Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности, анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В контрольных показателях основное внимание уделяется областям, где потребность в улучшении ситуации наиболее велика — это сотрудники категории специалистов из стран Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Центральной Азии, Восточной Азии, а также руководители-женщины. Ввиду значительного прогресса и большого резерва кадров из стран с переходной экономикой контрольные показатели для этих стран были отменены[45].

Действенность организации поддерживают две важные сильные стороны управленческой структуры Фонда.

Во-первых, это компактная структура управления, состоящая из одного директора-распорядителя и трех его заместителей, которые в тесном контакте с руководящими сотрудниками управляют организацией. Эта структура делает возможным быстрый обмен информацией и облегчает централизованный контроль над учреждением, что обеспечивает его адаптируемость при сохранении значительной степени последовательности в его действиях[46].

Во-вторых, ключевые характеристики управленческой структуры Фонда позволяют ему быстро реагировать, выполняя свою функцию «пожарника», когда какая-либо страна сталкивается с кризисом платежного баланса или финансовым кризисом.

Руководство, опираясь на персонал, установило четко отрепетированный порядок действий для подготовки программ использования ресурсов Фонда (ИРФ) государствами-членами: оно оценивает проблемы, разрабатывает и согласовывает предъявляемые условия и координирует оказание финансовой помощи с другими кредиторами. Доклады персонала содержат справочную информацию для рассмотрения и утверждения Исполнительным советом пакетов финансовых мер и обеспечения широкой поддержки со стороны государств-членов[47].

Управление этим процессом обычно осуществляется быстро и последовательно, что возможно благодаря жесткому и централизованному контролю над персоналом и его деятельностью. В этом отношении МВФ положительно выделяется среди других международных организаций[48].

В ходе анализа были помечены еще два недостатка.

Во-первых, участие министров в работе Фонда является слабым, кроме случаев системного кризиса или принятия решений по вопросам политики. Ключевые функции, требующие сильного заинтересованного отношения со стороны политических кругов, — например, определение главных целей Фонда, осуществление надзора на высоком уровне, — не пользуются большим вниманием. Более того, политическое руководство на высоком уровне осуществляется за рамками формальной управленческой структуры Фонда, главным образом через различные неформальные объединения стран[49].


Во-вторых, отсутствует четкое деление ответственности между руководством и Исполнительным советом или, в некоторых случаях, между Исполнительным советом и МВФК. Дублирование работы в одних областях и пробелы в других снижают действенность и эффективность и подрывают подотчетность[50]. В Статьях соглашения МВФ не проводится четкого разграничения обязанностей Исполнительного совета и руководства в отношении деятельности МВФ, и поэтому не ясно, в чем заключается «управление и контроль», а что будет сочтено чрезмерным микроуправлением. Кроме того, некоторые члены Исполнительного совета недовольны ролью МВФК, особенно на уровне заместителей, в обеспечении стратегического управления[51].

Таким образом, при формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран МВФ выполняет роль посредника в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую потребность в заемных средствах, - с другой. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств кредиторам[52].

1.3. Анализ основных направлений деятельности МВФ

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

- экономический надзор;

- кредитование;

- развитие потенциала[53].

Рассмотрим каждый из них более подробнее.

1. Экономический надзор. Надзор — это общий термин, охватывающий процесс, посредством которого МВФ осуществляет наблюдение за международной валютно-финансовой системой и изменениями в мировой экономике, а также ведет мониторинг экономической и финансовой политики его 188 государств-членов[54].

В рамках ежегодной проверки состояния финансовой сферы, известной как надзор, МВФ выявляет возможные риски для стабильности и предоставляет рекомендации о необходимых корректировках политики. Таким образом, он помогает международной валютно-финансовой системе служить ее основной цели — содействовать обмену товарами, услугами и капиталом между странами, поддерживая тем самым устойчивый экономический рост[55].


Надзор МВФ имеет два основных аспекта: надзор на двусторонней основе, или оценка экономической политики каждого государства-члена и предоставление рекомендаций по вопросам политики, и надзор на многосторонней основе, или наблюдение за мировой экономикой. Благодаря интеграции надзора на двусторонней и многосторонней основе МВФ может обеспечивать более комплексный и последовательный анализ «вторичных эффектов», то есть того, как политика одной страны может влиять на другие страны[56].

Центральным элементом надзора на двусторонней основе являются так называемые консультации в соответствии со Статьей IV, по наименованию статьи в Статьях соглашения МВФ, которая предусматривает проведение обзора экономических изменений и мер политики в каждом из 188 государств-членов МВФ. Консультации охватывают широкий круг вопросов, которые считаются критически важными с макроэкономической точки зрения — налогово-бюджетные, финансовые, валютные, денежно-кредитные и структурные, — с заострением внимания на рисках и факторах уязвимости и ответных мерах политики[57]. В процессе консультаций в соответствии со Статьей IV участвуют сотни экономистов МВФ. Консультации представляют собой двусторонний диалог по вопросам экономической политики с властями страны, а не оценку страны Фондом. Миссия МВФ, как правило, встречается с должностными лицами из правительства и центрального банка, а также другими заинтересованными сторонами, такими как члены парламента, представители деловых кругов, гражданского общества и профсоюзов, чтобы помочь оценить экономическую политику и направление экономического развития страны[58].

Персонал МВФ представляет доклад Исполнительному совету МВФ, как правило, для обсуждения, после чего консультации завершаются, и резюме заседания передается властям страны. В подавляющем большинстве случаев оценка Совета публикуется в форме пресс-релиза, наряду с докладами персонала МВФ, с согласия соответствующего государства-члена.

В 2019 финансовом году МВФ провел 131 консультацию в соответствии со Статьей IV. МВФ также проводил надзор за финансовым сектором со времени кризиса в Азии, с особым акцентом на необходимости его укрепления после глобального финансового кризиса 2008 года[59].

Надзор на многосторонней основе включает мониторинг глобальных и региональных экономических тенденций и анализ вторичных эффектов политики государств-членов для мировой экономики. Основные доклады о надзоре на многосторонней основе публикуются два раза в год: «Перспективы развития мировой экономики» (ПРМЭ), «Доклад о глобальной финансовой стабильности» (ДГФС) и «Бюджетный вестник» (БВ).


В ПРМЭ приводится подробный анализ состояния мировой экономики и затрагиваются вопросы, представляющие актуальный интерес, такие как текущие глобальные финансовые потрясения и экономический спад[60].

В ДГФС приводится обновленная оценка состояния и перспектив мировых финансовых рынков и выделяются дисбалансы и факторы уязвимости, которые могут создавать риски для стабильности финансовых рынков[61].

В БВ приводятся обновленные среднесрочные бюджетные прогнозы и оцениваются изменения в государственных финансах. МВФ также публикует доклады «Перспективы развития региональной экономики» (ПРРЭ) в качестве составной части своих Обзоров мировой экономики и финансов[62].

2. Кредитование. Кредиты МВФ предназначены для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста. Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ. В то же время последний мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных сетей финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки. В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по нельготным процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях[63].

Таким образом, основными направлениями деятельности МВФ являются экономический надзор, кредитование и развитие потенциала. Ее главная цель состоит в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни.

.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СРАВНЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ


2.1. Оценка положительных сторон МВФ на мировой финансовый рынок

В последнее время деятельность Международного Валютного Фонда оказывает влияние не только на мировую экономику в целом, и экономику отдельных государств в частности, но и на их политическую обстановку, а также внутреннюю политику. Часто государство кредитор предоставляет займы под негласным условием проведения определенной внутренней и внешней политики государством-заемщиком, что ущемляет его суверенитет и ставит под сомнение начальные благие цели[64].

МВФ играет ключевую роль в международной мировой экономике по следующим причинам:

1. Осуществляя регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его соглашений, фиксирует принципы мировой валютной системы, согласованные правила поведения в мировом сообществе.

2. МВФ выступил проводником принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами[65].

3. МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долгосрочной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» Special Drawing Rights или сокращенно – SDR.

SDR – условная денежная единица, которая предназначена для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов с Фондом. Страна, имея счет в SDR, может получать в обмен на них в других странах нужную ей конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на SDR путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом Фонд учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов[66].

4. МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов.

5. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений.

6. МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов, и особенно предоставление странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников[67].