ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1673
Скачиваний: 6
В настоящее время
в теории и практике гуманитарного
образования в США наметились определенные
подходы, в контексте которых планируется
осуществлять политику гуманитаризации
подготовки бизнесменов
и менеджеров.
Первый из таких подходов соотносится
с идеей «прагматизации классики», т. е.
с изучением шедевров мировой литературы
с точки зрения их практического смысла.
Методика занятий по литературе планируется
таким образом, что анализ поступков
героев происходит в контексте «поиска
выходов из сложной ситуации», «принятия
решения по тому или иному вопросу»,
«планирования действий» и т.
д. Именно с
таких позиций излагается содержание
произведений Ф. Дюрренматта, древнегреческих
трагедий, философских сочинений Платона
и Аристотеля и др. В результате зачастую
происходит перестановка акцентов с
ведущей идеи произведения на идеи
второстепенные, привлекается внимание
к деталям, понимание которых выходит
за пределы чисто литературного познания,
подчеркиваются внеэстетические аспекты.
Аналогичный подход характерен, например,
и для анализа философских работ Г. Торо,
М. Ганди, Мартина Лютера Кинга и др.
Второй подход
соотносится с идеей междисциплинарного
построения учебных курсов. Эта идея
проработана на теоретическом и
практическом уровнях специалистами
Нью-Йоркского и Бриджпортского
университетов (М. Бауман, А. Майлс). В
учебных программах представлена
следующая номенклатура междисциплинарных
курсов: «Бизнес в литерату-ре», «Литература
и наука», «История техники», «Этика
техники», «Шекспир и менеджмент».
Перспективность таких курсов, сочетающих
блоки из гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин, отмечается в ряде практических
проектов в области образования. Примером
может служить проект «Гуманитарные
науки в XXI веке», разработанный на
отделении гуманитарных наук Нью-Йоркского
университета (см.: Bauman M. The Arts for the
Twenty-First Century // Journal of Higher Education. 1987. Vol. 58. №
1.
P. 39–45). По мнению разработчиков
подобных проектов, междисциплинарный
подход как один из вариантов подготовки
компетентных руководителей является
своеобразной разновидностью борьбы с
неприкрытым прагматизмом,
«узкотехнократическим мышлением, с
карьероманией» (Miles L. Op. cit. P. 3).
В целях привлечения бизнесменов и менеджеров к гуманитарным программам в упоминавшемся уже Бриджпортском университете пропагандируются практичность гуманитарных наук и искусств, их соотнесенность с формированием психологического мышления, необходимого для создания доброжелательного климата в руководимой организации. Владение гуманитарным знанием рассматривается также в качестве необходимой основы для стабильности служебного положения, успешного выполнения профессиональных обязанностей, умения принимать правильные решения, санкционированные соответствующими моральными установками…
Еще одним аргументом
в защиту гуманитарных наук является
следующее рассуждение: существующая в
современных условиях возможность
получить практически любую информацию
с помощью компьютера еще не может служить
основой для чувства стабильности и
уверенности
в жизни. В данном случае
целесообразно говорить о приоритете
гуманитарной культуры и необходимости
глубокого знания классики. Таким
образом, концепция третьего подхода
к гуманитаризации фокусируется
на
осознании «стабильных ценностей».
Данное понятие рассматривается
в
контексте адаптации к различным жизненным
коллизиям, умения принять наиболее
разумное решение, сориентироваться в
сложной ситуации.
В связи с
переориентацией структуры и содержания
подготовки менеджеров для усиления их
профессиональной компетентности в
американских университетах происходит
пересмотр положения гуманитарных наук.
В этой связи отметим, что эта частная
задача решается в русле общей проблемы
– гуманитаризации университетов на
основе гуманизации и гуманитаризации
технических наук, усиления статуса
гуманитарных колледжей
в общей
структуре университетов, приобщения
студентов (не только молодежи, но и
людей, обучающихся в системе образования
для взрослых)
к гуманитарным наукам,
а также к занятиям в специальных
гуманитарных центрах (они существуют
во всех крупных университетах США),
которые призваны быть основными
организациями, выполняющими «новую
евангелистскую миссию». Использование
подобной фразеологии уже само по себе
свидетельствует о серьезной переориентации
как в системе подготовки управленческих
кадров, так и в системе университетского
образования в целом. Гуманитаризация,
по мысли американских специалистов в
области образования, призвана одухотворить
технические науки, насытить подготовку
управленческих кадров предметами,
стимулирующими воображение, создать у
выпускников интеллектуально обогащенную
платформу, усиливающую любую
профессиональную и академическую
ориентацию…
Примером междисциплинарных программ для подготовки специалистов может служить страноведческая программа по востоковедению Оклендского университета (см. Oakland University Catalog, 1988–89. P. 95). Обучение по ней происходит на основе модульной системы. Предлагается три модуля: история Азии, ее государственное устройство, восточные религии. Студенту предоставляется право сделать упор на изучение одного из модулей.
Учебным планом Оклендского университета предусмотрена следующая номенклатура предметов по данному междисциплинарному курсу: история древней Восточной Азии, современная Восточная Азия, ее религии и религиозные традиции и т. д. Основной курс дополняется элективными предметами (на выбор от двух до четырех наименований).
В Университете
Св. Лоуренса в рамках исторического
модуля предлагаются курсы по древней
и современной Японии, по революционному
движению в Китае. Модуль «Государственное
устройство» содержит следующие темы:
«Правительство и политика Китайской
Народной Республики», «Коммунистические
революции», «Правительство и политическое
устройство в Юго-Восточной Азии». Модуль
«Английский язык и лите-
ратура»
нацеливает на изучение японской
художественной литературы
в английских
переводах. Модуль «Изучение религии»
ориентирует на такие предметы, как
«Религиозная жизнь в Индии», «Религиозные
традиции буддизма», «Религии Азии в
современном мире», «Мифология и популярные
религии в Индии» (см.: St. Lawrence University
Catalog, 1988–89)…
Совершенствование гуманитарной подготовки менеджеров связывается в США с введением новых технологий в учебный процесс. В этом плане значительную популярность получили разработки педагогов К. Эверарда и Дж. Морриса (см.: Everard К., Morris G. Effective School Management. London, 1985). Они принимают во внимание такие факторы, как ориентация учебного заведения на существующую культурную среду, соотносящуюся с установленной системой ценностей, разработанными оценочными критериями, превалирующим характером межличностных отношений в коллективе, принятыми стандартами поведения. Особенно важный момент данной методики – выбор состава комиссии, в задачу которой входит анализ эффективности технологических инноваций в учебном процессе.
Подготовка менеджеров может быть рассмотрена и в контексте проблемы непрерывного образования. В этом случае целесообразно обратиться к теоретическим разработкам известного специалиста в области непрерывного образования Р. Серверо (см. Cervero R. Effective Continuing Education for Professionals. San-Fransisco, 1988). Его концепция непрерывного образования строится на основе всестороннего, целостного подхода, включающего в себя следующие блоки: общие сведения об образовании взрослых; гуманитарный блок; профессиональный блок; блок практических дисциплин. По сути дела, эта концепция направлена на повышение качества преподавания и усиление мотивации обучаемых.
Разработка Серверо ориентирована на следующие принципы:
– организация эффективных практических занятий, необходимых для полноценной переподготовки специалиста;
– планирование такой программы обучения, которая соответствовала бы культурному климату и материальным возможностям учебного заведения, а также запросам обучаемых;
– высокий уровень организации учебного процесса, при котором возможно использование всех педагогических достижений и качественного учебно-методического обеспечения, получивших широкое распространение в наиболее престижных учебных заведениях, профессиональных ассоциациях и в сфере бизнеса;
– планирование разнообразных форм учебной деятельности, позволяющих привлекать обучаемых с различным уровнем подготовки и различными профессиональными запросами;
– развитие у
обучаемых способности решать нестандартные
задачи,
с которыми слушатели системы
непрерывного образования нередко
сталкиваются в своей повседневной
трудовой деятельности;
– вовлечение обучаемых в совместную деятельность по разработке проектов, соответствующих их профессиональной направленности;
– оценка эффективности той или иной программы обучения в процессе дискуссий путем сравнения с другими альтернативными программами (для проведения компетентной экспертизы по оценке эффективности рекомендуется сотрудничество с другими организациями и специалистами из сферы системы непрерывного образования).
Указанные принципы положены в основу ряда подходов к построению программ непрерывного образования…
Что же касается других учебных дисциплин, входящих в эту программу подготовки менеджеров, то здесь следует упомянуть курсы по профессиональной этике и цикл занятий, направленный на развитие письменных и устных коммуникативных умений и навыков. Разработчики программы особо подчеркивают перспективный характер подготовки менеджеров по предлагаемой ими концепции. «Студенты, подготовленные по программе такого типа, получат надежные знания по основным и сопутствующим дисциплинам, позволяющие им стать специалистами завтрашнего дня» (Ibid. P. 40).
И. Шахнина. Вестник
высшей школы.
М., 1990. № 1. С. 83–86.
Как и чему учат управляющих американских фирм
Менеджер... В США это слово окружено ореолом почтения, хотя обозначает оно людей, порой далеко отстоящих друг от друга на социальной лестнице, значительно отличающихся по размерам заработной платы – порой в десятки раз. Менеджеры – управляющие всех рангов – от «рядового» начальника участка до президента корпорации-гиганта. Менеджер не только должность, это профессия, требующая определенного набора деловых качеств, специальных знаний.
О ТРЕБОВАНИЯХ,
предъявляемых американскими фирмами
к менеджерам, знаниях и навыках, которыми
они должны обладать, мне удалось подробно
услышать вдали от заводских и корпоративных
офисов –
в тиши аудиторий университета
Дьюка, что находится на окраине г. Дарем
в штате Северная Каролина. При университете
существует Школа администрации бизнеса
– иначе, школа менеджеров. На фоне
темно-серых под старинную готику учебных
корпусов университета школа менеджеров
выделяется современной архитектурой.
На университет пожертвовал свои миллионы
табачный «король» Дьюк, на школу
менеджеров – фабрикант Фукоа. В «нагрузку»
дали им свои имена и даже определили
архитектуру построек.
– Мы тесно связаны с бизнесом,– говорит декан школы менеджеров профессор Т. Келлер, сам плотный, энергичный, больше похожий на бизнесмена, чем на ученого,– выполняем по контрактам с корпорациями консультационные работы, ведем исследования в области управления. Но главная наша продукция – дипломированные менеджеры.
– Менеджер,– продолжает Т. Келлер,– одна из самых распространенных профессий. Это любое лицо, занимающееся управлением. Как правило, это, если не считать собственников компаний, люди назначаемые. Выборность руководящих кадров в США дело немыслимое.
Есть общие требования, предъявляемые к менеджерам любого уровня. Они должны уметь управлять людьми, занятыми производственной деятельностью, разбираться в законах и условиях функционирования частного бизнеса. В школе менеджеров аудитории с новейшими видеопроекторами, лаборатории, уставленные персональными компьютерами. Студенты – старше своих однокашников с других факультетов, серьезнее – в их облике мало что говорит о беззаботных студенческих годах.
В школу бизнеса
принимают людей с дипломом колледжа –
это первая, четырехлетняя ступень
университетского образования,
соответствующая нашему понятию
«незаконченное высшее». С производственным
опытом: на дневном отделении это три
года практической работы и десять – на
вечернем. Прием ведется на базе опросной
анкеты и трех рекомендаций от лиц, хорошо
знающих абитуриента. В них подробно
освещаются личные
и деловые качества
поступающего, прежде всего способность
руководить людьми. Два письменных
экзамена. Один по комплексу математических
дисциплин. Второй – изложение, выявляющее
способность к логическому мышлению и
владение языком. На дневном отделении
учатся два года, на вечернем – 25 месяцев,
без каникул, по два вечера в неделю
(каждое занятие длится три часа)…
Выпускник школы менеджеров получает университетский диплом – степень магистра в области администрации бизнеса. Ежегодно 60 тысяч американцев становятся дипломированными менеджерами.
Почему же среди студентов так мало людей с инженерной подготовкой, ведь менеджеры – командиры производства?
По словам Т. Келлера, вопросы решения конкретных производственных задач не являются главным в обучении менеджера. В своей деятельности на производстве он может получить необходимую помощь от консультативных фирм. В управлении американских фирм, напоминает Т. Келлер, велика доля подразделений, не занимающихся непосредственно производством. Это прежде всего огромные сбытовые подразделения, службы финансов. Кроме того, следует учитывать и то, что в американской экономике в последние годы снижается доля промышленности и растет вес сектора услуг (под этим, правда, понимается весьма широкая сфера деятельности – от финансов до строительства).
Ознакомление с учебной программой школы менеджеров свидетельствует о большом внимании, которое уделяется анализу финансового положения компании и маркетингу.
Каждый менеджер должен чувствовать себя «сейлсменом» – «коммивояжером», сбытовиком, считает Т. Келлер, уметь разбираться в законах конкуренции, твердо ориентироваться в стихии рынка.
В университете гордятся тем, что школа менеджеров вошла по результатам опроса корпораций в десятку лучших в Соединенных Штатах. Это оправдывает высокую плату за учебу – около 12 тысяч долларов в год. (Учеба на дневном отделении оплачивается самими студентами, на краткосрочных курсах – фирмами).
Здесь учатся не только американцы. Среди студентов граждане Японии, КНР, ряда западноевропейских стран.
Среди тех, кто создает высокую репутацию школе Фукоа,– профессор Т. Нейлор. У него разносторонние научные интересы – от компьютерных экономических моделей (в России опубликована его книга на эту тему) до проблем деловой этики. Он читает курс «корпоративной стратегии» – один из основных.