Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Следует отметить, что техническое задание и есть тот основной документ, который определяет основные требования и поэтапный порядок создания АС. С помощью ТЗ разрабатывается документация на всю систему в целом, которая может работать как самостоятельно, так и составе других систем.
Техническое задание должно соответствовать современным требованиям развития науки и техники, быть разработано на аналогичных требованиях, которые предъявляются к зарубежным и отечественным аналогам.
Техническое задание на проектирование АС разрабатывается на основании исходных данных, которые содержатся в итоговой документации. Данная стадия «Исследование и обоснование создания АС», соответствует ГОСТ 24.601.
Техническое задание состоит из ряда разделов и подразделов (рисунок 6).
В раздел «Общие сведения» входит:
- полное наименование системы и ее условное обозначение;
- шифр темы или шифр (номер) договора;
- наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;
- перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы;
- плановые сроки начала, и окончания работы по созданию системы;
- сведения об источниках и порядке финансирования работ;
- порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно методических) комплексов системы.
Рисунок 6. Содержание технического задания
В раздел «Назначение и цели создания (развития) системы» входит:
- назначение системы;
- цель создания.
В техническом задании описываются основные требования к структуре систем и их функционированию, а именно:
- проводится перечень подсистем;
- характеризуется их назначение;
- описываются основные характеристики подсистем;
- предъявляются требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
- описываются способы и средства основной связи для информационного обмена между звеньями систем;
- описываются требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматически, пересылкой документов, по телефону и т. п.);
- описываются требования к режиму функционирования;
- описываются требования, которые предъявляются к диагностированию систем;
- описываются перспективы развития системы и ее модернизации.
В требования к надежности для системы в целом или ее подсистем включают:
- состав и количественные значения показателей надежности;
- перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей;
- требования к надежности технических средств и программного обеспечения;
- требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
ТЗ так же содержит требования по безопасности, которые должны соблюдаться при монтаже, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы. Требования, которые обеспечивают безопасную работу обслуживающего персонала. Например: защита от шумового, вибрационного фона, от недопустимых уровней освещенности и т.д.
Поэтому к требованиям по эргономике и тех. эстетике относят показатели систем, включающих в себя необходимую безопасность взаимодействия обслуживающего персонала с машиной и его комфортность.
Одним из важных требований, которые рассматриваются в техническом задании – это требования, которые обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа. Данные требования установлены НТД и действуют в отрасли заказчика.
Так же в этих требованиях описываются действия, которые направлены на сохранение информации при авариях, потери питания, неполадок в техническом обслуживании и т.п. то есть все те действия, которые необходимы для обеспечения сохранности информации в системах.
Требования к средствам защиты от внешних воздействий содержат:
- требования к радиоэлектронной защите средств АС;
- требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям (среде применения).
В ТЗ предусмотрены и требования патентной чистоты, которая представляется в виде перечня стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота системы и ее частей.
Раздел «Требования к видам обеспечения» (в зависимости от вида систем) содержит требования:
- к математическому обеспечению;
- к информационному обеспечению;
- к лингвистическому обеспечению;
- к программному обеспечению;
- к техническому обеспечению;
- к метрологическому обеспечению;
- к организационному обеспечению;
- к методическому обеспечению;
- другим видам обеспечения.
К математическому обеспечению относят требования к области и составу, способам использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.
К информационному обеспечению предъявляют требования:
- к способам организации, составу и структуре организации АС;
- к информационному обмену между компонентами системы;
- к информационной совместимости со смежными системами;
- по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
- по применению систем управления базами данных;
- к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и. представлению данных;
- к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
- к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных;
- к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ 6.10.4).
К лингвистическому обеспечению относят:
- требования к применению в системе языков программирования высокого уровня;
- требования к применению языков взаимодействия пользователей и технических средств системы;
- требования к кодированию и декодированию данных;
- требования к языкам ввода-вывода данных;
- требования к языкам манипулирования данными;
- требования к средствам описания предметной области;
- требования к способам организации диалога.
В требованиях к программному обеспечению приводится перечень покупных программных средств. И прописываются требования:
- к независимости программных средств от используемых СВТ и операционной среды;
- к качеству программных средств;
- к способам его обеспечения и контроля;
- к согласованию новых разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.
Требование технического обеспечения:
- к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе;
- к функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам средств технического обеспечения системы.
В требованиях к метрологическому обеспечению характеризуется:
- предварительный перечень измерительных каналов;
- требования к точности измерений параметров и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
- требования к метрологической совместимости технических средств системы;
- перечень управляющих и вычислительных каналов системы, для которых необходимо оценивать точные характеристики;
- требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств встроенного контроля, метрологической пригодности измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и испытаниях системы;
- вид метрологической аттестации с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.
Организационное обеспечение применяют:
- к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;
- к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АС и персонала объекта автоматизации;
- к защите от ошибочных действий персонала системы [6].
Порядок контроля и приемки системы включают:
- виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
- общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
- статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).
Оценку (определение) экономической эффективности АСУ проводят для:
- анализа и обоснования целесообразности создания функционирования и развития АСУ;
- установления основных направлений применения АСУ;
- выбора наиболее экономически эффективного варианта разработки и внедрения АСУ;
- отражения показателей экономической эффективности АСУ в нормах, нормативах и планах предприятий, объединений, министерств;
формирования соответствующих показателей государственной статистической отчетности; - определения размеров отчислений в фонды экономического стимулирования за создание АСУ [3].
Интегральные народнохозяйственные затраты З на объекте создания АСУ определяют по формуле:
З=)αt
где
T - длительность расчетного периода;
- текущие издержки (себестоимость), включая затраты на эксплуатацию АСУ в году ;
- все виды единовременных затрат на создание АСУ в году;
- остаточная стоимость выбывающих в год основных фондов;
αt - коэффициент, используемый для приведения разновременных результатов и затрат к базисному году.
При оценке экономической эффективности АСУ используют обобщающие и частные показатели. Основные обобщающие показатели экономической эффективности АСУ следующие:
- снижение издержек производственно-хозяйственной деятельности на объекте управления в результате разработки и внедрения АСУ;
- повышение производительности труда;
- экономию по видам ресурсов;
- высвобождение работающих;
- повышение качества выпускаемой продукции.
Годовая экономия (годовой прирост прибыли) от разработки и внедрения АСУ включает в себя:
- годовой прирост прибыли, вызванный увеличением объема хозяйственной деятельности (производства, услуг или работ) при разработке и внедрении АСУ;
- годовой прирост прибыли за счет сокращения сроков строительства, а также ускорения освоения новой продукции (услуг) в результате разработки и внедрения АСУ;
- экономию текущих затрат на производство продукции, услуг или работ в условиях функционирования АСУ;
- экономию прочих затрат, не входящих в себестоимость производства или работ, обеспечиваемую функционированием АСУ как непосредственно на объекте внедрения, так и в сопряженных сферах и отраслях.
Заключение
Подводя итог нашей работы можно сделать вывод, что настоящий стандарт вводимых в эксплуатацию для всех уровней управления АСУ распространяется на автоматизированные системы управления всех видов и назначений, а так же их частей.
Но следует отметить, что для каждой конкретной АСУ цель ее создания состоит в обеспечении наиболее полного использования потенциальных возможностей объекта управления для решения, поставленных перед ним задач. И эффективность АСУ определяют с помощью сопоставления результатов от ее функционирования и затрат всех видов необходимых ресурсов для ее развития и создания.
Поэтому оценка эффективности АСУ проводится:
- во время формирования требований, которые предъявляют к АСУ;
- при проведении анализа создаваемых и функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;
- когда проводят выбор наилучшего варианта создания, развития АСУ;
- при формировании целесообразного варианта создания АСУ по критерию "эффективность - затраты".
Целесообразные варианты построения АСУ выбирают путем балансирования показателей приращения эффективности Э, получаемой за счет создания или совершенствования АСУ, и затрат Q.
Математически это выглядит так:
max Э при Q = const
или в виде обратной задачи:
min Q при Э = const
В тех случаях, когда приращение эффекта представлено в денежном выражении, определяют экономическую эффективность АСУ.
Так же в своих исследованиях мы достигли поставленной цели, т.е. были проведены теоретическое исследование современного развития автоматизации муниципального управления.
И выполнены следующие задачи:
- Изучена литература по теме нашего исследования.
- Определены понятия «АС и АСУ», состав и структуру АС и принципы ее создания АС.
- Даны теоретические обоснования автоматизации муниципального управления.