Файл: МАРКЕТИНГ (основные понятия и термины).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 449

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частный институт управления и предпринимательства






О. М. Овечкина

А.Б. Ткачев













МАРКЕТИНГ

(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ)


















Минск

2012





УДК 339.138

ББК 65.051

О-31

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Частного института управления и предпринимательства



С о с т а в и т е л и:

О.М. Овечкина, кандидат экономических наук, доцент

А.Б. Ткачев, магистр экономических наук



Р е ц е н з е н т ы:

В.А.Воробьев, заведующий кафедрой экономической теории БГЭУ, доктор экономических наук, профессор;

И.В. Махоркина, старший преподаватель кафедры международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь




Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры мировой экономики и экономической теории УО ЧИУиП

Протокол № 5 от 16.12.2011г.





Овечкина, О.М. Ткачев, А.Б.

О-31 Маркетинг (основные понятия и термины): Учеб.-метод. пособие./

О. М. Овечкина, А.Б. Ткачев – Минск: Частный инст-т упр. и

предпр., 2012. – 19 с.


Изложены основные понятия и термины по маркетингу. Предназначено студентам экономических специальностей Частного института управления и предпринимательства для более глубокого усвоения дисциплины, подготовки к практическим и семинарским занятиям, экзаменам и зачетам.


УДК 339.138

ББК 65.051


О. М. Овечкина, Ткачев А.Б., 2012

I SBN 985-6639-45-Х Частный институт управления и предпринимательства, 2012


Введение



Учебно-методическое пособие дает представление об основных наиболее употребляемых в маркетинге терминах. В условиях изучения самостоятельных дисциплин, таких как «Маркетинг», «Маркетинг и ценообразование», «Маркетинг предприятия», «Международный маркетинг», студентами различных экономических специальностей понятийный аппарат повышает степень восприятия и усвоения знаний по основным направлениям маркетинговой деятельности.

Классики мировой науки утверждали, что искусство мыслить – это умение оперировать понятиями и категориями, устанавливать между ними взаимосвязи и взаимозависимости, для формирования правильной оценки явлений и процессов.

Составители поставили задачу – дать краткое и доступное толкование основных категорий маркетинга, наиболее часто встречающихся в различных публикациях отечественных и зарубежных авторов, сохраняя при этом их научность.

Термины расположены в алфавитном порядке.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам для подготовки к практическим и семинарским занятиям, экзаменам и зачетам.


А


Абсолютные экономические преимущества страны – совокупность уникальных природно-климатических, сырьевых и трудовых ресурсов, которыми располагает страна.

Агент – посредник, выступающий в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала), представляющий интересы покупателя или продавца, выполняющий лишь небольшое количество функций и не принимающий на себя права собственности на товар.

Агент поставщика – представитель производителя, может работать на несколько предприятий-производителей, обеспечивая поставку не конкурирующих между собой взаимодополняющих товаров.

Агент торговый – лицо, действующее от имени предприятия и выполняющее одну или несколько функций, таких как выявление потенциальных клиентов, налаживание коммуникаций, осуществление сбыта, организацию обслуживания.

Агентство – учреждение, которое ведает делами торгово-промышленного предприятия (главного учреждения) по его полномочию или поручению.

Агентство рекламное – посредническая организация, которая предоставляет своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию, организации, осуществлению и размещению рекламы. Рекламное агентство существует на средства от комиссионных вознаграждений со стороны владельцев средств массовых коммуникаций и гонораров, получаемых от клиентов, рекламодателей.

AIDA (Аttention, Interest, Desire, Action внимание, интерес, желание, действие) – 1) принятое в маркетинге выражение, соответствующее последовательности реакции на рекламу потенциального покупателя, используется как одна из самых распространенных моделей рекламного обращения; 2) основной принцип деятельности маркетолога, предложенный в 1896 г. Э. Левисом (США).

Анализ – процесс исследования, систематизации и сопоставления фактов с последующим использованием и применением результатов для принятия управленческого решения.

Ассортимент товаров – 1) группа товаров, объединенная назначением, диапазоном цен и отношением потребителя к данным товарам; 2) группа товаров, которые используются вместе, продаются одной и той же группе потребителей, распределяются через один и тот же тип торговых точек и (или) находятся в заданном диапазоне цен.

Ассортиментная группа – это набор то­варов, взаимосвязанных рядом общих признаков.

Ассортиментная позиция – это конкретный продукт (марка или размер продукции), вхо­дящий в ассортиментную группу.

Аудит маркетинга – независимая проверка всех или отдельных видов маркетинговой деятельности организации в целом (или отдельных хозяйственных единиц) для выявления существующих проблем или резервов.

Аукцион – публичный вид реализации товаров (публичные торги), основанный на конкурсе покупателей за приобретение товара по цене, либо наивысшей («английский»), либо наименьшей («голландский»).



Б


Баннер – рекламный носитель, представляющий собой графический файл, помещаемый на web-страницу издателя и имеющий ссылку на web-сайт рекламодателя.

Биржа – коммерческое предприятие, организационно оформленная, регулярно функционирующая форма оптовой купли-продажи по стандартам или образцам.

Брокер – 1) вид посредника, заключающего сделки продажи или покупки за счет доверителя (продавца или покупателя); 2) торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли-продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцами и покупателями и содействует в проведении переговоров.

Брэнд – комплекс ассоциаций, формирующих в сознании потребителя положительное восприятие товара.

Брэндинг – деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя упаковки, товарного знака, рекламных обращений и других элементов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющий товар среди конкурентных и создающих его образ.

Бюджет – финансовая возможность, основанная на соотношении доходов и расходов.


В


Внешнеэкономическая деятельность – сфера предпринимательства, связанная с выходом предприятий (фирм) на внешний рынок.

Выставка – 1) кратковременное мероприятие, периодически проводимое, как правило, в одном и том же месте, в рамках которого значительное число предприятий (фирм) одной или нескольких отраслей, представляют образцы своих товаров для их демонстрации, ознакомления и заключения торговых сделок; 2) форма продвижения продукции и коммуникации с контрагентами (определенная местом и временем), основанная на демонстрации продукции.


Д


Дилер – вид посредника – частное лицо или фирма, занимающееся перепродажей (куплей-продажей) товаров (чаще всего от своего имени и за свой счет). Дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки.

Дистрибьютор – независимый посредник, осуществляющий деятельность по закупке продукции с целью ее перепродажи, ведущий операции от имени производителя, но за свой счет.

Доля рынка – 1) удельный вес товара определенной фирмы в общем объеме реализации этого товара на конкретном рынке (часть рынка, охваченная продукцией конкретной фирмы); 2) отношение объема продаж продукта организации к суммарному объему продаж продуктов определенного типа всех организаций, действующих на конкретном рынке.


Е


Емкость рынка – 1) объем (количество) конкретного товара, который может быть реализован на данном рынке за определенный промежуток времени (месяц, год); 2) суммарный объем конкретного продукта, который может быть куплен определенной группой потребителей, в течение определенного периода на данном рынке.


Ж


Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – период пребывания (обращения) определенного товара на рынке от его появления до его ухода, совокупность этапов жизнеспособности товара на рынке (внедрение, рост, зрелость, упадок).



И


Имидж (товара, фирмы) – представление покупателей о престиже предприятия, качестве изготавливаемых ею товаров и оказываемых услуг, репутации руководителей; формирование и поддержание устойчивого положительного образа товара, предприятия.

Информация маркетинговая – совокупность данных, получаемых в ходе исследования рыночной системы, используемых в сфере маркетинга.

Информация вторичная – 1) данные или факты, собранные для целей, не связанных с маркетинговой деятельностью, но используемые в маркетинговых целях; 2) обработанная ранее информация, которая включает в себя данные, опубликованные в открытых источниках, официальных изданиях государственных учреждений, книгах, отчетах организаций, СМИ, Интернет.

Информация первичная – 1) достоверные (точные) данные, связанные с конкретной маркетинговой проблемой (полученные через опрос, анкетирование, наблюдение, имитацию, опыт, эксперимент); 2) информация, целенаправленно собранная маркетологами с помощью специализированных методик и технологий.

Информационная система маркетинга – организация маркетинговой деятельности, включающая субъектов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа и оценки оперативной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений.

Интернационализация экономики – процесс вовлечения предприятий в международную деятельность, в экономическую жизнь мирового сообщества.


К


Каналы распределения (товародвижения, сбыта) – 1) пути и способы передвижения товаров, совокупность фирм и лиц, принимающих на себя право собственности на товар (услугу) при передвижении его от производителя к потребителю; 2) совокупность организаций и отдельных лиц, включенных в процесс доведения продукции до конечного потребителя.

Канал распределения прямой – система товародвижения без посредников, с использованием прямых договорных связей, когда производители и конечные потребители непосредственно взаимодействуют друг с другом.

Канал распределения косвенный – система товародвижения через посредников, действующих на различных уровнях системы сбыта (оптовом, розничном) и выполняющих, в зависимости от уровня, определенные функции.

Канал распределения вертикальный – канал, состоящий из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система.

Канал распределения горизонтальный – канал, состоящий из независимых производителей и посредников, каждый из которых представляет собой автономную организацию и стремится обеспечить себе максимальную прибыль, иногда в ущерб другим участникам сбыта (или всей системе в целом).

Канал рекламы − комплекс рекламных средств одного вида, способствующих распространению рекламной информации.

Качество товара – совокупность свойств и характеристик товара, наиболее полно удовлетворяющая определенные потребности в соответствии с его назначением.