практикой соответствующего штата. Итак, рассмотрим сущность данных теорий. Теория небрежности с позиции разумности и добросовестности, каждый субъект права является ответственным за собственную небрежность. В праве США небрежными считаются действия, которые совершены лицом без проявления заботы и усердия, которые проявило бы разумное лицо при подобных обстоятельствах. Вопрос наличия в действиях производителя небрежности
решается судом при рассмотрении иска потребителя. Небрежность в праве США, равно как и в праве Российской Федерации, имеет значение для определения вины причинителя вреда. Факт ее наличия является определяющим в решении вопроса о привлечении причинителя вреда к ответственности. Теория нарушение гарантийных обязательств в области продаж товаров существуют два типа гарантий:
1. Прямая гарантия (express warranty);
2. Подразумеваемая гарантия (implied
warranty).

Прямая гарантия (express warranty) определена в Единообразном торговом кодексе США (далее ЕТК) как любое письменное или устное утверждение или представление, сделанное продавцом о продукте (§2313 ЕТК)2. То есть, это гарантия того, что предлагаемый на продажу товар соответствует стандартам качества, безопасности, требованиям потребителя и может использоваться по назначению. Например, прямая гарантия может быть предоставлена в рамках сделанного продавцом утверждения о том, что продукт является безопасным для потребителя, если его использовать в соответствии с инструкцией изготовителя. Прямая гарантия также считается предоставленной, если в документации, являющейся приложением к продукту, или в рекламных материалах, содержится информация о том, что данный товар является безопасным для потребителя. Примером могут служить рекламные материалы изготовителя газового двигателя, описывающие продукт как “безопасный” “простой”, “надежный”, не создающий угрозы для жизни и здоровья3.” Также в соответствии с § 2313 (b) ЕТК любое описание товаров, которое является условием сделки, создает прямую гарантию на данный товар. Если, например, потребителю показывают модель или образец, и проданный товар не соответствует представленной модели или образцу, считается, что у продавца возникают прямые гарантийные обязательства.


В правовой системе США существует два типа подразумеваемых гарантий (implied warranty):
1. Первый тип – это гарантия соответствия
товара общим требованиям, которые позволяют ему быть товаром - подразумеваемая гарантия пригодности (warranty of merchantability). Это минимальные стандартные требования к любому товару, отсутствие которых, не позволяет производителю предлагать данный товар для продажи (§ 2314 ЕТК). В российском праве данный вид гарантии именуется обычно предъявляемыми требования к качеству товара[5].

В соответствии с § 2314 ЕТК, любой товар должен:
a) быть пригодным для использования в обычных целях, в которых используются такие товары;
b) быть надлежащим образом упакованным и содержать необходимую маркировку;
c) соответствовать любым фактическим обещаниям, сделанным на таре либо маркировке. 2. Второй тип – это подразумеваемая гарантия пригодности товара для конкретной цели
(warranty of fitness for a particular purposes) (§ 2315 ЕТК).

Данный вид подразумеваемой гарантии носит более определенный характер по отношению к товару. Определенность выражается в указанной покупателем цели использования товара, что в свою очередь, требует изменения его характеристик. Продавец нарушает гарантию пригодности
товара для специфической цели, если он знает о специфической цели и передает покупателю товары непригодными для их использования в
этих целях. Подразумеваемая гарантия может быть изменена соглашением сторон договора, не зависимо от ее вида. На основании первых двух теорий строится ответственность продавца за нарушение договорных обязательств. Деликтная ответственность за недостатки товаров построена
на теории безвиновной ответственности за причинение вреда (Strict Liability). Традиционно, безвиновная ответственность за вред причиненный деликтом была определена в Своде гражданских правонарушений США (Restatement of Torts) 1923 г. (далее Свод правонарушений).

Суть данной концепции заключается в следующем: тот, кто продает любой продукт с дефектом, создающим угрозу для потребителя или
для его собственности, должен нести отвественость за вред причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, или иных лиц, если:
а) продавец в рамках предпринимательской деятельности осуществляет продажу данного продукта
b) причинение вреда является очевидным при использовании товара в соответствии с его предназначением и без изменения условий его
использования.

Большинство штатов приняло данную концепцию в качестве основы[6] для защиты прав потребителей. Вопрос очевидности причинения вреда, связан с характеристикой самого товара. А именно, какой товар является очевидно опасным. Продукт, согласно Своду правонарушений, считается, необоснованно опасным, если он может причинить больший вред
потребителю, чем он мог предвидеть, приобретая или используя данный продукт.


В связи с этим основные привилегии граждан в торговых отношениях с продавцом регулируются Законом о защите прав потребителей. В соответствующем акте отмечаются ключевые положения, касающиеся всех аспектов данных отношений. Что касается основной информации, которая должна быть предоставлена любому покупателю, то она должна содержать в себе необходимые сведения о товаре.

1.3 Законодательная база по защите прав потребителей в Российской Федерации и зарубежных странах

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)


абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар[7] (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании[8] договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)


Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей.

Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать качественную продукцию. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации[9]. Оно включает следующие нормативные акты:

Конституция Российской Федерации -- согласно статьям 2О 30,37,41,42,43 граждане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и т. д.; при нарушении этих прав каждый гражданин может обратиться в суд;

Кодекс РФ об административных правонарушениях -- статьи 146, 147, 149, 150, 157 и др. определяют административную ответственность за нарушения работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей, обман покупателей и заказчиков и т. д.;

Уголовный кодекс РФ -- с. 200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей;

Гражданский кодекс Российской Федерации -- его первая часть введена в действие с 1 января 1995 г., в ней говорится о предприятиях, юридических лицах, статусе гражданина, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства; вторая часть ГК введена в действие с 1 марта 1996 г. и регулирует предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан, дарение;

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», -- регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.