Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности, анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд (МВФ) был основан более 70 лет назад, после окончания Второй мировой войны. Основатели МВФ стремились создать организационную структуру, нацеленную на то, чтобы заложить основы международного экономического сотрудничества, и чтобы избежать повторения катастрофической экономической политики Великой депрессии 1930-х годов и последующей Мировой войны.

С тех пор мир значительно изменился, многие страны вступили в период экономического роста и процветания, благодаря которому миллионы людей избежали бедности, особенно в Азии. Основная задача Международного валютного фонда состояла в том, чтобы обеспечить глобальное общественное благосостояние и финансовую стабильность. МВФ в настоящее время продолжает свою миссию: он предоставляет форум для сотрудничества по международным валютным проблемам, способствует экономическому росту, сокращению бедности и развитию международной торговли, способствуя тем самым созданию рабочих мест. В то же время Фонд способствует стабильности валют стран-членов организации и открытию международной платежной системы.

Международный валютный фонд считает, что его главная задача - помочь странам воспользоваться преимуществами процессов глобализации, одновременно устраняя его потенциальные риски и опасности. Глобальный экономический кризис ясно показал, насколько взаимосвязаны страны в современной мировой экономике. Наблюдаемая в настоящее время глобализация, характеризующаяся массовыми перемещениями капитала, оказывает влияние на политический выбор стран-участниц во многих областях, в том числе в области регулирования труда, торговых и налоговых отношений.

Международный валютный фонд является ключевым учреждением, предназначенным для борьбы с международными финансовыми кризисами.

В условиях нехватки государственных средств и значительного сокращения капиталовложений правительство любой страны сталкивается с вопросом привлечения иностранного капитала или получения международного займа. Это заставляет страны обращаться за кредитами в международные финансовые институты, в том числе в Международный валютный фонд как наиболее важный и важный институт международных экономических отношений.

Нынешнее состояние валютного и финансового сотрудничества многих стран с этим международным институтом создает настоятельную необходимость совершенствования всех систем, лежащих в основе механизма сотрудничества, как страны-заемщика, так и внешних кредиторов. Необходимость реформирования нынешней структуры МВФ для более эффективной работы в условиях современных реалий предопределила актуальность данной темы.


Целью курсовой работы является рассмотрение целей, функций и особенностей МВФ, а также выработка рекомендаций по совершенствованию его деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих отдельных задач:

      • раскрыть цели и функции Международного валютного фонда;
      • рассмотреть особенности функционально-организационной структуры МВФ;
      • провести анализ основных направлений деятельности МВФ;
      • выявить преимущества и недостатки в современной деятельности МВФ;
      • основываясь на проведенном анализе, разработать рекомендации по совершенствованию деятельности МВФ.

Объектом исследования является современная деятельность Международного валютного фонда.

Предметом исследования выступает современные особенности деятельности МВФ, формирующие запрос на проведение необходимого реформирования Фонда.

Информационной базой работы послужили монографии и научные статьи в периодических рецензируемых научных изданиях таких видных авторов, специализирующихся на тематике исследования МВФ, как А.Л. Бардин, А.И. Афоничкин, И.Ю. Ващенко, Е.А. Кротова и многие другие.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы курсовой работы. Определена цель, поставлены задачи, выбран объект и предмет исследования, подробно прописана структура работы, позволяющая получить представление о структуре и результатах проведенного исследования.

В первой главе производится рассмотрение целей, задач, а также особенностей функционирования Международного валютного фонда.

Во второй главе проводится анализ преимуществ и недостатков деятельности МВФ.

В третьей главе рассматриваются направления реформирования его структуры, а также даются краткие рекомендации по совершенствованию деятельности.

В заключении сделаны выводы об особенностях функционирования Международного валютного фонда, а также выделена основная проблематика, влияющая на необходимость реформирования деятельности МВФ.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА


1.1.Цели и функции Международного валютного фонда

Потрясения начала XX века - Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война во многом предопределили структуру и функции МВФ. Уже после Первой мировой войны ставился вопрос о необходимости многостороннего межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако ни одна конференция не дала ожидаемых результатов[1].

На протяжении 1930-х годов было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом.

Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике - в промежутке между 1929 и 1932гг. цены на товары во всем мире упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63%[2].

Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием[3], а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик. Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей. Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран, за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения[4].

Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены, Европа почти полностью была оккупирована Германией, Франция пала, Британская империя отчаянно боролась за свое существование, СССР вел ожесточенные бои под Москвой. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты[5].

В отношении того, какой мировой порядок следует построить после окончания войны, в американском обществе существовал уверенный консенсус: недопущение повторения британского опыта создания империй на базе силового контроля над слабыми обществами; уважение принципа национального самоопределения; создание системы коллективной безопасности; создание мирового экономического сотрудничества на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности[6]. Уничтожение всех дискриминационных барьеров, замена двусторонних экономических отношений многосторонними, что позволило бы всем странам, по мнению американских стратегов, получить выгоды от мировой экономической конкуренции, равного доступа к сырью, экономической специализации на основе принципа «сравнительных преимуществ»[7].


В таком открытом, многостороннем мире, где действуют универсальные, единые для всех законы взаимодействия, где существует взаимозависимость, вероятность возникновения нового мирового конфликта будет значительно снижена, ибо, как выразился заместитель министра финансов США Г. Уайт, «лучшие соседи - это процветающие соседи».

Во время Второй мировой войны в США было создано огромное количество комитетом, задачей которых была разработка нового мирового порядка. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако все они сходились во мнении о необходимости создания регулирующих специализированных институтов. Эти институты должны были сохранять и в случае ослабления Соединенных Штатов воспроизводить порядок в различных сферах мировой политики и экономики, т.е. «международные режимы»[8].

Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать международная организация – Организация Объединенных Наций. Кроме координирующих функций ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности. Разработкой важнейших международных экономических режимов занимались также разнообразные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции[9].

Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания)[10].

План Д.М. Кейнса во многом отражал интересы Великобритании и был призван облегчить ее валютно-финансовое положение. Предлагалось создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности, он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства – банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов.

Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором они должны были иметь счета в банкорах. По этим счетам по плану Кейнса должен был допускаться овердрафт, что обеспечивало бы в определенных пределах автоматическое взаимное кредитование стран – покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов[11].


План Г. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», а первоочередной целью должна была стать стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Г. Уайт подчеркивал, что поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках[12].

В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал намного легче идет в страну, где он получает наибольшую прибыль в отсутствии риска валютного обесценения. Первоначально план предусматривал создание стабилизационного фонда размером 5 млрд. долл., состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-участниц, для выдачи краткосрочных кредитов на финансирование дефицитов платежных балансов. При этом стабилизационный фонд имел право в одностороннем порядке изменит валютный курс страны-заемщика, принудить страну отменить валютный контроль[13].

Такие полномочия стабилизационного фонда слишком явно затрагивали экономический суверенитет стран-членов и в таком виде был не приемлем. Поэтому первоначальная редакция плана была существенным образом переработана[14].

Окончательный вариант плана Г. Уайта был опубликован в 1943 году. Он подвергся обсуждению экспертов из 30 стран и в окончательном варианте преследовал несколько целей: оказание помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий упрочения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер[15].

Интересно что, несмотря на то, что главной долгосрочной целью плана Г. Уайта было создание универсального мира «открытых дверей», «интернационального капитализма» с господством многосторонних экономических и политических отношений. В среднесрочном плане в качестве промежуточных шагов он допускал преобладание более закрытой формы капитализма или «национального капитализма», который должен был позволить странам не допустить усугубления экономического кризиса через достижение полной занятости, пусть даже ценой снижения экономической эффективности. Для реализации этих целей предусматривалось, что Фонд будет иметь ресурсы не менее 5 млрд. долл.[16].