Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности, анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпуск облигаций МВФ так же мог бы способствовать преодолению постоянного дефицита его ресурсов. Однако для этого требуется их распространение и на частный сектор. Справедливо, что пополнение ресурсов Фонда подобным способом имеет ряд преимуществ для государств-участников, а именно: определенность срока и размера заимствований, отсутствие необходимости ратификации национальными законодательными органами соответствующих договоренностей, возможность учета данных ценных бумаг в составе официальных международных резервов. В случае высокой ликвидности и более стабильной котировки в сравнении с ценными бумагами государств-эмитентов мировых валют номинированные в СДР облигации Фонда могут стать одним из способов диверсификации официальных валютных резервов стран-членов[84].

Однако в условиях глобального долгового кризиса, нестабильности фондового рынка, а главное - более низких в сравнении с рыночными процентами по облигациям МВФ, рассчитываемых как средневзвешенное значение процентных ставок по краткосрочным долговым инструментам в валютах корзины СДР (долларе, евро, иене, фунте стерлингов), они вряд ли будут привлекательны для многих покупателей[85].

2. Модификация управления. Рекомендация направлена на приведение системы управления Фондом в соответствие с изменением соотношения сил в мировой экономике, претерпевшее изменение в результате тенденции повышения доли развивающихся государств в мировом ВВП и соответствующего снижения доли развитых стран. Необходимо повысить доли развивающихся государств в общей сумме голосов за счет увеличения их квот в капитале и повышения их представительства в управлении Фондом посредством изменения состава и принципа формирования Исполнительного совета МВФ[86].

Для защиты интересов наиболее бедных стран-членов дополнительной мерой может выступить утроение количества базовых голосов и создание механизма их распределения, обеспечивающего их постоянное соотношение к общей сумме. Таким образом, корректировка размера квот и распределения голосов государств должно стать главным инструментом изменения текущего управления. Кроме того, Фонду необходимо уточнить процедурный порядок корректировки квот отдельных стран при общих пересмотрах его капитала, например, установить, какая часть его увеличения должна осуществляться пропорционально квотам, а какая отражать изменение соотношения сил в мировой экономике. Это позволило бы отказаться от вызывающих недовольство ряда стран специальных пересмотров[87].


3. Совершенствование кредитной политики. Традиционными формами кредитования МВФ являются кредит stаnd-bу и для долгосрочных нужд - расширенное кредитование

До мирового финансово-экономического кризиса 2007-2008 гг. в связи со снижением спроса на кредиты Фонда и объемом предоставляемых средств предлагалось унифицировать их форму с более гибкими условиями для заемщиков[88]. Внедрение подобной инициативы могло предоставить возможность лучше учитывать их специфические особенности. Резкое усиление нестабильности потребовало увеличения масштаба кредитования Фондом стран-членов для реализации антикризисных программ. С этой целью, можно рекомендовать увеличение лимитов, сроков и доступности займов, а также смягчение порядка предоставления ресурсов МВФ.

Облегчение доступа государств-членов МВФ к его средствам - один из основных факторов усиления регулирующей функции Фонда для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса. Совершенствование кредитной политики Фонда с учетом уроков мирового кризиса можно осуществить, в первую очередь, по линии развития превентивных форм кредитов для государств со стабильными экономическими показателями[89].

Перечисленные меры направлены не только на совершенствование антикризисной помощи, но и на развитие системы раннего предотвращения кризисных потрясений. Однако, побочным эффектом масштабного «резервирования» ресурсов по открываемым кредитным линиям может стать увеличение риска дефицита средств МВФ, что требует расширения их источников.

4. Изменение надзорной и регулирующей функции МВФ. В соответствии со статьей IV своего устава Фонд осуществляет надзор за состоянием мировой валютной системы и мирового финансового рынка, а также за экономической и финансовой политикой стран-членов с целью выявления возможных рисков внутренней и внешней нестабильности и разработки рекомендаций по стабилизации экономического развития[90].

Эта функция Фонда осуществляется по направлениям, представленным в таблице 1.

В ходе анализа таблицы 1. можно сказать, что Фонд концентрировался на развитие четырех направлений надзора, а именно: выявление рисков и макрофинансовых связей, понимание «многосторонней перспективы» (определение стран в глобальном контексте и анализ международных экономических взаимосвязей); оценку внешней стабильности мировой валютной системы[91].


Таблица 1 - Основные направления надзорной функции МВФ

Двусторонний надзор

Региональный надзор

Многосторонний надзор

Национальный уровень надзора

Региональный уровень надзора

Глобальный уровень надзора - наблюдение за мировой экономикой

Оценка политики каждого государства члена (вопросы курсовой, денежно-кредитной, налогово-бюджетной, финансовой политики) и публикация Фондом по итогам консультаций, соответствующих докладов.

Доклады о перспективах развития региональной экономики

Выделено пять регионов:

1. Ближний Восток и Центральная Азия

2. Азия и Тихий океан

3. Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа

4. Африка к Югу от Сахары

5. Западное полушарие (Южная Америка и Карибской регион)

«Перспективы развития мировой экономики»: наиболее существенные вопросы - текущие глобальные финансовые потрясения, экономический спад; «Доклады по вопросам глобальной финансовой стабильности»: последние оценки состояния глобального финансового рынка, его перспектив и выявление дисбалансов и факторов уязвимости, которые могут создавать риски для его стабильности;

«Бюджетный вестник»: последние среднесрочные прогнозы по налогово-бюджетной сфере и оценка изменений в области государственных финансов.

Источник: материалы IMF Survеillаnсе: httр://www.imf.оrg/ехtеrnаl/nр/ ехr/fасts/surv.htm (Дата обращения: 10.02.2020)

Рекомендация: МВФ необходимо проводить объективный и комплексный надзор за экономикой и финансовым сектором стран - членов, взаимовлиянием их политик и рисками в мировой экономике[92]. Совершенствование надзорной функции МВФ необходимо сосредоточить на следующих направлениях:

- нацеленность на обеспечение финансовой стабильности посредством усиления надзора за финансовым сектором на национальном и межгосударственном уровнях, повышение его прозрачности;

- мониторинг и оценка рисков (системного и рисков низкой вероятности);

- выявление взаимосвязей между экономическими секторами и странами;

- определение взаимовлияния экономических политик государств-членов;

- ориентация надзорной деятельности на восстановление экономического роста и обеспечение устойчивого развития[93].

Таким образом, нерешенная проблема реформирования Фонда, которая заключается в систематизации всех видов рисков возникновения и распространения кризисов на основе нового ориентира МВФ для обеспечения экономического роста и финансовой стабильности. Кроме того, дальнейшее укрепление взаимодействия Фонда с другими международными экономическими организациями представляется важным шагом в этой области развития надзора и регулирования[94].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 году в ответ на Великую депрессию и вторую мировую войну с целью укрепления валютного сотрудничества, финансовой стабильности и экономического роста во всех странах.

Международный валютный фонд способствует международной финансовой стабильности и валютно-финансовому сотрудничеству. Он также направлен на содействие международной торговле, высокому уровню занятости и устойчивому экономическому росту, а также снижению уровня бедности в мире. МВФ управляется и подотчетен 188 странам-членам организации.

В ведении МВФ входит мониторинг глобальных экономических тенденций и показателей, предупреждение стран-членов о потенциальных проблемах, участие в политическом диалоге и консультирование правительств стран-членов по решению экономических проблем. МВФ работает с развивающимися странами, чтобы помочь им достичь макроэкономической стабильности и сократить бедность.

Количество голосов, которыми обладают члены Совета управляющих, зависит от доли соответствующей страны в уставном капитале фонда, так называемой квоте, которая имеет сложную процедуру расчета. Квота в определенной степени отражает «вес» страны в мировой экономике.

Источники доходов Международного валютного фонда включают взносы государств-членов, выплачиваемые ими при вступлении в Фонд или во время периодических проверок. Кроме того, доходы МВФ включают выплаты по кредиторской задолженности, продажу дополнительных кредитов, кредиты для пополнения ресурсов по квотам. У Соединенных Штатов самая большая квота, около 17,5% от общего количества взносов.

В функции МВФ входит мониторинг экономики стран-членов, анализ текущей ситуации, выявление проблем страны, препятствующих экономическому развитию. МВФ также проводит консультации с менеджерами центральных банков и другими менеджерами, чтобы предоставить им различные рекомендации, помочь найти новые направления для экономического развития, а затем, при необходимости, фонд предоставит стране кредит в твердой валюте, чтобы страна могла перейти в более производительный сектор. работать над улучшением существующей экономической системы.

С появлением МВФ многие страны смогли более эффективно использовать весь свой экономический потенциал. Средства из экономик развитых стран с помощью МВФ поступают в неразвитые страны, что оказывает положительное влияние на обе стороны взаимодействия.


Однако, несмотря на расширение надзора МВФ, его регулирующие полномочия остаются скромными, поскольку возможности его влияния на экономическую политику развитых стран ограничены. В случае потенциальной уязвимости и негативных последствий их экономической политики это не может ограничиваться переговорами с соответствующим государством или многосторонними консультациями, а не применением соответствующих санкций. На наш взгляд, укрепление регулирующей функции МВФ возможно путем принятия обязательных стандартов для всех стран-участниц.

Нерешенная проблема реформирования Фонда, которая заключается в систематизации всех видов рисков возникновения и распространения кризисов на основе нового ориентира МВФ для обеспечения экономического роста и финансовой стабильности. Кроме того, дальнейшее укрепление взаимодействия Фонда с другими международными экономическими организациями представляется важным шагом в этой области развития надзора и регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андронова Н. Э. Проблемы реформирования мировой финансовой архитектуры в условиях финансовой глобализации // Экономические науки. - 2012. - № 5.
  2. Антюшина В.В. Доллар против евро // Банковское дело. - 2017. - № 2. - С. 44 - 49.
  3. Аттокурова Н.С. Международный валютный фонд: теория и практика, проблемы и перспективы. Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2015. - № 28-1. - С. 37-42.
  4. Афоничкин, А.И., Топорков, А.М. Теоретические аспекты формирования параметров стратегии устойчивого развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2015. - №1(33). – С. 21 – 25.
  5. Бардин А.Л. Роль международных финансовых институтов в глобальном политическом управлении (на примере МВФ и Всемирного банка). - Московский государственный институт международных отношений (университет). Москва, 2018. – 163 с.
  6. Бесланеева Д.А. Роль Международного валютного фонда в финансовой системе мира. Сборник: Молодые экономисты - будущему России сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых // ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». - 2016. - С. 88-91.
  7. Булашова В.А., Аждов Н.В. МВФ и его роль в международных валютно-кредитных отношениях. Сборник: Тенденции развития экономики России и стран СНГ Материалы международной заочной научно-практической конференции // Новосибирский государственный аграрный университет. - 2015. - С. 27-30.
  8. Васильев, А.Н., Ножнин, И.Н., Щукина, А.Я. Сравнительный анализ степени реализации устойчивого развития стран мира и России // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева – 2018. - №3(34). – С. 43 – 50.
  9. Ващенко И.Ю. Правовое регулирование МВФ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 1. № 2. - С. 63-69.
  10. Ващенко И.Ю. Регулирование международного валютного фонда. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (21-24 апреля 2016) // Актуальные проблемы юридической науки: в 5 томах. Том 3. – Тольятти: Изд-во Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 78-85
  11. Гусакова А.Б., Кузнецова А.С., Ступникова А.А. Особенности взаимоотношений Российской федерации с МВФ // Сборник: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. - 2016. - С. 259-261.
  12. Гусар С.А. Валютная пара «евро-доллар» и ее роль в формировании новой глобальной международной валютной системы // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 21. - С. 7 - 10.
  13. Ильин Е.Ю. Участие Международного валютного фонда, «Группы двадцати» и ЕС в реформировании системы глобального регулирования // Вестник МГИМО Университета. - 2016. - № 1. - С. 80-87.
  14. Кашаев Н.Х., Белухина Е.О.К вопросу о реформировании Международного валютного фонда // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 4 (95). - С. 44-47.
  15. Кондратов Д. Н. Актуальные подходы к реформированию валютной системы // Общество и экономика. - 2019. - № 2. - С. 5 – 46.
  16. Коннов В.А. К вопросу о юридических особенностях выделения международным валютным фондом финансовой помощи Украине // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 8. - С. 159-161.
  17. Кротова Е.А. Прогноз показателей экономики России МВФ //Сборник: Современные вопросы развития финансовой системы сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. - 2016. - С. 246-248.
  18. Кряжева-Черная П.С. Основные этапы кредитной деятельности Международного валютного фонда // Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам Х международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 446-450.
  19. Кузнецов В. А. Функция регулирования МВФ // Мировое и национальное хозяйство. - 2016. - № 4 (39). - С. 37 - 46.
  20. Кузнецов В.С. Проблемы соперничества региональных валютных регуляторов и МВФ // Актуальные проблемы развития международных валютных, кредитных, финансовых отношений в условиях глобализации и регионализации. Сборник научных статей /. – М.: Финансовый университет, 2018. – 264с.
  21. Майстрович Е.В. Влияние международного валютного фонда и всемирного банка на суверенитет государств // Правозащитник. - 2015. - № 1. - С. 65 – 69.
  22. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип для институциональной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. № 2. - С. 4–6.
  23. Рахимова В.Г. Реформа Международного валютного фонда 2016 года // Сборник: Современные исследования экономических проблем: российский и зарубежный опыт сборник научных трудов. ООО «ИНТЕЛ+». - Москва, 2016. - С. 114-117.
  24. Сапрыкина В.Ю. Финансовая глобализация и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2014. - № 1. - С. 77-81.
  25. Сеньков М.И. Финансовая глобализация как причина роста вероятности возникновения финансовых кризисов // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - № 1. - С. 8.-15.
  26. Смыслов, Д. В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Регулятивные аспекты // Деньги и кредит - 2017. - №1. - С. 36-43.
  27. Смыслов, Д.В. Международная валютная система: тенденции эволюции // Деньги и кредит - 2016. - №10. - С. 46-58.
  28. Спиридонова Т.С. Новый этап взаимоотношений России с МВФ // Сборник: Приоритетные направления развития и экономическая безопасность Российской Федерации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 94-102.
  29. Спиридонова Т.С. Специфическая роль Международного валютного фонда в современных условиях // Финансовый бизнес. - 2017. - № 2 (169). - С. 61- 66.
  30. Столбова Е.Д. Характеристика современной деятельности МВФ и Международного банка реконструкции и развития // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 2. № 3. - С. 12-16.
  31. Хадарцева Л.С., Саркисян А.А. Основные аспекты деятельности МВФ // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 3. - С. 108-111.
  32. Хлебникова Д.В. Принципы системного подхода к исследованию реформы Международного валютного фонда // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2018. - № 12. - С. 29-33.
  33. Шевченко Л.М. Финансовая глобализация и риски устойчивости национальной финансовой системы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 9. - С. 79-83.
  34. Шугуров М.В. Реформирование Международного валютного фонда в xxi веке: основные направления и приоритеты // Современное право. - 2014. - № 1. - С. 129-137.
  35. Яковлева М.А. Особенности финансово-правового статуса глобальных международных финансовых организаций (на примере МВФ). // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. - 2016. - № 2. - С. 95-100.