Файл: УМП Михневич. Профессия-менеджер.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1621

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частный институт управления и предпринимательства






















ПРОФЕССИЯ –
МЕНЕДЖЕР










Минск 2006

Частный институт управления и предпринимательства








Михневич А. Е.









Профессия – менеджер


Учебно-методическое пособие
по курсу «Культура управления»



















М инск 2006

УДК 658.012.4-053

ББК 65.050.9

М 69



Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства


А в т о р - с о с т а в и т е л ь

А. Е. Михневич, ведущий научный сотрудник Частного института
управления и предпринимательства, доктор филологических наук,
профессор









Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры управления,
протокол № 2 от 19.09.2006 г.





Михневич, А. Е.

М 69 Профессия – менеджер: учеб.-метод. пособие / А. Е. Михневич.– Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2006.– 54 с.


Пособие предназначено для студентов ЧИУиП по дисциплине «Культура управления». В первом разделе пособия «О качествах руководителя» содержится информация о требованиях, которые предъявляются к тем, кто хочет найти себя в управленческом труде. Во втором разделе «Тесты для самоконтроля» предлагается набор актуальных тестов. Пособие строится на основе материалов отечественной и зарубежной печати. Вдумчивому читателю оно поможет в определении степени возможности и готовности овладеть профессией современного руководителя.


УДК 658.012.4-053

ББК 65.050.9


Михневич А. Е., 2006

Частный институт управления и предпринимательства, 2006

Слово составителя

Английский глагол manage значит руководить, управлять, заведовать, стоять во главе, уметь обращаться с чем-либо, улаживать, справляться, ухитряться, суметь сделать. От него ведут свое происхождение такие важные в современном русском языке слова-термины, как менеджер – нанимаемый руководитель предприятия или фирмы; менеджеризм – теория руководства, управления производством; менеджерство – деятельность, занятие менеджера; менеджмент – совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.

Современный менеджер – это не только ответственная и уважаемая должность. Это, еще и профессия, предполагающая в руководителе наличие многих личностных и деловых качеств, специальных знаний, гуманитарной образованности, широты культурного кругозора, воли и характера. Менеджером становится не тот, кого только обучили менеджеризму – теории руководства, но тот, кто, кроме того, занимался самообразованием, самовоспитанием, самопознанием, кто готовил себя к данному виду деятельности.

Пособие «Профессия – менеджер» и предназначено для тех студентов Института управления и предпринимательства, кто хочет сознательно готовить себя к сложной деятельности современного руководителя. Пособие состоит из двух разделов. В первом («О качествах руководителя») содержится «информация к размышлению» о том, какие требования предъявляются в современном мире к главной фигуре в сфере производительного труда – менеджеру. Во втором разделе пособия («Тесты для само-контроля») читателю предлагается набор актуальных тестов для самоанализа.


Пособие «Профессия – менеджер» включает материалы из зарубежной и отечественной практики успешной подготовки специалистов по управлению, дает представление о широком спектре свойств и качеств, которыми должен обладать современный руководитель материального и духовного производства. Это пособие не может заменить систематического курса теории и практики менеджмента. Его цель – сориентировать читателя на опыт, накапливаемый в практике обучения и самостоятельной работы над тем, что сегодня понимают под словом «менеджер».


А. Михневич




Р А З Д Е Л I



О КАЧЕСТВАХ РУКОВОДИТЕЛЯ

Двенадцать заповедей хорошего руководителя

В наше время демократических перемен изменяется само представление о роли руководителя. Предлагаем вам двенадцать заповедей руководителя, которые заимствованы из школы американского менеджмента.

  1. Руководитель не должен быть погонщиком. Погонщик погоняет, руководитель ведет за собой. Погонщик полагается на свою власть, руководитель – на содействие и помощь тех, кого он ведет. Погонщик заставляет своих подчиненных жить в мире слухов, догадок и толков. Руководитель держит их в курсе дела, привлекает к решению различных проблем.

  2. Руководитель должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь эти качества показать своим подчиненным. Прямая походка, поднятая голова, четкий шаг сразу помогут выработать привычку уверенности в себе.

  3. Руководитель должен знать науку об организации и управлении.

  4. Он должен научиться ценить время подчиненных.

5. Руководитель должен быть строгим и требовательным. Но строгость и требовательность никогда не должны переходить в придирчивость и жестокость.

6. Уметь критиковать и воспринимать критику.

7. Уметь наказывать и прощать. При этом первый выговор подчиненному нужно делать наедине.

8. Руководитель должен быть приветливым и тактичным.

9. Обладать чувством юмора. Юмор обычно связан с хорошим настроением, а хорошее настроение способствует производительности труда.

10. Уметь говорить и слушать.

11. Уметь молчать. Эйнштейна однажды спросили: «Вы умеете все изображать формулами, даже самые сложные проблемы; могли бы написать формулу вашего жизненного успеха?». Эйнштейн написал: «X + У = успех. Х – умение работать, У – умение молчать».

12. Руководитель должен знать своих подчиненных. Это очень важный психологический момент, особенно в больших коллективах, где всегда есть опасность, что человек может «потеряться». Один из американских профессоров прикладной психологии Д. Лэрд приводит в пример президента крупной фирмы. Каждое утро секретарша информировала его
о том, у кого сегодня день рождения, у кого родился ребенок, кто женился. И он брал телефонную трубку и говорил: «Ну, Джордж, поздравляю, я уже знаю, что твоя дочь вчера вышла замуж!». Он считал, что такой подход обеспечивает ему успех работы.


Кандидат психологических наук А. В. Толстых.

Три правила руководителя

Непременным качеством американского бизнесмена является соблюдение им трех основных правил: анализируй, разделяй функции (обязанности) и надзирай, наблюдай, т. е. проверяй исполнение.

По мнению американских малых, и особенно крупных, деловых людей, эти правила являются непременным условием квалифицированного руководства, дающего наибольший успех в любом деле. Трудно решить, какому правилу отдать предпочтение. Эти правила могут дать хороший результат только тогда, когда их применяют в комплексе. Но для этого требуются напряженная работа руководителя и определенная сумма знаний, без которых вообще никакого дела организовать нельзя.

На первый взгляд кажется, что, опираясь на эти три принципа, руководителю якобы ничего не остается делать. Наблюдение за деятельностью американских руководителей предприятий и других организаций показывает, что работа благодаря этим принципам организуется четко, но нелегко; успешно, но с большим напряжением в труде; с активной деятельностью всех участников процесса, но при обязательном использовании силы и знаний руководителя.

Американцы, считая, что нельзя одного и того же человека оставлять на высоком посту, утверждают, что человек на высоком руководящем посту быстро истощает запас своей энергии, утрачивает инициативу, скатывается к догматизму в своих действиях. К его характеру работы привыкают, и это снижает силу его воздействия. А главное, такой человек, занимая длительное время руководящий пост, сильно изменяется, часто теряет свои лучшие качества, не обогащает управление новыми эффективными методами и стилем руководства, превращая творчество в шаблон, штамп.

По книге: Смеляков Н. Деловая Америка (записки инженера).

Менеджер с дипломом Гарварда

Гарвардская школа бизнеса – одна из самых престижных в Соединенных Штатах, принимающая на учебу молодых людей из разных стран. Абитуриент-соискатель должен иметь способность быть лидером, обладать высоким потенциалом усвоения академического материала, умением строить верные отношения с другими людьми и еще рядом качеств, которые для нас важны в одинаковой мере: одно мы не ценим выше другого.

В гарвардской школе бизнеса считают, что понятия «менеджер»
и «лидер» не идентичны. Главное качество, отличающее лидера,– четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего – эффективно, с наименьшими потерями реализовывать увиденную цель.

Журнал «Форчун» перечисляет семь требований, которые должны предъявляться человеку, претендующему на то, чтобы быть эффективным лидером. Из бесед в гарвардской школе бизнеса, из встреч с крупными бизнесменами и с журналистами, вплотную занимающимися темой управления и лидерства, я заключил, что «Форчун» вывел верную формулу. Она такова:


Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти, они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону,
и они не переносят, когда цель пути постоянно меняется.

Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.

Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно.

Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может означать крах всей карьеры.

Будь экспертом. Каждый, на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден, что лидер знает по меньшей мере столько же, сколько они сами.

Стимулируй проявление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только «да», значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.

Лидеры обладают способностью находить элегантные простые решения сложных проблем.

Таковы требования, и задача школ бизнеса, как, во всяком случае, видят ее в Гарварде, состоит в том, чтобы за два года обучения довести задатки, способности аспирантов до той степени развитости, которые позволили бы эти требования удовлетворить.

Кстати, в этой школе лекции сведены к минимуму. Там отдают предпочтение «деловым играм», смоделированным и основанным на фактах, взятых из реальной жизни. Загруженность аспирантов невероятно высока: только для того, чтобы прочитать брошюру с деталями одной из тех ситуаций, что обсуждаются на занятиях, мне понадобилось около часа. Но надо еще продумать и запомнить все детали, чтобы потом, в классе, оперировать ими совершенно свободно. И главное, надо найти правильный выход, четкое решение возникших в учебной «ситуации» проблем. А таких брошюр аспирантам надлежит одолеть четыреста за один учебный год.

Не все выдерживают подобные темпы, хотя отсев и не очень высок – всего порядка 3–4 процентов. Но труд и талант воздаются сторицей: по статистике, именно выпускники гарвардской школы занимают наибольшее число – в сравнении с выпускниками других подобных школ – высших командных постов в американском обществе.

«Фабрика лидеров», наверное, есть смысл поработать в ее цехах...

А. Шальнев, соб. корр. «Известий».

Кембридж, штат Массачусетс.

Правила эффективного партнерства

Д. Блэндин, исполнительный директор Американского форума «Бизнес – высшее образование», организации, цель которой – совершенствование взаимных контактов промышленности и университетов, предлагает несколько советов тем, кто хотел бы встать на путь такого сотрудничества – проведения совместных исследований, подготовки кадров, повышения квалификации и т. д.


Первое: цените личные связи. Успешный союз бизнеса и образования основывается не только на договорных условиях и организационных документах, но и – в первую очередь – на прочных личных отношениях. Все формальные, официальные аспекты партнерства могут быть лишь «кирпичиками», скрепляющим раствором для которых должны быть дружеские связи.

Второе: признайте, что прочные личные контакты основываются на взаимном доверии. Союз промышленности и высшей школы должен быть «улицей с двусторонним движением» и основываться на обоюдном уважении, равной ответственности и равных возможностях без какого-либо превосходства одного из партнеров. По-видимому, главное условие, благодаря которому Американский форум добивается всего этого,– неизменно равное представительство в нем деловых кругов и университетов,
а также то обстоятельство, что председателем поочередно (сроком на два года) становится представитель то одной, то
другой стороны.

Для каждой из сторон чрезвычайно важно признавать традиционную специфику целей и намерений партнера. Деятели образования должны сознавать, что главной обязанностью индустрии является получение прибылей в интересах держателей акций, а не благотворительность по отношению к высшим учебным заведениям. Представители же бизнеса со своей стороны должны понять, что университеты существуют главным образом для добывания новых знаний в ходе независимых исследований. Только при условии сохранения независимости научный потенциал университетов будет действительно служить интересам бизнеса как в исследовательской сфере, так и в сфере профессиональной подготовки. Взаимное уважение, таким образом, вырабатывается путем постоянных компромиссов и конструктивного сотрудничества.

Третье: будьте терпеливы. Для установления тесных личных связей, обеспечивающих прочность любой кооперации, требуется время. Американскому форуму понадобилось около пяти лет, чтобы его члены смогли преодолеть множество психологических препятствий на пути к взаимному доверию и уважению. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать: многие промышленники опасались, что их университетские партнеры – не более чем бесплодные мечтатели (в действительности же на ректорах американских университетов лежит ответственность за судьбу многомиллионных программ, что придает работе вузов сходство с деятельностью крупных корпораций). В свою очередь, руководителям высших учебных заведений было трудно перестать видеть в промышленниках односторонних «сухарей», игнорирующих сферу культуры. Подобные ложные стереотипы можно изжить только в ходе продолжительных дискуссий. И только когда обе стороны встают перед проблемой, требующей обоюдных усилий,– скажем, перед падением конкурентоспособности производимых в стране товаров,– барьеры начинают рушиться.