Файл: Связь эмоции с деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе от 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербальных. Полученные психологами данные заставляют задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Успех любого контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позу и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как воспринято то, что вы говорите: с одобрением или же враждебно, открыт собеседник к диалогу, или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Актуальность исследования: с момента рождения и до самой смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в человеческой деятельности.

Они оказывают огромное влияние на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, выбор профессии, дальнейшее устройство на работу или решение на рождение ребенка. Часто из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как страх, отвращение или ненависть человек принимает решения, которые не принесут ему пользы и выгоды, он прекращает общение с людьми, чьи связи ему были бы полезны, уходит из дома в неизвестность только бы лишиться ненавистного и непонятного ему чувства. Порою эмоции толкают на непонятные необдуманные поступки: насилие, ложь или же самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает.


Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Также это поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной практике. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы собеседника. Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.

Теоретическая разработанность: на протяжении длительного этапа развития отечественной психологии многими исследователями недооценивалась невербальное общение, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения.

Проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербальное общение - это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела», это сведение понятия невербальное общение к кинетике либо к отдельным его функциям.

Существует тенденция сведения его к комплексу разнообразных движений тела, что выносит за пределы средств невербального общения такие явления, как среда, костюм, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово - движение тела». Достаточно ссылки на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь.

Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; танцевальные движения; ритуалы; спортивные движения (например, аэробика), экспрессивные движения и т. д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отношение к невербальному общению и, по сути, рассматривающихся, как средство или как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других [14].


В работе будут рассматриваться особенности проявления эмоциональной сферы работников ОА «Стройдормаш», а также их умение невербально проявлять свои эмоции и адекватно понимать невербальное проявление эмоций у других людей.

Нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматическим интересам, возникшим в последнее время. Данная область психологии всегда привлекала внимание, как теоретиков, так и практиков [14]. Изучение экспрессии как внешнего Я личности есть в работах В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. Имеется целый ряд исследований, посвященных изучению невербальной коммуникации Ю.А. Алферов, М. Аргайл, Ж.Э. Амбарцумова, В.А. Барабанщиков, A.А. Бодалев, А.А Брудный, И.Н. Горелов, В.Ф. Енгалычев, B.А. Лабунская, А.А. Капнадзе, X. Миккин, Е.А. Петрова, В. П. Панферов, А. Пиз, Д. А. Рамишвили, Р. Хорст. О невербальной коммуникации и эмоциональной экспрессии подробно рассказывается в работах В.А. Лабунской. Эмоциональный интеллект и его диагностика описаны и проанализированы в работах Д.В. Ушакова.

Каждому человеку кроме знаний мимики, жестов, движений и поз необходимо знать некоторые сигналы языка телодвижений. Об этом рассказывается в книге Хорста Рюкле [30]. Подробную информацию о позах можно найти в учебном пособии для вузов.

Объект: невербальные эмоции работников предприятия ОА «Стройдомаш».

Предмет: невербальное проявление эмоций работников ОА «Стройдормаш».

Цель: изучение невербального проявления эмоций работников предприятия ОА «Стройдормаш».

Задачи:

1. Анализ теоретической основы невербальных проявлений эмоций.

2. Проведение диагностического мероприятия на распознание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам.

3. Анализ психолого-диагностического мероприятия.

Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов в управлении организации, руководителей предприятий при изучении проявления и понимания невербальных эмоций работников.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, посвященных рассмотрению проявлению невербальных эмоций работников предприятия, а именно невербального общения, как проявление эмоционального интеллекта, особенностей невербального общения работников предприятия и методов изучения и развития эмоционального интеллекта, заключения, списка литературы и приложений.


1.Теоретические основы невербальных проявлений эмоциональных состояний

1.1 Понятия об эмоциях и механизмах их возникновения

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как «аффект», «чувство» и «переживание», несмотря на различные значения, обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как «эмоции» или «эмоциональные явления».

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции.

В интроспективной психологии эмоции - это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Так в теории Джеймса-Ланге эмоции - это производные физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул «периферическую» теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса-Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека - это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений. Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал: «Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…» или «Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование».


Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить «классическую» теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с «переферической», где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции. Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции «классической» теории, а другой класс - с позиции «периферической» теории.

П. Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно (последние возникают несколько позже).

Резко критиковал теорию Джеймса-Ланге Уолтер Бредфорд Кенон. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание. Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание» являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека, эмоционального, физиологического реагирования.

В концепции эмоций отечественной (рефлексивной) психологии эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Таким образом, отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения.

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах.