Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей. Это связано с тем, что Россия находится на стадии становления рыночной экономики, которая до сих пор не выстроила систему взаимоотношений между производителями, продавцами, потребителями. Поэтому в этот период потребитель наиболее нуждается в повышенной защите со стороны государства. Таким образом, одной из основных проблем современной России является необходимость введения и применения эффективных методов защиты прав потребителей.

В Российской Федерации провозглашены основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой области. Основным нормативным актом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей в Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей" от 7 апреля 1992 года.

Потребительское законодательство регулируют такие законы как: Закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите конкуренции», новый Закон «О рекламе» и др. Требование к законам лишь одно, не противоречить Закону РФ «О защите прав потребителей» и не ущемлять уже принятые действующим Законом права потребителей.

На первый взгляд, изменения и дополнения, внесенные в закон позволяют говорить о наличии достаточно последовательной системы норм, регулирующих отношения с участием потребителей. Но при более детальном изучении положений закона, а также проблемы их применения на практике поможет выявить серьезные недостатки в механизме правовой защиты прав потребителей.

Право на качество товара (работы, услуги) – это фундаментальное право потребителя, потому как любой гражданин, вступая в обязательственные правоотношения с продавцом, рассчитывает на достижение того эффекта, который позволит удовлетворить личные, бытовые, семейные и другие нужды в необходимой ему мере. Другими словами, в большинстве своем граждане не задумываются о неблагоприятных последствиях (и не должны задумываться), связанных с возможным приобретением некачественного товара (работы, услуги).

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях объективно существующей необходимости удовлетворения гражданами Российской Федерации собственных нужд, значимых для их жизни и здоровья либо обеспечивающих достойный уровень существования, качество производимых товаров и оказываемых услуг имеет первостепенное значение для максимального удовлетворения их потребностей.


Целью данной курсовой работы является рассмотреть «закон о защите прав потребителей РФ» и, определить, насколько он совершенен, а также рассмотреть опыт зарубежных стран в формировании этого закона и на основе всего предложить пути его развития в будущем.

Задачи курсовой работы:

- проследить становление и формирование закона, определить существующие механизмы защиты прав потребителей, проанализировать, как проводится контроль и надзор защиты прав потребителей, рассмотреть актуальные проблемы в области защиты прав потребителей, рассмотреть, где используются права о защите прав потребителей.

Объект исследования: «закон о защите прав потребителей»[1]

Предмет: статьи закона

Методы исследования: аналитические методы

Практическая значимость: полученные результаты можно использовать при анализе ситуационных задач, возникших в розничной торговле.


Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей

Основные этапы становления и развития института защита прав потребителей в зарубежных странах и в России

Законодательство в области защиты прав потребителей возникло достаточно недавно (в XX в.), однако его отдельные элементы можно обнаружить в основных памятниках истории права. За основу была взята проблема взаимоотношений, возникших между покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем. Этот сложный вопрос с давних пор волновал не только юристов, но и философов. Доказательством тому может служить раздел о торговле книги одиннадцатой Законов Платона Платомн (др.-греч., 428 или 427 до н. э., Афины -- 348 или 347 до н. э., там же) -- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Так, например, если стоимость покупки составляла пятьдесят и более драхм Драхма -- древнегреческая единица измерения массы, равная в различных полисах от 4 до 7 грамм, а также серебряная монета того же веса., продавец обязательно сообщал покупателю свое место жительства и должен был «переждать» в городе десять дней на случай «законного возвращения покупки». Здесь же указываются признаки «законного либо незаконного» возврата товара на примере купли-продажи рабов.


Если выявлять наиболее ранние нормы, касающиеся защиты прав потребителя, необходимо обратиться к одному из наиболее древних договоров - договору купли-продажи, который регулировал отношения между потребителем (покупателем) и продавцом. Так согласно Законам царя Хаммурапи Хаммурампи (букв. «Старший родич -- целитель») -- царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. -- 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. запрещалось обвешивать покупателей. К примеру, «если корчемница (женщина, профессионально содержащая питейное заведение) принимает серебро по слишком большой гире… то эту корчемницу должно изобличить и бросить ее в воду.

И все же особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право достаточно детально регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков проданного товара. Уже здесь присутствуют нормы, присущие современному потребительскому законодательству. Так продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а также предупредить покупателя о скрытых недостатках вещи, не могущих быть обнаруженных при первом осмотре.

В дальнейшем ходе истории Германское феодальное право также устанавливало ответственность за обман покупателей. Так, например, «Земское право» (первая из двух книг Саксонского зерцала Саксомнскоезерцамло (нем. Sachsenspiegel) -- старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 1221--1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии.) в параграфе третьем статьи тринадцатой книги второй указывает, что за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле (если это раскрывается) преступника следует повесить.

Французский гражданский кодекс 1804 г. Пристальное внимание уделял вопросу об эвикции вещи. Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекли ответственность продавца, а за скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан был дать гарантию.

В начале XX века защита прав потребителей поднимается на качественно новый уровень. Именно в это время появляется понятие «потребитель».

Потребительское право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.


В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей. Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг. В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльные торговли. Однако только общественного давления было явно недостаточно. Официально подтверждающее необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок. Вследствие чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации

2. Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора.

3. Право быть услышанным, что означает, гарантию каждого потребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.

4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

Этот принцип так же стал основополагающим для иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.

В 70-е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:


· право на выбор;

· право на безопасность;

· право быть выслушанным;

· право на информацию;

· право на потребительское образование;

· право на удовлетворение базовых потребностей;

· право на качество;

· право на возмещение ущерба.

В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей, содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком». Однако, классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан. Что послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международных стандартов в этой области. Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя. Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции. Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.

На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.

Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.