Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности, анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. МВФ осуществляет постоянный строгий надзор (раз в год) за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики (консультации с правительственными учреждениями стран-членов) и многосторонние обсуждения (обычно два раза в год)[68].

МВФ предоставляет странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд также активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами. За время своей деятельности МВФ действительно превратился в универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он играет важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств, служит ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Как и любая международная организация, МВФ является и инструментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. Международные экономические организации (в т.ч. МВФ) привнесли много нового в практику и правовой статус международных организаций, послужили образцом для множества других организаций универсального и регионального характера[69].

Существует две категории кредитов, предоставляемых МВФ: льготные и не льготные. Основными заемщиками МВФ являются: Украина, Ирландия, Греция, Португалия. Греция задолжала МВФ 32 млрд долларов, Португалия должна 26,5 млрд. долларов США, Ирландии задолжала около 23 млрд. долларов и, наконец, Украина должна около 18 млрд долларов . Хотя известно, что все эти кредиты не получают в один транш и обычно выдаются под 2-4 % год[70].

Итак, список крупнейших заемщиков МВФ доказывает тот факт, что эта организация предоставляет кредиты странам, которые терпят финансовые кризисы и другие экономические трудности. МВФ предоставляет кредиты постепенно в течение определенного периода времени.

В 2018 году Международный валютный фонд предоставил кредиты на сумму почти 10 миллиардов долларов на 16 стран, а также 1,2 млрд долларов в качестве займов с нулевой процентной ставкой, предложенных 13-ти развивающимся странам с низким уровнем доходов. Таким образом, Международный валютный фонд предоставляет финансовую помощь и кредиты и другого рода помощь нуждающимся странам. Услуги таких международных финансовых организаций являются действительно полезными и многие страны выиграют от них. Со дня создания МВФ помог многим нуждающимся странам[71].


2.2. Негативное влияние МВФ на мировой финансовый рынок

Необходимость определения обстоятельств отрицательного влияния программ такого международного финансового института, как МВФ, связана с обусловленностью принятия правительствами решения о подписании программ Фонда, а также может помочь международным финансовым институтам создавать их программы такими, чтобы они оказывали положительный эффект на экономику и государство в целом.

Многие исследователи отмечают, что большое количество программ МВФ не являются успешными. Для обоснования данного утверждения рассмотрим два аспекта: первый - влияние программ МВФ на возможность правительственного кризиса, второй - влияние программ МВФ на темпы экономического роста. В рамках первого аспекта рассмотрим причины, влияющие на вероятность государственного кризиса, а также переменные, непосредственно связанные с возможностью политического кризиса, вследствие принятия программы МВФ[72].

Во-первых, причиной роста нестабильности могут являться затруднительные и ущербные для экономики условия программы. Как правило, они могут быть полезными, если рассматривать их действие в долгосрочном периоде, однако в краткосрочном периоде такая политика может нанести серьезный ущерб населению.

Рассмотрим ситуацию, в которой программа МВФ может спровоцировать правительственный кризис: большинство политиков одобряет программу, предложенную МВФ, и хочет ее осуществить, другая часть правительства видит в составляющих программы аспекты, которые могут сломить население, и поэтому требует изменения условий. Данная ситуация потенциально может являться причиной кризиса, например, когда какая-либо коалиция угрожает уходом из правительства[73].

Во-вторых, программа может показать низкое качество проводимой государством политики, а также некомпетентность правительственных чиновников, что также может являться причиной кризиса. В частности, компетентные политики не будут обращаться к международным финансовым организациям для взятия кредита, в то время как экономика находится в затруднительном положении, однако решением некомпетентного правительства будет именно получение кредита.

В-третьих, отрицательное влияние на страну-реципиент оказывают высокие расходы на ведение переговоров с МВФ. Таким образом, мы можем увидеть, что программы МВФ действительно могут стать причиной государственного кризиса, однако не всегда поводом к нему является программа, в некоторых случаях программа лишь показывает некомпетентность власти и тем самым индуцирует распад[74].


Что касается переменных, непосредственно связанных с большими политическими кризисами, то согласно исследованиям Мартина Гассебнера и Ричарда Джонг-а-Пина, ими являются: политический режим и его продолжительность, несколько форм политической жестокости (партизанская война, убийства, чистки), массовые гражданские протесты, демонстрации, бунты, забастовки, а также экономический рост на душу населения.

В соответствии с их точкой зрения, государственные кризисы наиболее вероятны в демократических политических системах. Партии в таких системах могут легко выражать свое мнение на противоречивые политику и события, что может послужить импульсом к началу кризиса. Исследователи находят государственные кризисы более вероятными, чем массовые гражданские протесты и политическую жестокость, представленную высоким коэффициентом демонстраций и убийств. Более того экономический рост, предшествующий году внедрения программы, сокращает вероятность политического кризиса на один процент[75].

Разница средней скорости экономического роста стран (при количестве наблюдений равному 1024), принимающих участие в программах МВФ, и стран, не принимающих участие в данных программах, составляет 2,35 %. Причем, независимо от показателей внутри страны на момент подписания программы.

Необходимо обратить внимание, что в 97 % случаях страны оставались в рамках программ МВФ. Хотя у них были неплохие резервы и низкий дефицит, рост в этих странах был на 1,02 % медленнее, чем в странах, имевших такие же условия, но не принимавших участие в программах. А страны, которые не принимали участие в программах, даже с условиями низких резервов и высоким дефицитом имели рост на 1,79 % выше[76].

Можно сделать вывод, что подписание программ МВФ может повлечь за собой недостаточный экономический рост, при прочих равных условиях. Положительный вклад программ МВФ в экономики разных стран неоспорим. Однако следует заметить, что большое количество стран сталкивается с отрицательными последствиями влияния программ на экономики. Это говорит, как о несовершенстве программ, так и о низком качестве, принятых политиками решений. Поэтому, для того чтобы программа МВФ принесла положительные результаты, необходимо рассматривать соотношение позитивных и негативных влияний программы на экономику, тщательно исследовав программу с разных сторон. В таком случае вероятность нанесения программой ущерба будет минимальной, соответственно не последует государственных кризисов, а темпы экономического роста качественно возрастут[77].


Например, Россия и Китай хотели даже покинуть МВФ и создать ей альтернативу, однако эта идея не пришла в жизнь, потому что китайская Валюта была признана в качестве резервной валюты внутри МВФ.

Кроме того, есть группа людей, которые предполагают, что МВФ является организацией, которая полностью регулируется и управляется США в целях контроля над развивающимися странами и регулирования глобальной экономики и финансовой системы для собственных нужд, и выгоды. Таким образом, учитывая тот факт, что МВФ доминируют богатые страны, некоторые люди называют данную организацию «клубом богатых стран»[78].

Другое дело, что требования и рекомендации, которые являются обязательными для стран, которые хотят занять деньги у МВФ иногда могут быть вредными для национальной экономики заемщика.

Например, чтобы получить кредит от МВФ, Украина обязана была:

- повысить пенсионный возраст, ликвидировать институт специальных пенсионных пособий;

- увеличить цены на газ и электроэнергию для муниципальных предприятий на 50% и 40% соответственно;

- отменить все льготы и повысить налоги на 50% в транспортной деятельности[79].

Без каких-либо сомнений можно говорить о том, что такие условия и требования, как минимум, являются спорными, особенно для граждан Украины, которые страдают от этих ограничений. Кроме того, зачастую в МВФ советуют странам ослабить их трудовое законодательство путем исключения законов, коллективных договоров и подавляя заработной платы, например, иностранным инвесторам. Принцип МВФ «гибкости труда» позволяет корпорации вести огонь по наитию и двигаться, где зарплаты не самые дешевые.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ МВФ, РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ

Объективная необходимость совершенствования деятельности МВФ определяется потребностью усиления его регулирующей функции и координирующей роли как мирового финансового института в условиях глобализации мировой экономики. Рассмотрение деятельности МВФ свидетельствует о его стремлении реагировать на изменения в мировой экономике. Однако медленный темп и недостаточная гибкость адаптации его функциональных и институциональных особенностей к этим изменениям дает основание утверждать, что этот процесс недостаточно эффективен, учитывая новые глобальные вызовы и потребности стран-членов[80].


В условиях экономической глобализации, проявляющейся в усилении интернационализации хозяйственных связей и взаимозависимости стран мира, требуется укрепление роли МВФ для противодействия локальным финансово-экономическим и долговым кризисам, смягчения их негативных последствий. Фонду необходимо лучше учитывать потребности различных групп стран-членов, в том числе беднейших. Требуется не только совершенствование механизмов «пожарного кредитования», но развитие его превентивных форм[81].

Необходимо учитывать, что МВФ стал подлинно универсальным мировым финансовым институтом, получившим широкое признание в качестве ключевого органа межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных отношений, международного кредитора и гаранта платежеспособности государств-заемщиков, накопил обширный экспертный опыт.

Можно выделить четыре направления, по которым разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности:

1. Источники ресурсов МВФ. В условиях мирового финансово-экономического кризиса обострилась проблема хронического недостатка ресурсов МВФ, вследствие чего он не смог оказать оперативной антикризисной помощи странам-членам, что усугубило последствия экономического спада[82].

Рекомендация: проанализировать достаточность средств для выполнения своих функций, прежде всего предоставления кредитов странам-членам. Распространение кризисных потрясений актуализировало вопрос модернизации ресурсной базы МВФ по линии совершенствования традиционных форм и поиска новых источников привлечения средств. Ввиду того, что МВФ является организацией, основанной на сходных с акционерным обществом принципах, основным источником пополнения его капитала являются регулярные пересмотры квот стран-членов[83].

Они осуществляются, с одной стороны, для увеличения ресурсов Фонда, а с другой стороны, связаны с изменением соотношения сил между странами в мировой экономике и появлением новых экономических центров. Дискуссионным остается вопрос о дальнейших раундах увеличения квот: разовые пересмотры для отдельных государств и выработка универсальных критериев для их отбора или более предпочтительные, на наш взгляд, единовременные корректировки для всех стран-членов при регулярных увеличениях капитала, оптимальные для большинства государств при условии их удовлетворенностью используемой формулой расчета квот.