Файл: Теоретические аспекты социального страхования и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На бумаге сдавать отчет могут только предприятия с количеством человек не более 25. Он может быть составлен в письменной форме или напечатан на компьютере. Остальные обязаны заполнять электронную форму 4-ФСС, которую можно отправить через портал portal.fss.ru или передать напрямую в отделение Фонда на электронном носителе. Такой отчет непременно должен содержать цифровую подпись. [15][34]

Так как проблема нехватки средств в бюджете фонда социального страхования никуда не уходит, то вероятнее всего Госдума будет вынуждена придумать новые варианты ее решения. Им нужно либо сокращать расходы, либо искать новые источники прибыли. Пока что намерения правительства не известны.

В расчетах страховых начислений и выплат следует учитывать, что граничные базы для этого были увеличены до 815 000 руб., а для ОПС, соответственно, до 1 021 000 руб. При достижении последней суммы ОПС рассчитывают по 10%, а не по 22%-тарифу. С выплат же по материнству и болезни взносы вообще не начисляют, когда достигнут предел базы. А вот по ОМС лимиты убрали, как известно, вообще уже давно – с них начисления идут вне зависимости от того, какого размера выплата.

В 2019 году будет действовать 30% ставка, правда, это только для общей системы налогообложения – «упрощенцам» собираются в этом плане подарить существенные льготы. [18][35]

Также пока не решен вопрос с общим бюджетным маневром, на котором так настаивает Минфин, и конкретная информация о котором появится, как ожидается, не ранее начала рассмотрения проекта бюджета на следующий год, ведь он подразумевает рост НДС с компенсацией выросших по этому налогу затрат для бизнеса уменьшенными ставками фонда социального страхования. Но, как бы там ни было, сейчас актуальным остается долевое распределение взносов в 22/5,1/2,9% в ОПС/ОМС и соцстрах, соответственно.

Кстати, не исключено, что даже если оставят консолидированную ставку на прежнем уровне, возможно, примут решение, что будет перетасовка между показателями внутри. Например, давно уже обещают снизить ставку по соцстраху, но повысить при этом – на медицинское страхование.

Еще один важный нюанс, касающийся индивидуальных предпринимателей: их взносы «отвязали» от МРОТ, сделали фиксированными и зависящими только от дохода. Так, если показал менее трехсот тысяч рублей, в ПФР платить придется 26 545 руб., а в ОМС – 5 840 руб. Свыше же этого порога платят все то же, но еще и плюс к сумме 1% пенсионного, взимаемого с размера превышения.


Фонд социального страхования не делает разницы между гражданами Российской Федерации, получающими вознаграждение за труд на территории страны, и нерезидентами аналогично работающими здесь на российский бизнес и госструктуры. На них тоже организации обязуются начислять и уплачивать соответствующие взносы.

Также важно помнить, что с 2018 года действует новая форма отчетности по фонду социального страхования, в которой появился ряд серьезных изменений, а также внедрены новые правила, по которым там могут посчитать, что отчет является несданным (четко прописано, какие ошибки и в каких строках на это влияют).

Пилотный проект фонда социального страхования «Прямые выплаты» продлен в своем действии до 2020 года, но, стало известно, что работать он будет лишь в 33 федеральных субъектах, прочие же так и продолжат пользоваться зачетной схемой. Принцип отбора в эту программу не афишируется, но, известно, что на протяжении 2018-2019 годов в нее точно не войдут: Владимирская, Кемеровская, Волгоградская, Смоленская, Рязанская, Кировская, Воронежская, Костромская, Тверская, Курская, Ивановская области, Забайкальский край и Якутия. [5][36]

А также регионы, которые планировалось подключить самыми последними – во второй половине 2019 года. Это Ингушетия, Коми, Дагестан, Карелия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чувашия, Чечня, Удмуртия, Ярославская, Тульская и Архангельская области, Хакасия.

Продлены льготные условия для обложения взносами в фонд социального страхования для Калининградской ОЭЗ: ОМС – 0,1%, соцстрах – 1,5% и ОПС – 6%. Пользоваться ими можно будет вплоть до 2025 года. Также узаконены были и существенные поблажки предприятиям, прописавшимся в ряде особых промышленных зон, которые не являются отдельными регионами или муниципалитетами. Например, для модных сейчас технополисов, где консолидированная ставка по социальным взносам понижена до 21%.

Вывод по 2-й главе:

В настоящее время самое главным на мой взгляд является правильное и грамотное составление бюджета на социальное страхование и изыскание средств на поддержание этой системы, так как все это влияет на экономику страны в целом. Ведь улучшение качества жизни людей и их поддержка будет положительно сказываться на качестве их работы, что в свою очередь влечет стабильные отчисления в фонды социального страхования и заинтересованность работы в первую очередь в «белых» компаниях с чистым доходом и официально трудоустроенных. Чем выше отчисления, тем лучше гражданин будет социально защищен, когда наступит страховой случай.


3. Проблемы социального страхования и пути его реформирования

Длительное существование социального страхования в рамках советской экономико-правовой системы обуславливает непростую адаптацию в условиях рыночной экономики России. За годы самостоятельности соцстрах так и не стал безупречно функционирующей системой защиты нетрудоспособного населения, однако государство, последовательно реформируя отрасль в сложных экономических условиях, стремится к созданию оптимального баланса между наполнением страхового фонда и распределением выплат.

Основной проблемой российского социального страхования является недофинансирование страховых фондов, которые осуществляют выплаты по страховым событиям. Как следствие — уровень расходов выше доходной части, особенно в сфере медицинского и пенсионного страхования. Существует ряд причин, экономического и социального характера, которые обуславливают данную проблему:

  • Недополучение взносов из-за неофициального приема сотрудников на работу, оформление трудовых отношений по гражданско-правовому договору, который не предусматривает внесение работодателем страховых платежей;
  • Обязательность нестраховых выплат из бюджета страховых фондов. Сюда относится:
    • оплата ритуальных похоронных услуг (до 5562 руб., учитывая индексацию 2017 г.);
    • расходы по содержанию (частичному) детских оздоровительных учреждений, детской внешкольной занятости;
    • возмещение средств, потраченных на проезд к месту оздоровления и др.
  • Уровень администрирования доходной части негосударственных фондов страхования далек от оптимального;
  • Демография. Политика государства направлена на поддержание материнства и детства, что приводит к росту выплат пособий роженицам и женщинам, ухаживающим за детьми до полуторагодовалого возраста. Также на фоне уменьшения официально трудоустроенного трудоспособного населения растет число пенсионеров;
  • Незаинтересованность работодателя в полном и своевременном погашении взносов соцстрахования.

Устранение причин финансового дефицита базируется на сокращении количества неофициально работающих граждан, чем должны заниматься уполномоченные органы. Дополнительную (нестраховую) финансовую нагрузку необходимо перенести на иные системы социальной помощи, которые финансируются из госбюджетов разного уровня. Эффективное администрирование возможно только после полного реформирования страховой системы. Решение проблем, связанных с демографической ситуацией, требует системного подхода и времени, достаточного для омоложения трудоспособных слоев населения.


Помимо финансовых сложностей существуют и другие проблемы, мешающие эффективному функционированию соцстрахования в государстве. Прежде всего, это нивелирование страховых принципов и замена системы соцстраха социальным обеспечением. В рамках данной проблемы нарушается принцип солидарности и возвратности, когда страховыми услугами могут пользоваться лица, не участвующие в формировании фондов страхования. Возможность для участия в соцстраховании необходимо предоставить и тем, кто на сегодня находится вне системы: для этого формируются негосударственные фонды, например, пенсионного страхования.

Существенное влияние на снижение эффективности социальной страховки оказывают недоработки в правовом поле, когда несовершенство законодательной базы становится причиной финансовых, социальных, юридических проблем. Недовольство со стороны застрахованных лиц основано на частичном неравенстве лиц, претендующих на социальные гарантии. Например, путевки на санаторно-курортное лечение получает ограниченный круг сотрудников, у которых диагностированы определенные заболевания либо имеются льготы. Другие категории работающего населения могут надеяться только на финансовую возможность предприятия. Если оздоровительная база сохранена, то установленный процент страховых взносов может быть направлен на ее содержание. Если же оздоровительно-курортные объекты отсутствуют, то все взносы перечисляются в общий фонд.

Недоверие сотрудников и работодателей к системе соцстрахования выражается в необязательности при уплате взносов. Более широкое информирование, прозрачность распределения средств, интерактивные средства коммуникации с застрахованными лицами могут снять либо уменьшить барьер между страховщиком и страхователем. Законодательная ветвь власти работает в данном направлении, проводя реформы в смежных со страхованием отраслях (пенсионной, медицинской, налоговой).

В страховании от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний более 2/3 средств идет на оплату лечения, реабилитации. Лишь 4% взносов тратится на профилактику заболеваний и травм, обусловленных вредными условиями на производстве.

Подобное распределение неэффективно, поскольку предупреждение увечий и хронических болезней при должном финансировании может экономить средства на оплату больничных листов, регрессов, пенсий по инвалидности. Продуманное и взвешенное законотворчество решает ряд бюрократических нюансов, закладывает базу для формирования и модернизации страховых отношений в системе соцстраха.


Единый социальный налог, включавший страховые взносы, был отменен в 2010 г. Ему на смену пришла система, согласно которой работодатели обязаны перечислять взносы в фонд социального страхования. В 2017 г. Фонд социального страхования разделил право на взыскание, контроль и другие полномочия с Налоговой службой и Пенсионным фондом. В основе реформ — разделение фондов соцстрахования в соответствии с социальными рисками. В сфере страхования по профзаболеваниям обязательна дифференциация тарифов, исходя из отраслевых особенностей.

С начала 2017 г. налоговое законодательство пополнилось новым разделом № 9 под названием «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой, где прописан порядок внесения страховых взносов индивидуальными предпринимателями, физическими самозанятыми лицами, юридическими лицами. Администрирование страховой системы налоговиками должно существенно сократить бюджетный дефицит страхового фонда к 2020 году, о чем говориться в пояснении к законопроекту «О бюджете ФСС РФ на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 годов». Фонд также продолжает реализацию «пилотного» проекта, в задачи которого входит замена «зачетной» системы прямой выплатой компенсаций региональными фондами соцстраха. [21][37]

Вывод по 3-й главе:

Социальное страхование в России имеет много очевидных проблем, над которыми необходимо системно и долго работать, чтобы добиться стабильного и нормального функционирования системы. В настоящее время в этой сфере проходят модернизация и программы, которые позволят изменить ситуацию в целом, результатом которых должна стать максимально эффективная защита работающих граждан и соблюдение конституционных прав человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное страхование в России необходимый фундамент для существования страны. Значение фонда социального страхования достаточно велико. Деятельность фонда призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. Фонд помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту. И те инновационные инструменты, которые создает Фонд – реальная помощь.

Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством. В 2019 году бюджет фонда социального страхования, утвержденный Государственной Думой, составляет 565 млн. рублей. Его эффективное функционирование способно вызвать доверие граждан государству, проводимой им политике. Тем не менее, остаются нерешенными вопросы, касающиеся вектора развития социального страхования: стоит выбор между путем либерализации, полной модернизации и усиления роли государственного влияния и значения. В рамках же выбранного направления лежит необходимость эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственного внебюджетного фонда – фонда социального страхования Российской Федерации, принципы построения которого на данный момент исключительной определенностью не отличаются. Кроме того, российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов: неблагоприятное состояние экономики страны, сильнейшая разница доходов населения.