Файл: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- непревышение суммарной доли участия иностранных юридических лиц или юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства в 49% уставного капитала;

- акции субъекта предпринимательства в форме акционерного общества (АО) должны относиться к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Стоит отметить, что существуют и исключения из данных требований:

- во-первых, если деятельность хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям или участникам, которыми должны быть бюджетными или автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями;

- во-вторых, в случае, если хозяйственные общества или хозяйственные партнерства обладают статусом участника проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»[7];

- в-третьих, в случае, если учредителями (участниками) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности[8].

Следующим критерием из вышеперечисленных является среднесписочная численность работников субъекта предпринимательства, которая за предшествующий календарный год для хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, удовлетворяющих критерию структуры уставного капитала, и иных субъектов не должна превышать:

-для средних предприятий 101 - 250 человек;

- для малых предприятий - 100 человек;

-для микропредприятий - 15 человек.

Что касается дохода, т.е., объема выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовой стоимости активов, то доход от осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ и партнерств, удовлетворяющих критерию уставного капитала, и иных субъектов за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства[9].

В данной сфере предельными ограничениями являются:

- для средних предприятий - 2 млрд рублей;

- для малых предприятий - 800 млн рублей;


-для микропредприятий - 120 млн рублей.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, то категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в зависимости от величины полученного дохода, если индивидуальные предприниматели не привлекали наемных работников в предшествующем календарном году для осуществления предпринимательской деятельности[10].

Резюмируя вышесказанное, в случае, если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из перечисленных организационно-правовых форм и отвечающий всем вышеперечисленным критериям, может быть отнесен к субъекту малого (или среднего) предпринимательства.

Сведения о субъекте малого предпринимательства вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, после чего субъект получает право на соответствующую государственную поддержку.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется Федеральной налоговой службой России и его «…ведут федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, а также корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»[11].

Необходимо отметить, что критерии, определяющие принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории субъектов малого предпринимательства не являются окончательными и неизменными. Закон об МСП предусматривает, что «…в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению»[12].

2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


2.1 Порядок создания и особенности функционирования субъектов малого предпринимательства

Порядок создания субъектов малого предпринимательства, как, собственно, и всех субъектов предпринимательской деятельности, предусмотрен действующим российским законодательством.

Порядок создания субъекта малого предпринимательства определяет, в конечном итоге, правовой статус создаваемого субъекта. В соответствии с российским законодательством, субъектом предпринимательской деятельности признается субъект, осуществляющий систематическое извлечение прибыли из деятельности по продаже товаров, производства работ и оказания услуг и подлежащий обязательной государственной регистрации.

Именно этот критерий – необходимость государственной регистрации и определяет официальный статус субъекта (юридического лица и индивидуального предпринимателя). Основные аспекты государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности вообще и субъектов малого предпринимательства в частности определяются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации)[13].

В соответствии с этим законом, «…государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях…»[14].

Сам факт государственной регистрации рассматривается в качестве акта уполномоченного органа, причем, как указывает Т.А. Гусева, «… понятие «акт» имеет в данном случае двойственное значение: с одной стороны, он выступает в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего правосубъектность юридического лица»[15].

С другой стороны, акт о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, как указывает тот же автор, «… выступает в качестве правового акта, т.е. акта, документа, несущего в себе указания, обязательства юридического характера, представляя собой внешнее, документальное выражение соответствующих решений, принятых уполномоченными органами, направленное на достижение какого-либо правового результата»[16].


Срок государственной регистрации, по общему правилу, составляет не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами. Таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

ФНС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств[17].

Все основные полномочия ФНС России, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регламентированы Законом о государственной регистрации[18], а также принятыми в целях реализации отдельных предписаний указанного закона соответствующими подзаконными актами.

Отдельно стоит отметить, что государственная регистрация – это разновидность государственных услуг, поэтому за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством[19].

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (физического лица) осуществляется по месту его жительства.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр[20].

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Государственными реестрами в данном случае являются:

- Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) - для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в т.ч., фермеров;

-Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) - для юридических лиц[21], включая сюда некоммерческие организации[22].


Из указанного следует, что форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании или внесении изменений в уставные документы этого лица, одинакова и для коммерческих, и для некоммерческих организаций.

При завершении процедуры государственной регистрации, вновь зарегистрированному субъекту малого предпринимательства (физическому или юридическому лицу) выдается документ государственного образца – Свидетельство о государственной регистрации.

В соответствии с российским законодательством, к субъектам малого и среднего предпринимательства «…относятся:

1) юридические лица, созданные в форме:

а) хозяйственных обществ;

б) хозяйственных партнерств;

в) производственных кооперативов;

г) потребительских кооперативов.

2) крестьянские (фермерские) хозяйства;

3) индивидуальные предприниматели»[23].

Очевидно, что Закон об МСП закрепил исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Что же касается физических лиц, то в данном случае Закон об МСП еще более категоричен – субъектом малого предпринимательства может только физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Следующей особенностью осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства является необходимость лицензирования деятельности этих субъектов. Сразу необходимо отметить, что лицензирование – это условие, необходимое для осуществления деятельности не только субъектов малого предпринимательства. Как указывалось выше, лицензированию подлежат виды деятельности, относящиеся к подлежащим лицензированию в соответствии с российским законодательством. В соответствии с Законом «О лицензировании», подлежит лицензированию деятельность субъектов малого предпринимательства, если этот субъект осуществляет деятельность, например, по:

-производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;

-эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;

-производству лекарственных средств;

- перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

-оказанию частных охранных услуг;

-оказанию образовательных услуг;

-оказанию медицинских услуг;

-заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.