Файл: Связь эмоции с деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:

1. Может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

2. Может контролировать внешнее выражение эмоций;

3. Может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [9].

Вывод

В течение всей жизни человек испытывает разного рода эмоции, которые несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, так же они связаны с потребностями личности. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

2. Анализ невербальных проявлений эмоций в фирме АО «Стройдормаш»

2.1 Проведение психологической диагностики на распознание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам

Знание теории вопроса психологии управления, несомненно, важно для психолога в управлении организацией. Но не менее важным является и знание «другой стороны медали» - практических вопросов психологии управления.


Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического прогнозирования для качественного и надежного управления.

Соблюдение этических норм и правил управленческого поведения.

Знание и соблюдение этических норм и правил поведения руководителем играет огромную роль в формировании морального и эмоционального климата в организации и в конечном итоге в достижении устойчивой управляемости организации. Культурный и грамотный руководитель, знающий этические нормы и правила поведения, сможет гораздо легче достичь управленческих целей, стоящих перед ним.

Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на наш взгляд, являются: умение выслушать собеседника, понять его не только по устной речи, но и по его жестам, мимике, то есть по невербальным средствам проявления той или иной эмоции.

Изучение собеседника по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Наиболее распространенным жестом является прикосновение или тактильный контакт. Оно считается знаком, выражающим чувства по отношению к партнеру по общению. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Много сведений о человеке передают движения рук и тела, в них проявляются состояние организма человека и непосредственно эмоциональные реакции.

«Раскрытые руки» и «расстегивание пиджака» свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. Скрещивание рук означает, что собеседник чувствует опасность или угрозу.

Жесты сомнения и неуверенности связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи. Опускание век, «почесывание уха» свидетельствуют о нежелании слушать и стремлении закончить беседу.

К жестам уверенных в себе людей относят закладывание рук за спину с захватом запястья, «закладывание рук за голову».

Очень большое значение в практике делового общения имеет мимика. По выражению лица мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то в ответ сказать и жестов. Когда люди говорят неправду, они делают попытку закрыть рот, глаза или уши руками.

Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. У человека есть свои охраняемые зоны и территории: интимная зона – от 15 до 45 см; личная зона – от 45 до120 см; социальная зона – от 120 до 360 см; общественная или публичная зона – более 360 см.


Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют). Проксемическое поведение людей включает также взаимную ориентацию людей в пространстве. Существуют следующие размещения участников переговоров: угловое расположение; позиция делового взаимодействия; конкурирующе-оборонительная позиция; независимая позиция.

На создание психологического климата существенное влияние оказывает даже форма выбранных столов.

На данном этапе нами была проведена «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс. В данном опроснике участвовало 15 человек.

Методика применяется для оценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом. К недостаткам вышеописанной методики можно отнести следующие: 
1) Утверждения, включенные в 1-3 разделы, описывают эмоциональное состояние человека лишь в диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность других эмоций, таких, например, как гнев, обида, разочарование, гордость и др. 
2) Утверждения, составляющие 4 раздел, характеризуют в основном когнитивную сферу (убеждения человека, касающиеся его возможностей), а не сферу эмоций. 

3) Обращает внимание различие в системе оценок утверждений, составляющих четыре разных раздела методики. Так, повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого, при этом самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не знающий преград, жизненная сила выплескивается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гипоманиакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь однозначно. Иначе говоря, интегральный показатель данной методики более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.


Инструкция. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите.

Опросник:

Спокойствие-тревожность 

10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. 

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно. 

7. В целом уверен и свободен от беспокойства. 

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно. 

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен. 

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен. 

3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 

1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Энергичность-усталость 

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край. 

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности. 

8. Много энергии, сильная потребность в действии. 

7. Чувствую себя свежим, в запасе значительная энергия. 

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр. 

5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает. 

4. Довольно усталый. В запасе не очень много энергии. 

3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии. 

2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 

1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.

Приподнятость-подавленность 

10. Сильный подъем, восторженное веселье. 

9. Возбужден, в приподнятом состоянии. Восторженность. 

8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен. 

6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке». 

5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе». 

4. Настроение подавленное и несколько унылое. 

3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое. 

2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно. 

1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.

Уверенность в себе беспомощность

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу. 

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях. 


8. Очень уверен в своих способностях. 

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши. 

6. Чувствую себя довольно компетентным. 

5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены. 

4. Чувствую себя довольно неспособным. 

3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей. 

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.

Обработка результатов и интерпретация

Определяют следующие показатели: 

И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка - И1 - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4);

И2 – «Энергичность – усталость»;

ИЗ – «Приподнятость – подавленность»;

И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности»;

И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:

И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где 
И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам. 

Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов

В общем виде эмоциональное состояние - характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.

Шкала «Спокойствие-тревожность»

- выше 6 баллов. В опросе испытуемый показывает преобладание «Спокойствия»: выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость;

- 5 баллов. В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Спокойствие-тревожность» без явного преобладание одного из полюсов;

- 1-4 балла. По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.