ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2019
Просмотров: 579
Скачиваний: 3
33.Нарастание кризиса советской системы во второй половине 1980 гг.Провозглашение сувериннитета РБ. Жизнь во второй половине 1980 годов была связана с политикой перестройки,провозглашенной с 1985 г. Новым руководителем ЦК КПССС Горбачевым.В 1989 состоялись выборы народных депутатов СССР.Одним нз реальных достижений политики перестройки стала ГЛАСНОСТЬ. Публикуются ранее запрещенные произведенияя. Острыми стали телепередачи, репертуар театров н кинофильмов Достижениенм экономич.развития БССР стала переориентация с производства машин станков оборудования на выпуск товаров народного потребления. Впервые эти товары стали по объему производства выпускаться опережающими темпами. Для обеспечения населения била введена система талонов. В 1970-е – начале 1980-х гг. произошёл серьёзный сдвиг в обеспечении населения жильём, однако жилищная проблема оставалась неразрешённой и усугублялась т. н. проблемой "лимитчиков". Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, её резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносят ощутимого результата. Важным событием в политической жизни страны стало принятие в 1977 г. новой (третьей по счёту) Конституции СССР, Конституция фиксировала общенародный характер государства (депутаты стали именоваться народными), закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС), провозглашала основные демократические свободы,. разрыв между конституционными нормами и политической реальностью укреплялся. Однако в итоге разрыв между пропагандой и реальностью порождал массовый скептицизм, недоверие к партийным решениям, политическую апатию и цинизм.Роль Советов и их контролирующие функции ослаблялись. Нарушались взаимоотношения партийных, советских и хозяйственных органов. КПСС не могла противостоять административно-командной системе, поскольку сама была её важным звеном, а в руководящем партийном аппарате также шёл процесс обюрокрачивания. Исподволь началось оправдание сталинщины. Из печати стали исчезать всякие упоминания о нарушениях законности, о репрессиях периода культа личности. В рамках процесса ресталинизации искажалась правда о событиях 1930–1940-х гг. Негативные явления укреплялись и в сфере культуры (догматизм, парадность, уход от реальных проблем и пр.). Весьма невысокий культурный уровень брежневского руководства не мог способствовать расцвету культурной жизни. Растущие противоречия между властью и обществом характерно отражались в диссидентском движении, включавшем в себя течение правозащитников, еврейское движение за свободу эмиграции, движение крымских татар за возвращение на родину и др. Пара́д суверените́тов (1990—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными. Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». 18 июня 1990 года — под влиянием Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня, Верховным Советом БССР принимается решения о подготовке Декларации о государственном суверенитете. В итоге 27 июля за принятие Декларации целиком проголосовало 229 депутатов.27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и её законов.19 сентября 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была переименована в Республику Беларусь, были приняты новый государственный герб и новый государственный флаг, а позднее — новая Конституция и гражданский паспорт.
34.Поиск путей выхода из экономического кризиса первой половины 90-х гг.20 века.Кризисные явления помимо технической отсталости усугубили ряд факторов .Во первых около 40% промышленного производства было связано с изготовлением продукции,а продуманная программа оборонной промышленности отсутствовала.Во вторых серьезное влияние оказала авария на чаэс.в третьих кризис финансовой системы.В четвертых отсутствовала программа перехода к рыночной экономики.Пути- В октябре 1990 года в беларуси начинает осущ. Переход к рыночным отношениям.В его основу была положена программа 500 дней.,разработанная Шаталиным и Явлинским.Программа включала-1.Гарантии свободы предпринимательства и реализации права собственности.2.Свободу экономич.выбора для всех граждан рб.3.Использование свободного ценообразования.4.Максимальную открытость рыночной системы РБ внешним связям как ближнего так и дальнего зарубежья.5.Суверенное право РБ разрабатывать и осуществлять свои законы и нормативно-правовые акты.Перевод предприятий на самофинансирование и самоокупаемость.Реформирование аграрного сектора страны. Первый источник – рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Однако в перспективе здесь, конечно, вряд ли можно рассчитывать на какие-то существенные положительные сдвиги. Вместе с тем в принципе резервы заметного роста доходной части бюджета у нас огромны:Снижение уровня налогообложения и на этой основе – резкое расширение налогооблагаемой базы вплоть до возвращения значительной части ушедшей «в тень» экономики обратно в налоговую систему;Установление государственной монополии на производство и оптовую торговлю спиртным; Увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;Дальнейшая приватизация государственной собственности, но не по-воровски, а по более или менее реальным ценам;Продажа земли и др. Второй источник – займы внутри страны и за рубежом. Третий источник – сбережения населения и российские капиталы, эмигрировавшие за границу. Реальные возможности здесь тоже минимальны. Те примерно 20 млрд. долл. в рублевых сбережениях, которые имелись у населения, серьезным резервом не являются; уже начавшийся процесс их быстрого «усыхания» в результате девальвации и наметившегося роста инфляции станет, скорее всего, еще одним фактором политической и социальной нестабильности, чем государственным резервом. Четвертый источник восстановления равновесия в денежно-финансовой системе, принудительного обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса – девальвация рубля.
35.Основные тенденции общественно-политического развития Беларуси на современном этапе.Конституция РБ с изменениями и дополнениями.Оформление государственного суверинета беларуси было связано с достижением политической независимости и самостоятельности государственной власти.27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверинетете республики. Это означало, что РБ избрала собственный путь развития.В марте 1991 был проведен референдум по вопросу сохранения СССР о обновленной форме как демократического правового государства. Верховный Совет БССР принял постановление, в котором отмечалось целесообразность вхождения бССР в состав обновленного Союза ССР.. 25 августа 1991 Верховный Совет БССР принимает решение о придании декларации о государственном суверенитете БССР конституционного статуса.19 сентября 19991 принимакется закон о названии БССР и стало новое название республика беларусь.15 марта 1994 была принята новая Конституция (до этого Коисгнтуция в Беларуси принималась четыре раза-в 1919, 1927, 1937 и 1978 гг. в соответствии с которой РБ является унитарной, демократической и социально-правовой державой, которая базируется на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Руководителем РБ и исполнительной власти является Президент. Именно он формирует высший орган и несет ответственность за свою деятельность.10 ноября первым президентом был избран Лукашенко.24 ноябре в нашей стране состоялся референдум важнейшим итогом которого явилось принятие новой конституции.Руководителем является президент. Законы сначала рассматриваются в Палате представителей, а затем одобряются Советом Республики или направляююя на доработку Исполнительную власть осуществляет правительство - Совет Министров РБ. Конституциооный суд осуществляет контроль за соответствием законов и других тивных актов Конституции РБ. На референдуме так же был решен «опрос о переносе Дня Независимости РБ :на 3 июля.
36.Становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной экономики.Разработка белорусской модели социально-экономического развития началась в середине 1990-х гт В 1996 г. была разработали Национальная сгратегия устойчивого развития РЬ до 2010 г На первом Всебелорусском собрании в 1996 г. были утверждены основные направления соц.-экономического развития нашей республики на 1996-2000 гт. Главные задачи; экспорт белорусских товаров, еттютельство жилья, обеспечение населения продуктами нитанш; В программе деятельности правительства РБ в качестве национальной модели развиты) определена социально ориентированная рыночная экономика.Реализация белорусской модели экономического развития связана с выполнением основных направлении социально-экономического развития на 1996-2000 гг. Это позволило нашей стране первой на постсоветском пространстве преодолеть кризисные явления в экономике п восстановить в 2000 г. уровень производства продукции 1990г. С учетом результатов реализации белорусской модели экономического развития второе Всебелорусское народное собрание в 2001 г. поддержало основные направления Программы развития на 2001-2005 гт. Первое пятилетие 21 в. стало важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития -повышения благополучня народа и приблежение его к уровню экономически развитых европейских стран. Выполнение программы вывело нашу страну на путь устойчивого экономического Роста.Ва:кное значение при реализации белорусский модели имеет государственное финансирование крупных промышленных предприятий и колхозов.Главной целью развития модели остается дальнейший рост благосостояний населения на основе повышения конкурентоспособности экономики и создания государства удобного для жизни людей.