Файл: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме перечисленных, лицензированию подлежат также фармацевтическая деятельность, деятельность по управлению многоквартирными домами и т.д.[24]

В соответствии с Законом о лицензировании, лицензированием именуется «…деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования»[25].

При этом, лицензией называется выдаваемое государством «…специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности»[26].

Такое разрешение выдается уполномоченным государством органом (лицензирующим органом) и является обязательным условием для осуществления лицензируемой деятельности. Лицензирующий орган для каждого вида деятельности определятся государством и осуществляет деятельность не только по выдаче лицензий, но и по надзору (контролю) за деятельностью субъекта малого предпринимательства, осуществляющего лицензируемую деятельность.

При выявлении существенных нарушений осуществления лицензируемой деятельности субъектом малого предпринимательства, лицензирующий орган имеет право на приостановление действия лицензии (по общему правилу, на срок до 90 суток) или на отзыв лицензии.

Аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке по представлению лицензирующего органа, при этом деятельность лицензирующего органа сводится к подготовке и подаче документов в суда.

В ряде случаев (например, для частных охранных организаций), аннулирование лицензии влечет за собой и ликвидацию самого субъекта малого предпринимательства (в данном случае, частной охранной организации).


2.2. Особенности осуществления государственной поддержки малого предпринимательства на современном этапе

В соответствии с российским законодательством, для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены несколько видов поддержки и льгот.

Во-первых, льготы для субъектов малого предпринимательства установлены в сфере налогообложения, предоставления статистических отчетов, бухгалтерского учета и порядка ведения кассовых операций.

В сфере налогообложения, субъекты РФ и субъекты местного самоуправления «…могут устанавливать региональные и местные налоги, содержащие соответствующие льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства»[27]. Таким образом, налоговые льготы субъектам малого предпринимательства предоставляет не Российская Федерация (федеральные налоги), а субъекты Российской Федерации (региональные налоги) и муниципальные субъекты (местные налоги). Таким образом, региональным и местным субъектам предоставлено значительное право нормотворчества в области поддержки субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что установление данных льгот является правом, а не обязанностью соответствующих субъектов.

Например, законодательство г. Москвы предусматривает, что «…в случае, если налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства и дополнительно удовлетворяет ряду критериев, то налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика»[28].

Далее, субъекты Российской Федерации, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, имеют право своими законами устанавливать налоговые ставки в размере 0% для налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сфере, сроком на два налоговых периода непрерывно[29].

Впрочем, указанные льготы касаются лишь налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями и впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов.

Что качается льгот в сфере предоставления статистической отчетности, то, соответствии с Законом об МСП, «…сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется раз в пять лет»[30].


В период между сплошными статистическими наблюдениями осуществляются лишь выборочные статистические наблюдения, в форме «… ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий»[31].

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий, при этом порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством РФ[32].

Далее, субъекты малого предпринимательства имеют право не устанавливать лимит остатка наличных средств в кассе, т.е. не сдавать их в банк, а хранить у себя в кассе[33].

Необходимо отметить, что в настоящее время одной из наиболее востребованной льгот, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, является право этих субъектов на ведение упрощенного бухгалтерского учета и предоставление упрощенной бухгалтерской отчетности[34].

Вторым существенным блоком мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является создание рынка сбыта продукции (товаров, работ, услуг) путем создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд[35].

В данную инфраструктуру входят коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность и привлекаемых в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ и подпрограмм Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных программ и подпрограмм.

Значительное место среди мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства занимает система мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Согласно российскому законодательству, «…субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии, бюджетные инвестиции, а также государственные и муниципальные гарантии по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»[36].

Размер, условия и правила предоставления и распределения таких субсидий из бюджета РФ устанавливаются и регулируются Правительством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»[37].


Это же постановление конкретизирует и подробно раскрывает условия и правила исполнения расходных обязательств по поддержке малого и среднего предпринимательства органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях софинансирования[38].

В настоящее время, в качестве приоритетных направлений финансирования субъектов малого предпринимательства выделяются: финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства; предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) муниципальной собственности; содействие развитию предпринимательства среди молодежи; развитие инвестиционных проектов.

Например, в г. Кемерово с 2011 г. существует и действует Муниципальный некоммерческий фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющий, в том числе, предоставление краткосрочных и среднесрочных займов субъектов малого предпринимательства.

Для получения финансовой поддержки для субъектов малого предпринимательства предусмотрена форма заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленная Министерством экономического развития Российской Федерации[39].

При этом для использования льгот или получения иной поддержки заявителю не требуется получать специальные документы, подтверждающие его право.

В настоящее время все более широкое распространение получает организация предоставления услуг, в том числе, подача заявления о предоставлении мер государственной поддержки по принципу «одного окна», в многофункциональный центр (МФЦ).

Также к мерам государственной поддержки относятся имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, подготовка и переподготовка кадров.

Стоит отметить, что перечисленные меры государственной и муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства не являются частью единой, четкой системы мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Отсутствие такой системы, по мнению автора, значительной тормозит развитие системы малого предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной курсовой работе проблемы позволяют сделать некоторые выводы.


Во-первых, к субъектам малого предпринимательства могут относиться как физические лица (индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, так и юридические лица, которые могут быть созданы в форме:

- хозяйственных обществ;

- хозяйственных партнерств;

- производственных кооперативов;

- потребительских кооперативов.

Такое многообразие, несомненно, предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность наиболее оптимального выбора своей организационно-правовой формы.

Во – вторых, действующее законодательство устанавливает критерии, на основании которых происходит выделение субъектов малого предпринимательства, к числу которых относятся:

- структура уставного капитала;

- средняя численность работников;

- объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.

Соответствие субъекта этим критериям и дает возможность субъекту считаться субъектом малого предпринимательства, и, следовательно, претендовать на получение мер государственной и муниципальной поддержки.

В третьих, российское законодательство предусматривает разветвленную систему мер поддержки субъектов малого предпринимательства, которую можно разделить на следующие уровни:

-федеральные меры государственной поддержки малого предпринимательства;

-региональные меры государственной поддержки малого предпринимательства, осуществляющиеся субъектами Российской Федерации;

-муниципальные меры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющиеся муниципальными образованиями.

Что же касается содержания мер поддержки субъектов малого предпринимательства, то их можно разделить на следующие группы:

-установление льгот в сфере налогообложения, предоставления статистических отчетов, бухгалтерского учета и порядка ведения кассовых операций для субъектов малого предпринимательства;

-создание рынка сбыта продукции (товаров, работ, услуг) путем создания инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, т.е., создание преференций для субъектов малого предпринимательства при проведении государственных и муниципальных торгов;

-оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, в виде предоставления льготных займов и грантов субъектами РФ и муниципальными образованиями, предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) муниципальной собственности; финансирование инвестиционных проектов;