ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2019
Просмотров: 576
Скачиваний: 3
1.Предмет и содержание курса «История Беларуси». Основные подходы к изучению истории история как наука зародилась под влияние бурного экономического прогресса в странах западной Европы в второй половине 19-го века, выделившись из политической экономии. В начале 20-го века полные курсы лекций по экономической истории уже читались в старейших университетах Великобритании – оксфордском и кембриджском. На рубеже 20-х и 30-х годов были созданы кафедры экономической истории в последующие годы аналогичные кафедры были открыты во Франции, Италии, германии, Швеции и др. в начале 21-го века экономическая история является неотъемлемой частью подготовки экономистов , юристов , политологов и социологов. Начиная с 1960 года по экономической истории регулярно проводятся международные конференции и конгрессы. Плодотворно работает международная ассоциация экономической истории , которая создана в 1962 году по инициативе французского ученого Ф. Броделя . В России термин экономическая история получило распространение в 70-е годы. В Белоруссии начало преподавание курса истории народного хозяйства связанно с открытием в 1921 году БГУ. В широком смысле предметом экономической истории является становление, развитие , трансформация закономерностей экономического развития страны под влиянием политических , религиозных , культурных и иных реалий общественной жизни.В настоящие время существует два основных подхода: формационный и цивилизационный. Формационный подход Таким образом, в центре формационного подхода находятся материальные ценности жизни временной, земной: экономика (способ производства, отличающий одну общественно-экономическую формацию от другой), политика (вопросы классовой борьбы за власть), удовлетворение все возрастающих потребностей (страстей, грехов).Формационный подход рассматривает одну, материальную сферу жизни общества: - социальную структуру; - политическую систему; - экономический строй; - природную сторону жизни общества (география, соседи, климат, почва, полезные ископаемые); - борьбу людей против людей (экономическую, социальную, политическую, военную). Цивилизационный подход В центре внимания цивилизационного подхода к истории находятся упомянутые ценности именно западной либеральной буржуазии, и прежде всего человек, человеческая личность, ее права, "духовный" мир (менталитет) падшего во грех человека. "В возможности раскрытия исторического смысла любой эпохи через ее человеческое измерение есть главное отличие понятия "цивилизация" от понятия "формация". Цивилизационная концепция "включает как объективный (формационный), так и субъективный ("человеческий") аспекты процесса познания истории. Интересам низов (прежде всего, рабочего класса - главного производителя материальных благ) более всего отвечет формационный подход, в центре которого стоит материальная сторона производства - производительные силы и производственные отношения. Интересам творческой элиты буржуазного общества соответствует цивилизационный подход, который во главу угла ставит права и свободы личности с ее менталитетом - внутренним "духовным" миром. Этим устраняется один из основных недостатков формационного подхода, который на первое место выдвигает экономику, а не самого человека.
2.Белорусские земли в 9 – середине 13 веков.Анализируя уровень развития экономики наших предков в 9 – первой половине 13 века , следует отметить значительный прогресс в изготовлении орудий труда , способов обработки земли. На смену подсечно – огневому земледелию пришло пашенное. Основными орудиями труда земледельце встречаются большое деревянное рало с железной рабочей частью – наральником . среди костей домашних и диких животных , оставшихся на поселениях , археологи находят значительно меньше , чем в более ранних слоях, костей волов и лошадей, которых стали использовать не только в пищу , но и как тягловую силу. Обработка пашни уже не требовала труда многочисленных родовых коллективов , которые проводили работы только по вырубке лесных учасков, сжиганию деревьев и выкорчевыванию пней. Семья становилась основной хозяйственной единицей , владела средствами производства и полученным продуктом. Кроме Сохи и рала предки белорусов использовали в сельском хозяйстве серпы с насечкой. Наиболее распространёнными зерновыми культурами на территории Белоруссии были рожь, ячмень, овес, просо, пшеница. Широко культивировались бабы , горох а также масличные и волокнистые культуры лен и конопля. Кроме пашни древнее население Беларуси имело огороды и сады . Выращивали почти все овощи и фрукты известны сейчас кроме картофеля помидоров и кукурузы. Очень важным промыслом было бортничество. Бортями назывались естественные или сделанные специально дупла в лесных деревьях в которых жили пчелы. Мед использовали и как сладкую приправу , и как сырье дял приготовления хмельного напитка , главным образом для изготовления свечей. Для этих целей он широко экспортировался в странах Европы. Важными промыслами являлись охота и рыболовства. Охота имела два направления : 1. Пищевое – охота на зубра , дикого кабана , гуся и т.п. 2. Пушное – бобр , лиса , медведь , белка. Домашние промыслы были такие как прядение и ткачество, об этом свидетельствует многочисленные археологические находки так же обрабатывалась шкура и производился пошив из них одежды и обуви. Важным домашним промыслом было изготовления посуды.В городах из железа изготавливали более ста видов железных изделий : косы, серпы , топоры, молотки и другие орудия труда. В 9 – 10 веках как самостоятельная отрасль ремесла выделяется ювелирное дело. Из серебра , бронзы , стекла , драгоценных камней ювелиры делали женские украшения . важное значение в 9 – 11 веках умел водный пусть из « варяг в греки ». он связал Прибалтику и Скандинавию с Византией , а так же восточное славянские земли между собой великий водный путь обогащал те земли , через которые проходил , в том числе полоцкое , торговское , смоленское княжество. С развитием торговли появились и развеивались денежные отношения они были довольно сложными . Деньги из драгоценных металлов постепенно приходят на смену деньгам – скоту и деньгам – пушнине.
3.Образование и укрепление ВКЛ. Причина образования ВКЛ : - оборона от внешних врагов , преодоление феодальной раздробленности , укрепление экономических связей , укрепление феодальных порядков. Процесс образования ВКЛ начался с активизации политической жизни в Новогородке «теперешний новогрудок». в середине 13 века быстро укрепляется новородское княжество . этому содействовали его отдаленность от районов борьбы с крестоносцами и монголо-татарами , выской уровень развидия с\х , ремесла и торговли , заинтересованость зажыточных слоев населения в приращении територии княжества за счет других земель. Объединительные процесы , положившие начало ВКЛ , разварочивались в верхнем и среднем течениях реки неман. В образовании ВКЛ участие приняли востоно славянское хрестианское население беларуских земель и балтское языческое население литовских земель. Пути расширения границы ВКЛ были разными. Беларуские земли вошли в его состав приемущественно на добровольной основе. Пути вхождения беларуских земель в составл ВКЛ : 1. Соглашение (договоры) – полоцкое княжество согласие местных бояр и купцов 2. Подчинение (без договора) – некоторые княжества западной руси 3. Брак – витебское княжество через брак дочери князя с литовским князем Ольгердом. При великом князе Гедимине ( 1316 – 1347 года ) около 80-ти % беларуских земель вошла в состав ВКЛ . его територия увеличалась почти в 3 раза. Примерно 3\4 населения ВКЛ к середине 14 века сосотовляло население , которое исследователи отсносят к беларускому этноссу . уселение единовласти в ВКЛ произошло при великом князе Гедимине все его деятельность была направлена на дальнейшее укрепление ВКЛ и расширение терретории княжества. В 1323 году Гедемин перенес столицу государства в вильно ( теперешний вильнус ) . все народы принимавшие участие в образовании ВКЛ , прежде всего современные литовские и беларские , считаются историками наследниками этого государства .
4.Экономическое развитие и социальные отношения в Беларуси в 14-16 вв.На территории Беларуси продолжается процесс формирования и совершенствования феодальных отношений. Главным хозяйственным занятие большинства крестьян является земледелие, которое было неразрывно связано с животноводством, домашними и подсобными промыслами. Основные орудия земледельческого труда – деревянная соха и плуг – оставались неизменными в течении столетий. Усовершенствовалась агротехника : двухполье заменялось трехпольем, которое стало преобладать в 14 в. Основной с/х культурой на протяжении столетий была рожь, которой засевали до половины и более пашни. Широко распространены были овес, ячмень, просо, гречка, лен, конопля. В качестве тягловой силы на западе Беларуси использовали упряжку из двух волов, на востоке - лошадь. Разводили и других домашних животных и птиц: свиней, овец, гусей, кур. Значительную роль в хозяйстве играла охота, а также рыболовство и бортничество. Верховным землевладельцем считался глава государства – великий князь. Вместе с тем земли делились на государственные и частные. Гос. Земли: волости и хозяйственные дворы. В волостях пашенные земли были в личном пользовании крестьян, а остальные в коллективном и принадлежали общине. Волость была административной единицей. Жители волости платили гос. Налог. Хоз. Дворы принадлежали непосредственно князю, управлялись его администрацией и обеспечивали княжеский двор всем необходимым. Рост феодального землевладения в 15-16 вв. происходит различными путями:1) великий князь наделял землей своих подданных за военную и гос службу, дарил церкви земли; 2) крупные феодалы наделяли землей своих вассалов за военную и административную службу; 3) купля-продажа земли, залог с последующими отчуждениями. Наделение землей не всегда означало передачу ее в полную собственность и распоряжении. Так, существовали следующие формы населения вассалов землей: 1) «до воли» - воли великого князя или крупного феодала; 2) «до живота» - до смерти того, кому выделялась земля; 3) «на вечность» - с правом наследственного владения. Мелкие землевладельцы несли военную службу у великого князя или крупных феодалов. Сначала их называли боярами, а позднее шляхтой. Крупные наследственные землевладельцы стали называться панами, а самые богатые и родовитые из них – магнатами. Со временем семьи разрастались, но не стремились создать новый дым - единицу налогообложения. Так формировались «дворища» из 5-10 и более родственных семей.. Вводится денежный оброк – чинш. В зависимости от соотношений повинностей и роли в феодальном хозяйстве крестьяне делились на: 1)тяглых, 2) осадных, 3) огородников, 4) слуг. Многочисленные налоги и отработки не всегда выдерживало крестьянское хозяйство. Появлялись обедневшие деклассированные элементы, которых называли «кутниками», либо гультаями. По степени феодальной зависимости крестьяне делились на три основные категории : 1) людей похожих (могли переходить от одного феодала к другому, правда только осенью, после сбора урожая) 2) людей не похожих , 3) челядь невольную.
5.Этнические процессы на белорусских землях. Основные концепции происхождения белорусского народа.Этнос, этническая общность – устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, имеет общий язык, культуру, быт, психологические черты и самосознание. Основные исторические формы этноса – род, племя, народность, нация – характеризуются и определенными социально-экономическими особенностями. Одной из главных признаков этноса является этническая территория – территория компактного расселения конкретного народа. Этническая Территория – это не только сфера обитания, но и жизненная основа, что обусловливает специфику хозяйственных занятий и производственной культуры, питает конкретными образами духовные сокровища народа, его язык и фольклор. Язык народа является специфическим средством сохранения и передачи его социального опыта, культурных традиций. Через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.В результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX – X вв. Затем в конце X – начале XI в. вместе с другими восточнославянскими сообществами кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общеславянской этническую общность. Для нее были характерны восточнославянский язык, общая материальная и духовная культура. С транформацией этих этнических славянских сообщностей в общеславянское древнее сообщество их территории стали общей этнической территорией, которая получила название «Русь». Именно с этого времени в отношении территории Беларуси, как и до соседних восточнославянских земель, начала применяться название «Русь», а население стало называться русов, русичам, русинами, русскими. этническая территория «Русь» не была однообразной. Она делилась на регионы, которые не совпадали с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические зоны обще-восточнославянсие общности – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь», за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». В южной паприпятской зоне на основе трансформации дреговичей, деревянн и южной части радимичей шел процесс складывания новой этнической общности – полешуков, в Североном (падвинска-днепровском) регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей – древних белорусов. Пилипенко считает, что именно они и стали непосредственными предками белорусов.
6. Реформа 1557 г. В Беларуси и ее основные долги.Реформа проводилась на гос. Земле. Основным документом реформы была «Устава на волоки», подписанная великим князем литовским Сигизмундом Августом в 1557 г.Основные причины и предпосылки реформы: 1) рост гос расходов ВКЛ, недостаток средств в гос. Казне, 2) Рост материальных потребностей двора, 3) «революция цен» в Европе, увеличение спроса на с-х продукты. Целью реформы было увеличение доходов гос-ва путем изменения и упорядочения поземельных отношений: перехода к системе взимания налога с земли в зависимости от ее кол-ва и качества. Увеличился доход с гос. Земель. Поземельной мерой, за пользование которой выполнялись определенные повинности, стала Волока. Волока равнялась 30-33 моргам (21,3-23,43 га).в целом реформа была проведена в интересах феодального сословия, способствовала перераспределению доходов с земли в их пользу. Поэтому она вызвала массовое сопротивление крестьян против увеличения повинностей, барщины, закрепления за замлей тех, кто «принял» волоку либо ее часть. Суммирую результаты в последствии реформы, можно выделить следующие: 1) рост доходов казны, 2) переход к поземельному налогообложению крестьян, 3) ускорение передовой агротехники – трехполья и повышения производительности сельскохоз. Труда, 4) разрушение крестьянской общины на западе и в центре Беларуси, 5) закрепощение крестьян, 6) окончательное оформление сословной корпоративности, 7) развитие торговли и товарно-денежных отношений.
7.Религиозное отношение на белорусских землях в 16-17 вв. Реформация и контрреформация. Униатство.Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существование двух конфессий (направлений) христианства. Православной веры придерживалось в 16 в. Большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Католическая вера постепенно распространялась на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживающих католичество для укрепления своей власти. В 20-30-е гг. 16 в в ВКЛ утвердилась религиозная толерантность – веротерпимость. После заключения Люблянской унии в 1569 г православная церковь начала терять свое ведущее положение на территории Беларуси. В конце 16- начале 17 в в ВКЛ в ответ на пропольско-католическую политику руководства Речи Посполитой возникли братства. Они сыграли большую роль в расширении просвещения, открытия школ и типографий. Реформация – широкое общественно-политическое движение, направленное против всевластия католической церкви. Сторонники Реформации выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она была дешевой для прихожан, за богослужение на родном языке. Реформаторы отрицали церковь как посредника между Богом и людьми. В отличии от Западной Европы реформационное движение в ВКЛ не приобрело широкой поддержки. Оно охватило в основном его высшие круги , в первую очередь магнатов. Наступление католичества в РП повлияло на заключение в 1596 г Брестской церковной унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую греко-католическую униатскую церковь. Идея унии православной и католических церквей возникла уже вскоре после разделения христианской церкви в 1054 г. Она является актуальной для христианской церкви до сегодняшнего дня. В 1595 г римский папа в Ватикане торжественно объявил унию православной и католической церквей. Подготовка унии продолжалась с 1590 по 1596 г. За это время было разработано восемь вариантов текста унии. После утверждения унии на церковном соборе 1596 г в Бресте верховная власть РП стала на путь насильственного навязывания униатства. Закрывались православные церкви и школы. Униатство было ликвидировано в Беларуси в 1839 г путем воссоединения униатов с православными. Возродилось оно опять в 1920-е гг в Зап. Беларуси и существовало до 1940 г. Теперь в Беларуси действует ряд униатских церквей.