Файл: М-804.Губаревич. Эконом. термины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1487

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. Объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности,
в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА – напряженность труда, затраты труда работника в единицу времени.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – развитие общественного производства с использованием достижений научно-технического прогресса, более эффективных средств производства, более рациональной организации труда. Сущность интенсификации производства заключается в том, что предприятие в результате более рационального использования всех производственных ресурсов (трудовых, сырьевых, финансовых, энергетических) производит больше продукции, повышает производительность труда.

ИНФЛЯЦИЯ – процесс обесценивания бумажных денег, находящихся
в обращении, вследствие их чрезмерного выпуска по сравнению с реальным предложением товаров. Инфляция порождается целым комплексом причин, важнейшими из которых являются следующие: а) дефицит государственного бюджета, для покрытия которого государство выпускает государственные ценные бумаги, или просто бумажные деньги; б) высокий уровень непроизводительных расходов государства, и в первую очередь военных, который приводит к большим затратам человеческого труда, однако не обеспечивает роста потребительских благ и услуг; в) товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения и на этой основе приводящий к росту цен; г) монопольное положение на рынке ряда производителей, которое позволяет им завышать цену на свою продукцию без роста ее потребительских качеств либо выпускать только дорогостоящую продукцию; д) рост заработной платы более высокими темпами по сравнению с ростом производительности труда и т.д. Последствиями инфляции являются: сокращение реальных доходов населения, рост цен и стоимости жизни и т.п.

ИНФРАСТРУКТУРА – комплекс отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, выполняющих функцию обслуживания экономики страны, а также создания нормальных условий для функционирования производственного процесса и жизнедеятельности людей. Различают инфраструктуру производственную, рыночную, социальную.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНАЯ – совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов рыночных отношений: продавцов и покупателей. Включает в себя предприятия торговли, биржи, финансовые институты.

ИПОТЕКА – 1) залог недвижимости – земли, зданий, сооружений и т.д. для получения ссуды; 2) ипотечная ссуда (ипотечный кредит) – денежная ссуда под залог недвижимости.



К

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОНД ВРЕМЕНИ – потенциально возможное время работы оборудования в течение года.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ – исчисление себестоимости единицы продукции по статьям затрат. Себестоимость рассчитывается в стоимостном выражении и является базой при формировании оптовых цен. Типовая группировка затрат включает следующие статьи калькуляции: сырье и материалы; покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; возвратные отходы (вычитаются); топливо и энергия на технологические нужды; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные (цеховые) расходы; общехозяйственные расходы; внепроизводственные (коммерческие) расходы. Суммарные расходы в соответствии с данной группировкой позволяют определить цеховую, производственную и полную себестоимость продукции (работ, услуг).

КАПИТАЛ – экономическая категория, выражающая стоимость средств производства, которые в результате приложения рабочей силы создают прибавочную стоимость. Капитал подразделяется на основной (основные фонды) и оборотный (оборотные средства).

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ – совокупность затрат на расширенное воспроизводство основных фондов производственного и непроизводственного назначения.

КАРТЕЛЬ – одна из форм монополий, представляющая собой объединение предпринимателей, договаривающихся между собой о цене, объеме производства и разделе рынков сбыта продукции, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ – технико-экономическая категория, отражающая совокупность различных свойств продукции (изделия), обусловливающих ее способность удовлетворять различные потребности общества. В соответствии с назначением и потребностью качество продукции тесно связано с потребительной стоимостью.

КВОТА – доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте какого-либо товара.

КЛИРИНГ – система безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА – система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

КОМБИНАТ – объединение разных, но технологически связанных между собой предприятий, продукция одного из которых служит полуфабрикатом или материалом для другого. Может также основываться на комплексном использовании сырья и утилизации отходов при производстве разнородной продукции.

КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА – форма концентрации промышленного производства, которая предусматривает объединение в одном предприятии (комбинате) нескольких специализированных и взаимосвязанных производств, последовательно выполняющих технологические операции по обработке сырья, когда продукция одного производства является сырьем, материалом для другого. Например, металлургический комбинат из руды выплавляет чугун, из чугуна – сталь. Сталь, в свою очередь, является материалом для производства готовой продукции в металлообрабатывающих подразделениях комбината. Другая форма комбинирования – комплексное использование сырья, материалов и утилизация отходов при выпуске разнородной продукции. Комбинирование позволяет более эффективно использовать материальные и вторичные энергетические ресурсы. Например, деревообрабатывающий комбинат располагает производственными мощностями по производству мебели, пиломатериалов, а отходы от данного производства используются для изготовления древесных плит, отдельных элементов мебели и т.д.


КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ – одна из стадий приватизации, когда вся ответственность за результаты деятельности предприятия возлагается на администрацию, при этом государство прекращает выделять дотации на возмещение убытков.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА – сведения, не являющиеся государственными секретами, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ – кредит, предоставляемый одним юридическим лицом другому юридическому лицу в товарной форме без оплаты в момент совершения сделки, то есть с отсрочкой платежа за купленный или поставленный товар. Оформляется такой кредит векселем, в котором фиксируются срок погашения кредита и сумма выплаты. Коммерческий кредит может также оформляться путем открытия специального счета по учету задолженности, которая гасится заемщиком периодическими платежами
с учетом процентной ставки за кредит.

КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ – это метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств предприятия на основе повышения эффективности использования всех видов ресурсов, а также путем выгодной продажи произведенной продукции. В данном случае предприятия получают возможность получать прибыль не только за счет снижения себестоимости, но и за счет повышения цен на свою продукцию. Тем самым расширяются возможности предприятия увеличивать прибыль и осуществлять самофинансирование расширенного воспроизводства. Коммерческий расчет базируется на нескольких принципах: а) наличие собственных средств; б) хозяйственная самостоятельность;
в) самоокупаемость и рентабельность; г) самофинансирование; д) экономическая заинтересованность; е) экономическая ответственность.

КОММЕРЦИЯ – торговая и торгово-посредническая деятельность, осуществляемая коммерсантами; участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг.

КОМПАНИЯ – предприятие, чей капитал представляет собой объединенную собственность нескольких самостоятельных предприятий.

КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ – возможность свободного обмена валюты одной страны на валюту другой страны без всяких ограничений.

КОНГЛОМЕРАТ – одна из форм монополии, при которой под единым финансовым контролем объединяются предприятия различных отраслей экономики, технологически между собой не связанные.

КОНКУРЕНТ – физическое или юридическое лицо, выступающее на рынке как соперничающая организация.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРА) – совокупность свойств, обеспечивающих способность продукции удовлетворять требования конкретных потребителей в данный момент времени по техническим, экономическим и другим параметрам. При характеристике уровня конкурентоспособности продукции в качестве основных критериев используются технический уровень продукции, степень применения последних достижений научно-технического прогресса при разработке конструкции и технологии ее изготовления, уровень соответствия продукции требованиям международных стандартов и запросам иностранных потребителей, а также объем затрат потребителя на приобретение, перевозку (с учетом таможенных сборов и платежей) и эксплуатацию изделия.


КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между различными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции с целью получения максимальной прибыли. Конкуренция выступает главным стимулом совершенствования производства и повышения качества продукции. Выделяют два основных вида конкуренции: 1) межфирменную (предметную) – борьбу между предприятиями одной отрасли, производящими аналогичную продукцию, удовлетворяющую одну и ту же потребность; 2) межотраслевую (функциональную) – борьбу между производителями различных товаров за долю в платежеспособном спросе потребителей. По методам борьбы конкуренцию подразделяют на: 1) ценовую, то есть борьба ведется путем изменения цены на выпускаемую продукцию; 2) неценовую, где борьба осуществляется путем изменения качественных параметров товаров, условий обслуживания, рекламы и т.д.

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ – комплексные консультационные услуги, предоставляемые специализированными консалтинговыми фирмами по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономической деятельности, исследованию и прогнозированию рынка, разработке программ маркетинга, созданию и регистрации предприятий.

КОНСИГНАЦИЯ – форма комиссионной продажи товаров, при которой их владелец (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи его со склада комиссионера. По договору консигнации товары отгружаются производителем или дилером агенту для реализации по наилучшей цене, но при этом они остаются собственностью консигнанта. На практике хранение товара на складе консигнатора составляет, как правило, от 1 до 1,5 лет, если за этот период он не будет продан, то возвращается консигнанту. Консигнация наиболее распространена во внешней торговле.

КОНСОРЦИУМ – форма временного (на определенный срок) добровольного объединения организаций (юридически самостоятельных фирм, банков и т.д.), создаваемая для совместной реализации дорогостоящих проектов или программ. Так, предприятия любой формы собственности могут объединяться для осуществления крупномасштабного промышленного строительства, увеличения производства продукции, совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

КОНТРАКТ – многосторонний или двусторонний юридически оформленный договор на определенный срок, в котором зафиксированы права и обязанности каждой стороны, а также коммерческие, финансовые и другие условия заключения соглашения. Наиболее распространенным является контракт купли-продажи, который предусматривает следующие обязательства: для товаропроизводителя (продавца) – поставку товара в установленном объеме и с заданными качественными параметрами, передачу документов и юридических прав на поставленный товар; для потребителя (покупателя) – приемку товара в соответствии с требованиями о поставке, зафиксированными в соглашении, и его оплату. При нарушении условий контракта на виновных накладываются штрафные санкции.


КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ – доля акций, сосредоточенная в руках одного юридического или физического лица и дающая ему право управления данным акционерным обществом (классически – 50% + 1 акция,
в реальности достаточно иметь 25–30% общего количества акций).

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – сосредоточение средств производства отдельных товаропроизводителей на крупных предприятиях. Различают агрегатную (повышение мощности установленного оборудования), технологическую (увеличение размеров технологически однородных производств), заводскую (увеличение размеров предприятия) концентрацию производства.

КОНЦЕРН – это объединение предприятий, сохраняющих права юридического лица, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации ряда функций с целью повышения эффективности их выполнения (научно-техническая деятельность, инвестиционная, внешнеэкономическая и т.д.). Концерны бывают отраслевыми и межотраслевыми.

КОНЦЕССИЯ – договор на сдачу государством в эксплуатацию частным предприятиям, иностранным фирмам на определенных условиях предприятий, недр земли и т.д. с целью развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств.

КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА – форма долгосрочных производственных связей между специализированными предприятиями, фирмами, которые участвуют в совместном изготовлении определенной продукции, но при сохранении их хозяйственной самостоятельности.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ – налоги на определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене товара.

КОТИРОВКА – установление цен на товары на бирже в процессе торгов.

КОРПОРАЦИЯ – фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом в уставный фонд корпорации).

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ – определяется как отношение стоимости ликвидированных, списанных
с баланса предприятия основных производственных фондов к их стоимости на начало года.

КОЭФФИЦИЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ – определяется как отношение стоимости вновь введенных основных производственных фондов в течение года к их стоимости на конец года.

КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ – показатель оценки целосменного использования времени работы оборудования, который рассчитывается как отношение количества отработанных станко-смен в течение суток к общему количеству установленного оборудования. Коэффициент сменности может быть плановым и фактическим и определяется по предприятию, цехам и группам оборудования за год, квартал, месяц, декаду, сутки.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ – численность уволенных в течение года, отнесенная к среднесписочной численности работников.