Файл: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Особо нужно отметить следующие социальные факторы этого сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес - не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.


Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и др.), которые в совокупности образуют законодательство о малых предприятиях.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, чтобы правильно, однозначно определить понятия субъектов малого предпринимательства, их признаки, основные виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать субъектов малого предпринимательства в соответствии с российским законодательством на современном этапе развития, выявить особенности правового положения и особенности деятельности этих субъектов, осветить источники правового регулирования.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-раскрыть и проанализировать основные источники правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

-раскрыть понятие и признаки малого предпринимательства;

-проанализировать порядок создания и особенности функционирования субъектов малого предпринимательства;

-проанализировать основные особенности осуществления государственной поддержки малого предпринимательства на современном этапе.

Объектом курсовой работы является общественные отношения, возникающие в сфере малого предпринимательства.

Предметом курсовой работы представляется законодательство Российской Федерации в области малого предпринимательства.

Методология и методика исследования основывается как на общенаучных методах, таких как диалектический, исторический, логический, функциональный, так и на частнонаучных методах: конкретно-социологическом, сравнительно-правовом и формально-юридическом.

Теоретическую основу данного исследования составили научные труды Д.Г. Алексеевой, Л.В. Андреевой, Л.Ю. Грудцыной, В.В. Кваниной, С.Н. Шишкина, А. В. Щепотьева и других авторов.

Нормативную базу исследования составили официальные документы и законодательные акты, действующие в Российской Федерации, принятые на федеральном и региональном уровне по вопросам малого предпринимательства.


Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Источники правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства

Правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства служит нескольким основным целям:

-определению самого понятия малого предпринимательства и понятия субъекта малого предпринимательства;

-установления критериев отнесения субъектов к субъектам малого предпринимательства;

-установления правил регистрации, ликвидации и осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства;

-установления мер государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, включая различные льготы.

В целом, система источников правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства включает в себя:

-федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере деятельности субъектов малого предпринимательства, основным из которых является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон об МСП). В целом, федеральные законы в сфере регулирования малого предпринимательства можно разделить на две категории:

-федеральные законы общей компетенции, регулирующие общие правоотношения, в т.ч., правоотношения в сфере малого предпринимательства (например, Гражданский кодекс РФ);

- федеральные законы общей компетенции регулирующие отдельные группы правоотношений, в т.ч., правоотношения в сфере малого предпринимательства (например, Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании»)[1].

Положения федеральных законов уточняются, и, в ряде случаев, конкретизируются федеральными подзаконными актами – Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Необходимо отметить, что правом нормотворчества (т.е., издания подзаконных нормативных актов) обладает и целый ряд государственных органов исполнительной власти, например, Федеральной налоговой службы России.


Помимо федеральных нормативных правовых актов, правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется на региональном (в субъектах РФ) и местном (в муниципальных образованиях) уровнях.

Многие субъекты Российской Федерации издают региональные законы, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства.

Например, в Кемеровской области действует закон «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения», предусматривающий налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства при уплате региональных налогов.[2]

Помимо региональных законов, действует еще и система региональных подзаконных актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства.

Например, в Кемеровской области действует Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области «О включении в документы территориального планирования положений о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства», регулирующее предоставление земельных участков субъектам малого предпринимательства.[3]

Для поддержки субъектов малого предпринимательства в России создаются различные общественные объединения и бизнес-объединения. Например, с 2002 г. в России действует Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»- общественное объединение, включающее в себя предпринимателей и иных граждан, объединенных в отраслевые союзы, ассоциации и гильдии.

«Опора России» является юридическим лицом, учредителем которого является Объединение предпринимательских организаций России (НП «Опора»).

«Опора России» выступает за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности.

Решение основных задач осуществляется «Опорой России» через реализацию конкретных проектов, например, исследование предпринимательского климата в России, разработка щадящего налогового режима для малого бизнеса.

Каждым из направлений деятельности «Опоры России» занимается отдельный комитет.


1.2 Понятие и признаки малого предпринимательства

Экономисты определяют предпринимательство как деятельность, которая ведется экономическими субъектами на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от реализации товаров, услуг и работ.

Что же касается юридической трактовки, то в соответствии Законом об МСП, «…к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям»[4].

При этом Закон об МСП указывает, что «… данные субъекты могут иметь разные организационно-правовые формы: это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели»[5].

Исходя из данного определения, субъектами малого предпринимательства могут быть, в принципе, субъекты практически любой организационно-правовой формы: юридические лица, такие как хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственности), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Российское законодательство устанавливает базовые критерии, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса из всех субъектов предпринимательской деятельности.

Этими базовыми критериями являются:

В соответствии с базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются:

- структура уставного капитала;

- средняя численность работников;

- объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов[6].

Что касается структуры уставного капитала, то это критерий, который применяется в отношении хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. В соответствии с этим критерием, субъект предпринимательской деятельности, чтобы считаться субъектом малого и среднего предпринимательства, должен соответствовать хотя бы одному из следующих требований:

- непревышение доли участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале субъекта в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственности (ООО) в 25% уставного капитала;