Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме перечисленных законодательных актов отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми правительством Российской Федерации, органами межотраслевого управления.

Например, Правила продажи отдельных видов продовольственных[10] и непродовольственных[11] товаров, Правила продажи меховых товаров и другие.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем -- гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести, либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем)- с другой стороны.

Потребитель.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин "прибыль" надо понимать в соответствии и со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который приобретает товары (работы, услуги) и использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организации и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организации и за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамер для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.)

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).


Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими, например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Каждый потребитель согласно статье 3 «Закона о защите прав потребителей», имеет право на просвещение[12] в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Сегодня трудно представить себе человека, который никогда бы не сталкивался с проблемами при покупке товара или при получении услуги. Зачастую трудности у потребителя при защите своих прав возникают из-за недостаточных знаний в области прав потребителей. Юридическая грамотность граждан, их внимательность при покупке товара, получении услуги служат гарантией надежного исполнения продавцом (исполнителем) своих обязательств перед потребителем. Чем лучше потребитель юридически подкован, тем больше у него шансов отстоять свои права и не быть обманутым.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития защиты прав потребителей на основе анализа основных статей Федерального Закона

2.1. Анализ соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отдельных секторах потребительского рынка товаров на примере молочной продукции


Производство качественной и безопасной молочной продукции является важным фактором конкурентоспособности каждого предприятия на рынке. В современных условиях интеграции, когда Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, важность контроля качества молочной продукции был увеличен. Летом 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Это был важный шаг в продвижении отечественной продукции на международный рынок[13], но, тем не менее, он был связан с повышенной ответственностью за качество продуктов, которые всегда должны быть обеспечены в течение всего срока годности. В производстве молока и молочной продукции необходимо уделять большое внимание качеству продукции, ее рациональное использование и сохранение оригинальных полезных свойств. Качество молока и молочных продуктов оценивают по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям. Систематический контроль качества молока и молочных продуктов на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки и реализации, позволяет обеспечить население качественными продуктами питания.

В последние годы в нашей стране для обеспечения населении высококачественной продукцией ужесточают требования как к сырью, так и к готовой продукции. С 2008 г. Вступил в действие Технический регламент на молоко и молочную продукцию, согласно которому ужесточаются требования к сырью и молочной продукции. В 2013 году наибольший удельный вес забракованной молочной продукции приходится на за браковки по причине несоответствия требованиям нормативных документов, технического регламента по качеству, а также по критериям фальсификации, который составил (52,3 процента) от общего количества забракованной продукции. В 4,7 раза увеличился удельный вес забракованной молочной продукции по причине истекшего срока годности и составил 9,3 процента от общего количества забракованной продукции. В основном это цельномолочная продукция. 33,90 процента от общего количества забракованной молочной продукции приходится на нарушения требований, предъявляемых к маркировке, оформлению сопроводительных документов. По сравнению с 2013 годом в 2014 году в 2,6 раза увеличился удельный вес забракованной молочной продукции. Всего в 2014 году проинспектировано 63 тонны молочной продукции, забраковано 15 тонн (44,2 процента). Для сравнения: в 2013 году проинспектировано 61,7 тонны молочной продукции, забраковано 5,7 тонны (9,2 процента). Резкое увеличение удельного веса забракованной молочной продукции связано с за браковкой 5 тонн цельномолочной продукции у изготовителя ООО «Агрофирма «Манчажская», по недостоверным сведениям, о дате выработки на маркировке продукции (на маркировке продукции указана дата, следующая за фактической датой выработки). Динамика за браковки молочной продукции представлена в


рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика за браковки молочной продукции

В 2014 году уменьшился в 1,3 раза удельный вес забракованной молочной продукции по причине несоответствия требованиям нормативных документов, технических регламентов по качеству, а также по критериям фальсификации при одновременном увеличении в 1,4 раза удельного веса забракованной продукции по причине нарушений правил маркировки продукции, что связано с вышеуказанной за браковкой большой партии цельномолочной продукции у изготовителя по причине нарушений требований, предъявляемых к маркировке.

Вместе с тем, количество забракованной молочной продукции по причине несоответствия установленным требованиям по качеству, фальсификации в 2014 году увеличилось в 2,1 раза. За браковки по причине истекшего срока годности составили в 2014 году 9,2%, что практически на уровне 2013 года.

По сравнению с 2014 годом в 2015 году удельный вес забракованной молочной продукции снизился в 4 раза. Всего в 2015 году проинспектировано 174,8 тонны молочной продукции, забраковано 10 тонн (5,7 процента), но говорить об улучшении ситуации на потребительском рынке молочной продукции преждевременно, так как количество забракованной продукции по сравнению с 2014 годом увеличилось в 1,8 раза. Снижение удельного веса забракованной молочной продукции связано прежде всего с большим объемом осмотренной продукции у изготовителей. В 2015 году по сравнению с 2014 годом структура за браковки изменилась. Увеличился в 1,7 раза удельный вес забракованной мясной продукции по причине нарушения правил маркировки, недолжным образом оформленным сопроводительным документам и занял лидирующее положение в структуре за браковки, 64,7 процента. В 5,4 раза увеличился удельный вес забракованной мясной продукции по причине истекшего срока годности, в основном за счет колбасных изделий. Снизился удельный вес забракованной мясной продукции по причине несоответствия требованиям нормативных документов, технических регламентов по качеству почти в 3 раза при одновременном увеличении в 2,5 раза удельного веса забракованной мясной продукции по критериям фальсификации.

2.2. Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения

Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественных организаций потребителей. Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.


Сейчас можно выделить такие проблемы, как:

  • Нарушений в сфере защиты прав потребителей;
  • Небольшое присутствие профессионалов в этой области
  • В большинстве муниципальных образований межведомственных комиссий по защите прав потребителей;
  • Небольшое количество существующих общественных организаций;
  • Не знание потребителей своих прав, гарантий и способов защиты;
  • Недостаточная информированность граждан о качестве приобретаемого товара.

Комплексный характер проблем в сфере потребительского рынка, в свою очередь, определяет необходимость системного подхода к их решению, основой которого является сочетание мер административного принуждения, меры, направленные на развитие социально-ответственного и добросовестного предпринимателя, в организации системы правового образования потребителей и предпринимателей по внедрению механизмов досудебного урегулирования споров.

В связи с массовым характером нарушений прав граждан играют особую роль в информировании общественности о выявленных нарушениях. Публичное обсуждение проблем рынка направлены на мотивацию участников оборота в строгом соответствии с действующим законодательством и способствует формированию независимого грамотного потребительского поведения граждан.

Важным направлением для стабилизации ситуации на рынке является Деятельность общественных объединений, органов местного самоуправления, консультационные центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации для оказания практической правовой помощи для граждан сталкиваются с нарушением их прав, консультация клиентов, составление претензий и заявлений. Эта работа является значительным подспорьем для деятельности по системному администрированию.

Рассматривая этот вопрос, мы можем сделать вывод, что граждане неграмотны в знании своих прав потребителя. Стоит выделить эти вопросы в СМИ и разъяснять права потребителям. Это необходимо, чтобы покупатель получал достоверную информацию о качестве приобретаемого товара.[14]

Предотвратить большую часть конфликтов, и правильно построить работу с покупателями, можно только создав целостную и синхронизированную систему. Системный подход всегда дает лучший результат, чем решение отдельных проблемных вопросов.

Правильная позиция - предотвращение возможных конфликтов за счет продуманной системы взаимодействия с потребителями по всем ключевым моментам в отношениях. Для создания таких, можно использовать отечественный опыт в области сервиса в розничной торговле.